Должна ли ограничиваться свобода исследований?
В дискуссиях по проблемам социальной ответственности ученых нередко высказывается мнение о том, что вопрос о социальной ответственности касается только прикладных исследований и не распространяется на исследования фундаментальные.
(488)
Вот доводы, приводимые в пользу такой точки зрения:
— во-первых, результаты, а тем более возможные области практического приложения фундаментальных исследований непредсказуемы;
— во-вторых, всякое вмешательство, затрагивающее их направление и методы, нарушает принцип свободы исследований.
Один из сторонников этой позиции — американский биохимик Э.Чейн писал:
«Прежде всего я утверждаю, что наука, поскольку она ограничивается... изучением законов природы, не имеет морального или этического качества. Моральные и этические трудности, вопросы о том, что правильно или неверно, возникают только тогда, когда научное исследование ставит задачу воздействия на природу, а эта задача, конечно, встает после описания природы, главной цели науки. В обсуждении моральных проблем...мы поэтому имеем дело не с описательной, а с прикладной наукой».
Такая трактовка науки как всего лишь описания природы выглядит сегодня устаревшей. И вполне резонно английский философ А.Белей характеризует ее как сверхупрощенную, «поскольку ученые не могут проводить изучение законов природы, в то же самое время не воздействуя на природу». Ученые активно манипулируя как с неорганическим, так и с органическим веществом. «И эта деятельность, пусть даже она будет сколь угодно чистой... может требовать моральной оценки».
Что можно сказать в этой связи?
Действительно, результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Тем не менее мы с большой долей уверенности можем предполагать, что результаты сегодняшних фундаментальных исследований довольно быстро найдут самые разнообразные применения, причем эти применения, скорее всего, не обязательно будут лишены негативных сторон.
И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание — сила», и притом не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству и обществу то или иное открытие. Ведь при наличии
(489)
такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты.
Что касается вопроса о свободе исследования, то здесь прежде всего необходимо отметить следующее.
Хорошо известно, что современные фундаментальные исследования, как правило, требуют совместного труда больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами. Уже одно это — хотим мы того или не хотим — накладывает неизбежные ограничения на свободу исследования.
Но не менее существенно и то, что нынешняя наука — вполне сформировавшийся и достаточно зрелый социальный институт, оказывающий серьезное воздействие на жизнь общества. Поэтому идея неограниченной свободы исследования, некогда бывшая прогрессивной, ныне уже не может приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть неразрывно связана эта свобода.
И еще одно принципиальное обстоятельство — само противопоставление свободы исследования как требования, идущего изнутри научной деятельности, и социальной ответственности как того, что налагается на эту деятельность извне опирается на чрезмерно узкое понимание научной деятельности, ее мотивов и способов ее осуществления.
Конечно, наука есть поиск истины.
Но это именно искание, процесс, требующий усилий, а не созерцание где-то вне мира бытующей истины. Потому и путь к истине есть научная, но вместе с тем и человеческая деятельность, которую осуществляет человек, как целое, а не те или иные абстрагированные от него способности или интересы.
Вопрос о свободе исследований, о том, как она должна пониматься, был одним из центральных в ходе дискуссий вокруг экспериментов с рекомбинантной ДНК. По этому вопросу высказывались самые разные точки зрения. Наряду с защитой абсолютно ничем не ограничиваемой свободы исследований была представлена и диаметрально противоположная точка зрения — предлагалось регулировать науку так же, как регулируются железные дороги.
(490)
Между этими крайними позициями находится широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований, о том, кому должно принадлежать здесь решающее слово — самому исследователю, научному сообществу или обществу в целом.
Так, на взгляд американского биолога Р.Синшеймера, ныне существуют такие области исследований, которые обладают «сомнительными достоинствами», так что их вообще лучше было бы не развивать с точки зрения будущего человечества.
К их числу Р.Синшеймер относит:
— работы по лазерному разделению изотопов, которое может сделать ядерное оружие легкодоступным для террористов;
— попытки установить контакты с внеземными цивилизациями, поскольку контакт с более развитой цивилизацией, чем земная, может оказать разрушительное воздействие на наши системы ценностей;
— исследования в области геронтологии, результатом которых может стать значительное постарение населения и вообще перенаселенность нашей планеты.
По мнению Р.Синшеймера, развитие науки до сих пор опиралось на скрытую предпосылку — веру в то, что природа достаточно эластична и благожелательна по отношению к нашим попыткам ее исследования и анатомирования, что мы не сможем разрушить некоторые ключевые элементы защищающей нас среды, нашу экологическую нишу.
Ныне, считает он, эта предпосылка должна быть поставлена под сомнение и пересмотрена.
