Тема 16. Карст. Суффозия. Просадка в лессовых грунтах. Условия формирования. Территориальная локализация. Методы геофизических исследований, защитные сооружения
Задание 1. Репродуктивное задание: «Разработка структурно-логической схемы «Классификация карстовых процессов по механизму формирования»»
Цели:
1. Формирование способности идентификации карстовых процессов.
2. Формирование способности анализировать природные процессы и особенности территории по данным картографических материалов для выявления потенциальной карстовой опасности на территории.
Алгоритм выполнения задания.
1. Разработайте блок-схему: «Классификация карстовых процессов по механизму формирования». В основу классификации должны быть положены факторы, определяющие развитие карстового процесса.
2. Изучите карту «Активности карстово-суффозионных процессов на территории Российской федерации» (Федеральное агентство «Гидроспелеология» URL: http://www.geomonitoring.ru/reglam_kart.html). Выявите территории с различной степенью карстовой опасности. Данные систематизируйте в таблице.
Образец таблицы
Региональная активность оползневого процесса | |||
Учетные объекты ведения мониторинга | Высокая | Средняя | Низкая |
1…… | |||
2…… | |||
3……. |
3. Выявите, к какая степень карстово-суффозионной опасности характерна для вашего региона.
Задание 2. Кейс – анализ: «Разработка картографической базы данных «Территориальная дифференциация карстово-суффозионных процессов (на примере своего региона)».
Цель: формирование способности разрабатывать интерактивные базы данных распространения карстово-суффозионных процессов на основе ГИС технологий.
Алгоритм выполнения задания.
1.Найдите ваш населенный пункт на топографической карте, создайте растровую картинку и загрузите ее в программу и выполните геопривязку.
2.Добавьте векторный слой обследуемых участков с атрибутивной информацией и координатную сетку с шагом 2500 метров.
3.Используя материалы геологических региональных карт нанесите слои: 1) распространения карста; 2) распространения суффозионных процессов.
4.Включить в отчет название карты и легенду
Задание 3. Кейс – анализ: «Разработка организационных и инженерно-технических мероприятий по защите сооружений учреждений от карстово-суффозионных процессов».
Цель: формирование способности разрабатывать организационные и планировать инженерно-технические мероприятия для разработки планов по защите объектов от возможного проявления карстово-суффозионных процессов.
Алгоритм выполнения задания.
1. Разработайте структурно-функциональную модель (блок-схему) «Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите территорий от карстово-суффозионных процессов».
2. Решите ситуативную задачу
В поселке сельского типа города N пришкольная территория в северной части сложена трещиноватыми меловыми породам (30% территории), поверхность задернованя плотным травяным покровом; южная часть пришкольного участка сложена глинистыми грунтами, которые незадернованы и сильно уплотнены (60% территории).
Вам необходимо рекомендовать директору школы выбрать территорию для пришкольного стадиона. Какой из двух участков вы рекомендуете? Обоснуйте свой выбор.
Задание 4. Доклад - презентация: «Организационные, инженерно-технические средства защиты от просадок в лессовых грунтах»
Цели:
1. Формирование навыков анализа мониторинга, прогнозирования и средств защиты от просадок в лессовых грунтах.
2. Формирование способности самостоятельно анализировать, отбирать литературные источники, систематизировать материал, делать выводы и оформлять результаты в форме научного доклада - презентации.
Алгоритм выполнения задания
1. Доклад – презентация является групповой формой работы, в группе – 2- 3 студента.
2. Выберите из представленных ниже тем, наиболее интересную для Вас, либо предложите свою собственную
3. Изучите литературные источники по выбранной теме.
4. Оформите изученные материалы в форме доклада - презентации.
Темы докладов - презентаций (1 доклад на группу 2 - 3 чел)
1.Архитектурно-планировочные мероприятия по защите территорий с лессовыми грунтами.
2. Современные инженерно-технические средства защиты территорий с лессовыми грунтами.
3. Нормативно-правовое обеспечение защиты территорий с лессовыми грунтами.
4. Сравнительная характеристика мониторинга и прогнозирования оползней, суффозионно-карстовых процессов и территорий с лессовыми грунтами.
5. Рекомендации по защите жилых строений от лессовых деформаций для населения.
6. Активные и пассивные методы защиты территорий с лессовыми грунтами.
Тема 17. Овражная эрозия. Факторы оврагообразования. Классификация оврагов. Расчет времени оврагообразовательного процесса. Прогноз оврагообразования. Методы борьбы с овражной эрозией.
Задание 1. Доклад - презентация: «Организационные, инженерно-технические средства защиты от овражной эрозии»
Цели:
1. Формирование навыков анализа мониторинга, прогнозирования процессов оврагообразования и анализа методов борьбы с овражной эрозией.
2. Формирование способности самостоятельно анализировать, отбирать литературные источники, систематизировать материал, делать выводы и оформлять результаты в форме научного доклада - презентации.