Рассматривая общеизвестный тезис о непредсказуемости результатов исследований, Р.Синшеймер высказал интересную мысль о том, что эта непредсказуемость — «не абсолют, а количественная и качественная переменная».
Многими, однако, точка зрения Р.Синшеймера встречается критически. Отмечается, например, что запрет исследований в названных им трех областях заставил бы отказаться от проведения чрезвычайно большого количества исследований, так или
(491)
иначе связанных с ними. Высказывалась и мысль о необходимости пересмотреть неявное соглашение между обществом в целом и научным сообществом, занятым в биомедицинских исследованиях.
В дальнейшем эта мысль начинает встречаться все чаще — свобода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как своего рода контракт, соглашение между учеными и обществом, причем условия этого контракта могут подвергаться пересмотру в связи с изменениями обшей ситуации.
Таким образом, вопрос о свободе исследований и о тех обязательствах, которые в этой связи налагаются на ученых — это вопрос, который весьма далек от окончательного решения, и в настоящее время здесь едва ли уместны какие-либо категорические заключения.
Имея в виду дебаты об исследованиях с рекомбинантной ДНК, американский историк науки Дж.Холтон задается вопросом:
действительно ли мы имеем здесь дело с серьезным вызовом, а не просто с чрезвычайно ярким, но краткосрочным возбуждением?
«Ответом, — продолжает Дж.Холтон, — будет четкое "да". ... Мы только начали сталкиваться с такого рода проблемами. Ибо нравится это нам или нет, диспуты относительно мудрости или опасности наложения "пределов на научное исследование" могут оказаться неизбежными, а возможно, они даже и запоздали. В зависимости от конкретных ситуаций, требующих внимания, интенсивность дискуссий может возрастать или убывать; но они имеют некоторый предопределенный характер, и в зрелой форме будут сопровождать нас в грядущие времена».
Дж.Холтон отмечает далее, что фактически ученые сегодня готовы заботиться об этосе и практике науки, включая необходимые защитные пределы и ограничения. Сегодня следует признать, что в науке действует немало внутренних и внешних ограничений, многие из которых неизбежны и, более того, существенны для ее развития.
(492)
К примеру, считается само собой разумеющимся, что
— количественные результаты, там где их можно получить, предпочтительнее качественных;
— операциональные определения предпочтительнее метафизических;
— важные эксперименты требуют повторения;
— следует искать связи теории с практикой и т.д.
Существует немало и внешних ограничений, которые принимаются учеными как нечто вполне естественное — к примеру, те ограничения, которые связаны с экспериментированием на людях.
Все это показывает, что само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности.
(493)
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аверроэс (Ибн Рушд) 50
Авиценна (Ибн Сина) 50
Агасси Дж. 361, 363
Адамс Дж. 168, 200, 253
Альберт Г. 315, 317
Анвиль Ж. Б. 344
Аполлоний 54
Аристотель 50, 54, 103, 196, 259, 274, 351, 472
Аристарх Самосский 267
Аркрайт Р. 456
Архимед 54
Ачесон Д. 63
Байор Г. 79
Балтимор Д. 480
Барбур Я. 79-81, 87, 95, 98
Баррет Ч. 90
Барт Э. 373, 374
Бахтин М.М. 53-55, 103, 238
Башляр Г. 360
Бейеринк М. 245
Белл Д. 66-69, 75
Белси А. 489
Берг П. 479
Беркли Дж. 305, 351
Бернал Дж. 38, 307
Бернулли — семья выдающихся швейцарских ученых: Бернулли Якоб, Бернулли Иоганн, Бернулли Даниил 30
Бертло П. 305
Бессель К. 29
Бетховен Л. 13, 35
Бисмарк О. 143
Блок М. 23, 341
Бойль Р. 446, 447, 452
Бокль Г. 335, 393
Больцман Л. 34, 35, 106, 121
Больяи Ф. 262, 263
(494)
Больяи Я. 255, 261, 262, 267
Бонди Г. 209
Бор Н. 12, 55, 98, 103, 129, 130, 282, 354, 439, 443
Борн М. 19, 25, 34
Борхес X. 10
Браге Т. 257, 258, 361
Брадвардин Т. 41
Брауэр Л. 10, 103
Братранек Т. 271
Бриллюэн Л. 134
Бруно Д. 398
Брэгг У. Л. 28
Буль Дж. 113
Бунге М. 304
Бутлеров А.Н. 335
Бэкон Р. 41
Бэкон Ф. 37, 156, 172-175, 179, 183, 257, 305, 358, 451
Вальдземюллер М. 346
Ван-дер-Варден Б. 53, 333
Васко да Гама 344
Вебер М. 460
Вегенер А. 224-226
Везалий А. 433
Вейцзекер К.-Ф. фон 466
Берн Ж. 32
Вернадский В.И. 34, 66, 103, 225, 345
Веспуччи Америго 346, 347
Вигнер Ю. 22
Вильсон Ч. 129, 135
Винер Н. 34, 103, 482
Вирхов Р. 247
Витгенштейн Л. 114, 118, 315, 353
Воронцов Н.Н. 239
Выготский Л.С. 103
Галилей Г. 18, 20, 34, 41, 103, 148, 184, 185, 231, 242, 337, 351, 354, 361, 398, 450
Галле И. 221
Галуа Э. 202, 203
Гамильтон У. 243
Гарвей У. 456
Гаусс К.Ф 29, 255, 261, 267
Гегель Г. 103, 115,271, 358
Гедель К. 103
Гейгер X. 129, 135
Гейзенберг В. 26, 34, 55, 141, 203, 211, 282, 355, 443, 466
Геккель Э. 215, 216
Гексли Т. 36
Гельмгольц Г. 104, 106, 305
Гемпель К. 150-153, 155, 163, 165-167
Гендерсон Ч. 82, 100
Гербер У. 91
Гербарт И. 273
Герлак Г. 363
Герц Г. 30, 106
Гете И. 271
Гийом Г. 211, 212
Гильберт Д. 34, 103, 113, 304
Гилки Л. 85, 86
Гинзбург В.Л. 242
Гитлер А. 443
Гоббс Т. 352
Гроссет Р. 41
Грэхем Л. 459, 461
Грю Н. 241
Гук Р. 52, 229, 231, 241, 405, 446
Гумбольдт В. 34, 103
Гюйгенс X. 41
Д'Аламбер Ж. 30
Дальтон Д. 149
Дарвин Ч. 14, 27, 55, 86, 103, 106, 121, 193, 198, 199, 223, 235, 236, 239, 254, 255, 271, 272
Девис В.М. 223, 234-236, 240
Дейль ван ден 51
Декандоль А. 335
Декарт Р. 81, 103, 149, 175-179, 182, 183, 254, 303, 358, 398
Демокрит 149,211,219,274
Джемс У. 55
Джоуль Дж. 204
Джохансон Д. 247
Дидро Д. 30
Дильтей В. 159, 163, 164, 313
Дирак П. 222, 340
Дойель Л. 243
Докучаев В.В. 224
Дома А. 366
Дорфман Я.Г. 232
Дюгем П. 109-112, 389, 394-398
Дюма Ж. 348
Евклид 11, 18, 183,213,253, 260-262, 264-266, 302
Жолио-Кюри Ф. 64
Заболотский Н.А. 79
Зебергс В. 248
Зенон Элейский 11
Ианнуарий 78
Ивановский Д.И. 245, 249, 250
Иллиес И. 91
Иоанн Павел II (К.Войтыла) 99
Кавендиш Г. 231
Кант И. 115, 261, 266, 295, 351, 352, 358, 469
Капица П.Л. 61
Карнап Р. 115-117, 119, 185, 186
Карно Л. 38
Кейнс Дж. 103
Кеплер И. 41, 54, 121, 156, 361
Кеппен В.П. 224
Кетле А. 269, 272
Клайн М. 304
Клаузиус Р. 210
Клацель М. 271
Клеро А. 30
Кнорр-Цеттина К. 380-382
Койре А. 49, 337, 363, 364, 374, 375, 378, 397-399, 415
Коллингвуд Р. 350-352
Колумб X. 55, 246, 342, 344-347, 354, 355
Конт О. 64, 108, 109, 112, 145, 146, 150, 158, 273, 382, 389, 390, 391, 392, 393
(495)
Коперник Н. 29, 34,103, 121, 193, 204, 253, 257-259, 267, 361, 396, 450
Корренс К. 255, 431
Кржижковский П. 271
Кроуфорд О. 249
Кромби А. 363
Куайн У. 353, 354, 355
Кулон Ш. 227-233
Кун Т. 193-196, 203-209, 216, 218, 225, 232, 238, 244, 245, 316, 350, 359, 361, 375, 379, 383-385, 403-406, 410, 412
Кэри У. 224, 225, 226
Кюнг Г. 98
Лависс Э. 335
Лавуазье А. 193, 204
Лагранж Ж. 30, 133, 233, 243
Лайель Ч. 236
Лакатос И. 197, 198, 200, 201, 314, 316, 317, 361, 385, 404-406, 484
Ламарк Ж. 13
Ламберт И. 266
Ланжевен П. 107
Лаплас П. 81, 198, 233
Лармор Дж. 107
Ларошфуко Ф. де 25
Лаудан Л. 316
Лауэ М. фон 35
Левенгук А. ван 241
Леверье У. 168, 200, 253
Левинсон-Лессинг Ф.Ю. 241, 242 \
Лейбниц Г.В. 32, 183, 184, 303, 351, 352
Ленц Э.Х. 204
Леонардо да Винчи 395
Либих Ю. 42, 60, 327
Ливингстон Д. 222
Лившиц И.Г. 246
Лилли С. 363
Липсон Г. 230
Лобачевский Н.И. 183, 254, 255, 261, 262, 267
Ломоносов М.В. 354
Лоренц X. 106, 107
Лункевич В.В. 241
Лысенко Т.Д. 62
(496)
Льоцци М. 232, 233 Льюис Г. 26 Лютер М. 258
Магидович И.П. 342, 346
Майкельсон А. 182
Максвелл Дж. 34, 54, 106, 121
Малкей М. 417
Мальпиги М. 241
Мальтус Т. 55
Мария Терезия 272
Марковников В.В. 335
Маркс К. 103, 282, 470
Мах Э. 108, 109, 111, 112, 146, 149, 159, 160, 389, 393-395
Менделеев Д.И. 34, 103, 121, 349, 431
Мендель Г. 29, 254, 268-273, 431
Меркатор Г. 347
Мертон Р. 156, 363, 364, 376-379, 381, 474, 475
Милль Дж. 150, 155
Михайловский Н.К. 307
Морган Л. 247
Моргенштерн О. 22
Мопертюи П. 30
Наполеон I 36, 247
Найт Т. 268
Напп Ф.Ц. 270
Нейман Дж. фон 22
Нидам Дж. 43, 48, 49, 363, 364
Ноден Ш. 268, 269
Ньюкомен Т. 456
Ньютон И. 14, 26, 41, 53, 54, 81, 103, 121, 133, 140, 149, 160, 193, 196, 198, 204, 233, 243, 254, 333, 337, 351, 358, 361, 371, 393, 405, 431, 438, 439
Одоевский В. 181
Ом Г. 204
Оппенгейм П. 151, 152, 165-167
Оппенгеймер Р. 63
Оствальд В. 149
Павлов И.П. 17
Парсонс Т. 430, 458, 486
Пассмор Дж. 341
Пастер Л. 60, 225, 226
Паули В. 19, 219
Пеано Дж. 113
Пикок А. 83, 94, 95, 97
Пинч Т. 417, 418-420, 422
Пирсон К. 109
Пифагор 30, 54, 103, 208, 274
Планк М. 27, 29, 30, 34
Платон 50, 54, 115, 211, 246, 352
Полани М. 208
Поппер К. 10, 12, 123, 150, 152, 153, 155, 181, 186-191, 193, 227, 314, 361, 376, 377, 407
Поттер Ф. 79, 80
Пригожин И. 103
Пристли Дж. 231
Пропп В.Я. 55
Птолемей К. 50, 257, 259
Пуанкаре А. 17, 34, 103, 126, 255
Пуассон Л. 233
Пушкин А. 246, 448
Рамбо А. 335
Рандалл Л. 26
Ранке Л. фон 351
Рассел Б. 16, 64, 98, 113, 114, 118, 180
Рей А. 107
Рейхенбах X. 120, 121, 185
Риббер Г. 248
Риккерт Г. 313
Рипли Дж. 348
Робеспьер М. 36
Ролстон X. 95-97, 99
Рузвельт Ф.Д. 60
Рэнделл Дж. 363
Садбери А. 239
Сажрэ О. 268
Саккери Дж. 266
Сахаров А.Д. 64
Саломон Ж. 64
Сартон Дж. 366, 401, 406
Сен-Симон К.А. 390-393
Сеченов И.М. 34
Синшеймер Р. 491
Склодовская-Кюри М. 28
Смит А. 103
Скирбекк Г. 473
Сноу Ч. 458
Сократ 477
Солон 47
Сорокин П.А. 103
Соссюр Ф. 103
Спасский Б. 229
Спенсер Г. 391
Спиноза Б. 303
Стеклов В.А. 304
Стефенсон Дж. 456
Сторер Н. 458, 486
Струве О. 248
Стэнесбай Д. 85, 86
Татон Р. 366
Телнер Р. 416, 417
Тимирязев К.А. 106
Тимофеев-Ресовский Н.В. 239, 443
Тимошенко СП. 227, 229, 232
Тиллих П. 98
Тойнби А. 103, 415
Толстой Л. 13
Томсон, лорд Кельвин У. 31
Тосканелли П. 343, 344
Тоффлер А. 73-75
Трайбус М. 210
Трумэн Г. 63
Тулмин С. 316, 461
Туорт Ф. 245
Уайтхед А. 113, 195, 377
Уатт Дж. 67, 456
Унгер Ф. 268
Уоллес А. 255
Уэвелл В. 335
Фалес 11, 260, 351, 354, 355
Фараби А. 50
Фейерабенд П. 316-320
Фейнман Р. 210
Филидор Ф. 106
Фишер К. 104
Фома Аквинский 115
Фонтен 30
Франк Ф. 187
Фреге Г. 113
Фрейд 3. 103
Фриз де X. 255, 431
(497)
Фром Э. 32, 33
Фуко М. 316
Фурье Ш. 255
Хабермас Ю. 316
Хайярд А. 85
Хартсхорн Ч. 95
Хеллер М. 84
Ходж П. 242
Холл Р. 363, 364
Холтон Дж. 492
Хомский Н. 223
Цильзель Э. 47, 48, 363
Чайковский Ю.В. 304
Чейн Э. 489
Чермак Э. 255, 431
Шампольон Ж. 246
Шекспир У. 54, 282
Шеллинг Ф. 103, 104, 115
Шиллер Ф. 35
Шлейден М. 305
Шлейермахер Ф. 159, 164
Шлейхер А. 239
Шлик М. 24, 114, 117, 118
Шпенглер О. 415
Шпиннер X. 314, 315, 317, 320
Шредер Э. 113
Шредингер Э. 34
Шумахер Г. 103
Эврипид 65
Эддингтон Ф. 150
Эйлер Л. 149, 233, 243
Эйнштейн А. 11, 14, 18, 34, 60, 62, 64, 65, 94, 97, 103, 121-123, 129, 130, 131, 134, 149, 156, 182, 193, 238, 251, 253-255, 336, 359, 431
Энгельгардт В.А. 488
Эпинус Ф. 231
Эрель де Ф. 245
Юм Д. 305
Яблоков А.В. 239
Якобсон Р.О. 181, 182
Яначек Л. 271
Янский К. 248, 249
Ярхо Б.И. 215
Ясперс К. 24, 57
(498)
ПЕРСОНАЛИИ
АВЕРРОЭС (ИБН РУШД) (1126-1198)
— арабский философ и врач, автор энциклопедического медицинского труда, известный комментатор Аристотеля.
АВИЦЕННА (ИБН СИНА) (980-1037)
— ученый, философ, врач, обладал энциклопедическими знаниями, его главный научно-философский труд «Книга исцеления» и медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» оказали большое влияние на развитие мировой культуры.
АДАМС ДЖ. (1819-1892)
— английский астроном, открывший в 1845 г. на основании математических расчетов планету Нептун.
АЛЬБЕРТ X. (1921)
— немецкий философ, социолог и экономист, один из ведущих представителей критического рационализма.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.)
— древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, в своих работах охвативший почти все известные в то время области знания; его идеи, относящиеся к философии, логике, физике, биологии, теории искусства, риторике, наукам о социально-политической и экономической жизни общества, оказали огромное влияние на развитие мировой философии и науки.
АРКРАЙТ Р. (1732-1792)
— английский предприниматель в области текстильной промышленности, первым в Англии построил прядильные фабрики с водяными двигателями; присвоив изобретенную английским механиком Т.Хайсом механическую прядильную машину, получил на нее патент.
(499)
АРХИМЕД (ок. 287-212 до н.э.)
— древнегреческий ученый, математик и механик, впервые применивший методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел, представлявшие собой зачатки дифференциального и интегрального исчислений; пионер математической физики; один из создателей механики; изобретатель.
БАЛТИМОР Д. (1938)
— американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1975).
БАРБУР Я.
— современный американский ученый и теолог; профессор физики и профессор религии; специалист по проблематике «религия и наука», автор многочисленных работ по этой теме — «Мифы, модели и парадигмы» (1975), «Религия в век науки» (1990) и др.
БАХТИН М.М. (1895-1975)
— отечественный литературовед, культуролог, широко известный своими работами о творчестве Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Ф.Рабле, исследованиями по теории литературы.
БАШЛЯР Г. (1884-1962)
— французский философ, специалист в области методологии науки, один из основоположников неорационализма; стремился философски осмыслить особенности современного естествознания; считал, что развитие знания проходит три этапа: донаучный — господство чистого эмпиризма, научный — возникновение рационального абстрактного мышления, неклассической науки — для которого характерны отказ от окончательной истины, готовность к опровержениям, синтезирующая способность к обобщению новых эмпирических данных, установление новых связей между различными формами, структурами и областями знания.
БЕЙЕРИНК М. (1851-1931)
— голландский ботаник-микробиолог, исследовал развитие высших растений, жизнедеятельность микроорганизмов, роль бактерий в круговороте веществ в природе.
(500)
БЕЛЛ Д. (1919)
— американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования; широко известна разработанная им концепция ш> стиндустриального общества.
БЕРГ П. (1926)
— американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1980).
БЕРКЛИ ДЖ. (1685-1753)
— английский философ, с 1734 г. епископ в Клойне (Ирландия), развивал концепцию субъективного идеализма; известен своей резкой критикой материализма, учения И.Ньютона о пространстве и его трактовки бесконечно малых величин.
БЕРНАЛ ДЖ. (1901-1971)
— английский физик, социолог науки, общественный деятель, один из основателей науковедения.
БЕРНУЛЛИ
— семья выдающихся швейцарских ученых: Бернулли Якоб (1654—1705), Бернулли Иоганн (1667—1748), Бернулли Даниил (1700-1782);
— БЕРНУЛЛИ Я.
— математик; совместно с братом Иоганном положил начало вариационному исчислению; доказал так называемую теорему Бернулли (важный частный случай закона больших чисел);
— БЕРНУЛЛИ И.
— математик, дал первое систематическое изложение дифференциального и интегрального исчислений; осуществил важные исследования в области обыкновенных дифференциальных уравнений, в решении вариационных задач, а также в ряде разделов механики;
— БЕРНУЛЛИ Д. (сын Бернулли И.)
— математик и механик, занимался также физиологией и медициной; в 1725—1733 гг. работал в Петербурге; разработал ме-
(501)
тод численного решения алгебраических уравнений; автор работ по теории рядов, обыкновенным дифференциальным уравнениям, теории вероятностей с приложением к статистике народонаселения и отчасти к астрономии; вывел основное уравнение стационарного движения идеальной жидкости (уравнение Бернулли); один из первых разрабатывал кинетические представления о газах.
БЕРТЛО П. (1827-1907)
— французский химик, историк химии, общественный деятель; синтезировал большое количество органических соединений, активо развивал химическую кинетику, является одним из основоположников термохимии; страстно выступал против витализма; автор труда «Происхождение алхимии»; в 1876 г. он был назначен генеральным инспектором высшего образования, а в 1886—1887г.г. — он министр народного просвещения.
БИСМАРК О. (1815-1898)
— германский государственный деятель, князь; с 1862 г. министр-президент и министр иностранных дел Пруссии; в результате датской войны 1864 г., австро-прусской войны 1866 г. и франко-прусской войны 1870—1871 гг. осуществил объединение Германии; в 1871—1890 гг. рейхсканцлер Германской империи.
БЛОК М. (1886-1944)
— французский историк; дал глубокое описание западноевропейского феодализма как целостной социальной системы; в 1929 г. совместно с Л.Февром основал и возглавил журнал «Анналы экономической и социальной истории», в котором активно пропагандировалось широкое использование в исторических исследованиях материалов других наук (психологии, географии, экономики, статистики и пр.), была провозглашена необходимость методологического обновления исторической науки; «Апология истории», написанная им в 1941—1942 гг., — одно из наиболее фундаментальных произведений, посвященных проблемам методологии исторического познания; как участник движения Сопротивления был расстрелян фашистами; на своем могильном камне Блок в завещании просил вырезать: «Он любил истину».
БОЙЛЬ Р. (1627-1691)
— английский химик и физик, ввел в химию экспериментальный метод, дал первое определение понятия химического эле-
(502)
мента, активно содействовал превращению химии в самостоятельную науку; установил зависимость объема одной и той же массы воздуха от давления при неизменной температуре; считал, что все качественное многообразие явлений объяснимо механическими движениями и группировкой неизменных атомов, различающихся «лишь размерами и формой.
БОКЛЬ Г.Т. (1821-1862)
— английский историк и социолог, поставил перед собой цель написать историю человечества, реализуя которую смог написать лишь двухтомную «Историю цивилизации в Англии»; считал, что развитие общества столь же закономерно, как и эволюция природы, а его закономерности могут быть выявлены прежде всего в результате статистического анализа поведения людей; особое внимание обращал на значение для развития общества природных условий, демографических процессов, распределения имущества; верил в безграничную силу науки и просвещения, считая что они представляют главный фактор поступательного движения человечества; отстаивал идею равенства людей, выступал за улучшение жизненных условий трудящихся, эмансипацию женщин, веротерпимость, был пацифистом.
БОЛЬЦМАН Л. (1846-1906)
— австрийский физик, один из основоположников статистической физики и физической кинетики, широко известен своими работами по философии и методологии науки, полемикой против позитивизма; его научная деятельность имела большое значение для утверждения в науке атомистических представлений и вероятностного стиля мышления.
БОЛЬЯИ Я. (1802-1860)
— венгерский математик, один из творцов неевклидовой геометрии, свои исследования в этой области опубликовал в 1832 году, идеи Я.Больяи не получили признания при его жизни.
БОР Н. (1885-1962)
— датский физик, создал первую квантовую теорию атома, один из создателей квантовой механики, внес значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой, лауреат Нобелевской премии (1922); ему принадлежат большие заслуги в фи-
(503)
лософском истолковании квантовой механики; сформулировал принцип соответствия (1923), согласно которому следствия квантовой механики должны совпадать в предельном случае с результатами классической теории, а также принцип дополнительности, имеющие важное значение для понимания особенностей развития науки; его работы оказали значительное влияние на формирование современного стиля научного мышления.
БОРН М. (1882-1970)
— немецкий физик, один из основателей квантовой механики; совместно с В.Гейзенбергом и П.Иорданом разработал матричную квантовую механику и дал ей статистическое обоснование; им написано большое количество значительных работ по философии и методологии физики; активный участник движения борьбы за мир и демократию; лауреат Нобелевской премии (1922).
БРАГЕ Т. (1546-1601)
— датский астроном, прославившийся своими точными наблюдениями за небесными явлениями, которые он производил систематически в течение 21 года; на основе этих наблюдений И.Кеплер вывел свои знаменитые законы.
БРАУЭР Л. (1881-1966)
— голландский математик, внес фундаментальный вклад в развитие топологии, родоначальник интуиционистского направления в обосновании математики.
БРИЛЛЮЭН Л. (1889-1969)
— французский физик; область исследований — классическая электродинамика, квантовая механика, физика твердого тела, радиофизика, статистическая физика, теория информации, в каждой из которых имеет значительные результаты; показал, что получение информации неизбежно сопровождается возрастанием энтропии какой-либо системы: большое внимание уделял разработке философских и методологических проблем науки.
БРУНО ДЖ. (1548-1600)
— итальянский философ и поэт; считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, которая является «богом в вещах», активно отстаивал гелиоцентрическую теорию
(504)
Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной, был обвинен в ереси и свободомыслии и сожжен на костре.
БРЭГГ У.Л. (1890-1971)
— английский физик, лауреат Нобелевской премии (1915), получил эту премию вместе со своим отцом У.Г.Брэггом.
БУЛЬ ДЖ. (1815-1864)
— английский математик и логик, основатель математической логики; его именем названы т.н. булевы алгебры; его дочь Э.Л.Войнич — известная писательница, автор романа «Овод». "
БУНГЕ М. (1919)
— аргентинский физик и философ, основная область его исследований — философские проблемы естествознания, проблемы методологии науки.
БУТЛЕРОВ А.Н. (1828-1886)
— русский химик, создатель теории химического строения вещества, основатель русской школы химиков, общественный деятель.
БЭКОН Р. (ок. 1214-1292)
— английский философ и естествоиспытатель, францисканский монах; отвергал схоластику, преклонение перед авторитетами; призывал к опытному изучению природы, широкому использованию математики; целью всех наук считал увеличение власти над природой; развивал идеи о возможности изобретения летательного аппарата, самодвижущихся повозок.
БЭКОН Ф. (1561-1626)
— английский философ, в 1618—1621 гг. лорд-канцлер Англии; развивал материалистическую традицию в истолковании реальности; активный борец против схоластики; обосновывал огромную роль науки не только в познании реальности, но и преобразовании ее в интересах людей; его методология науки, обосновывающая фундаментальное значение опыта и индуктивных обобщений в научном познании, предложенная им классификация наук, идеи об организации научного сообщества были непо-
(505)
средственно восприняты французскими энциклопедистами; его идеи оказали значительное влияние на развитие философии и, особенно, философии и методологии науки.
ВАН-ДЕР-ВАРДЕН Б. (1903)
— голландский математик; основные его работы относятся к алгебре и алгебраической геометрии; его книга «Современная алгебра» (1930—1931 гг.) завершила период создания «общей алгебры»; известен также своими значительными работами по истории математики и астрономии в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.
ВАСКО ДА ГАМА (1469-1524)
— португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию.
ВЕБЕР М. (1864-1920)
— немецкий социолог, экономист, историк, юрист, философ, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия; его работы оказали большое влияние на становление социологии религии, на развитие представлений о рациональности и ее воплощении в различных сферах жизни общества.
ВЕГЕНЕР А. (1880-1930)
— немецкий геофизик, основоположник учения о дрейфе континентов.
ВЕЗАЛИЙ А. (1514-1564)
— естествоиспытатель эпохи Возрождения, основоположник научной анатомии; его труд «О строении человеческого тела» (1543 г.), основанный на его собственных исследованиях, стал научной основой современной анатомии.
ВЕРН Ж. (1828-1905)
— французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа.
ВЕРНАДСКИЙ В.И. (1863-1945)
— русский естествоиспытатель, минералог и кристаллограф,
(506)
основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, историк науки, общественный деятель; его идеи о роли живого в геохимической эволюции Земли, возрастающем влиянии человека на природу, огромной роли науки в жизни общества, о единстве человечества и необходимости развития нового, планетарного мышления существенно воздействовали на формирование мировоззрения нашей эпохи.
ВЕСПУЧЧИ АМЕРИГО (ок. 1453-1512)
— итальянский мореплаватель, в 1499—1504 гг. участвовал в нескольких экспедициях к берегам Нового Света, в его честь открытый европейцами новый материк в начале XVI в. был назван Америкой.
ВИГНЕР Ю. (1902)
— американский физик-теоретик, одним из первых применил методы теории групп к описанию атомных и ядерных процессов; ему принадлежат фундаментальные работы по теории рассеяния частиц и теории твердого тела; в 1942—1945 гг. участвовал в разработке первого в мире ядерного реактора (Манхет-тенский проект); лауреат Нобелевской премии (1963) за работы по теории симметрии.
ВИЛЬСОН Ч. (1869-1959)
— английский физик, исследовал конденсацию паров под влиянием различных агентов, в частности быстро летящих электронов; эти работы привели его к созданию в 1912 г. прибора, позволяющего наблюдать треки микрочастиц (камера Вильсона); лауреат Нобелевской премии (1927).
ВИНЕР Н. (1894-1964)
— американский математик, основоположник кибернетики; развивал идеи широкого применения вероятностного и информационного подходов для описания и понимания явлений природы, общества и человека; известен также как автор работ о применении достижений науки и техники в современном обществе, по проблемам обучающихся и самовоспроизводящихся машин, взаимодействия человека и машины, моральной ответственности ученых за последствия использования их достижений; его идеи оказали значительное влияние на мировоззрение второй половины XX столетия.
(507)
ВИРХОВ Р. (1821-1902)
— немецкий ученый и политический деятель, основатель современной патологической анатомии, занимался также проблемами антропологии, этнографии и археологии; в последний период своей жизни резко выступал против эволюционного учения Ч.Дарвина; в 1861—1884 гг. был одним из основателей и лидеров Прогрессистской партии, а с 1884 г. стал одним из руководителей Партии свободомыслящих.
ВИТГЕНШТЕЙН Л. (1889-1951)
— австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из создателей философии лоЫческого позитивизма; считал, что проблемы классической философии по сути своей являются бессмыленными и основаны на неправильном понимании логики нашего языка; с его точки зрения философия признается возможной лишь как «критика языка»; взгляды Витгенштейна оказали значительное влияние на развитие лингвистической философии.
ВЫГОТСКИЙ Л.С. (1896-1934)
— отечественный психолог, разработал культурно-историческую теорию развития психики; различал два плана в поведении человека — натуральный (результат биологической эволюции) и культурный (результат развития общества); суть культурного развития с его точки зрения в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вторые — «вовнутрь», сначала на других людей, а затем — на управление собственным поведением; считал, что сознание — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов; оказал значительное влияние на развитие психологии в нашей стране.
ГАЛИЛЕЙ Г. (1564-1642)
— итальянский физик, механик и астроном, музыкант, поэт, филолог и литературный критик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, основатель классической механики; с работ Г.Галилея начинается история динамики; им вполне были осознаны закон инерции, закон сложения скоростей; он первый выдвинул идею об относительности движения (принцип относительности Галилея), изучил за-
(508)
коны свободного падения тел и движения их по наклонной плоскости, законы движения тела брошенного под углом к горизонту и др.; построенный им телескоп с 32-кратным увеличением позволил Г.Галилею впервые наблюдать горы и кратеры на поверхности Луны, открыть четыре спутника у Юпитера, увидеть, что Млечный путь состоит из отдельных звезд, понять, что звезды находятся на огромном расстоянии от Земли; его работы имели огромное значение для утверждения в науке учения Н.Коперника, формирования подлинно научной методологии научного исследования, позволяющей, опираясь на эксперимент и теорию, широко используя математику, раскрывать причинную обусловленность всего происходящего в мире.
ГАЛЛЕ И. (1812-1910)
— немецкий астроном-наблюдатель; по координатам, вычисленным У.Леверье, обнаружил планету Нептун (1846).
ГАЛУА Э. (1811-1832)