Физическая и коллоидная химия

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Цель освоения учебной дисциплины (модуля):

- обеспечить аналитическую подготовку обучающихся к овладению курсов, изучаемых далее;

- способствовать формированию у обучающихся профессионального мышления для решения задач по анализу лекарственных веществ.

Задачами дисциплины являются:

Задачи лекционного курса:

- освещение основных разделов программы, стимулирование студентов к систематической самостоятельной работе.

Задачи лабораторных работ:

- освоение способов и методик, используемых в аналитической химии;

- формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач (профессиональных задач) по аналитической химии.

Приобретение теоретических знаний по аналитической химии в области:

- изучения аналитических свойств веществ в зависимости от их химического состава и условий существования;

- изучения аналитических реакций и других форм взаимодействия между веществами в зависимости от их химического состава и условий протекания процесса.

Формирование умений использовать современные:

- технические средства для решения практических задач;

- оптимальные методики качественного и количественного анализа веществ;

- источники научной, справочной литературы, ресурсы Интернета;

- методики статистической обработки данных, компьютерные возможности интерпретации графических данных для нахождения искомых величин;

- перспективы развития новых технологий, используемых в медицине, фармации.

Приобретение умения работы:

- с химическим, физическим оборудованием, компьютеризованными приборами.

Приобретение умения:

- собирать простейшие установки для проведения лабораторных работ;

- готовить растворы анализируемых веществ и реагентов для проведения анализа;

- измерять физико-химические параметры веществ и их растворов;

- проводить эксперименты, анализировать данные наблюдений и измерений;

- прогнозировать возможности и условия протекания химических (аналитических) реакций;

- оформлять результаты, формулировать выводы по экспериментальным и теоретическим работам.

Закрепление теоретических знаний:

- по химическим дисциплинам (неорганической, физической, коллоидной, органической химиям);

- по физике, математике, информатике.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «Аналитическая химия» изучается в третьем и четвертом семестре, относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, латинский язык, иностранный язык);

- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, неорганическая химия).

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Общая и неорганическая химия

Знания:

- современной модели атома, периодического закона, периодической системы Д.И. Менделеева;

- строения комплексных соединений и их свойств;

- классификации химических элементов по семействам;

- зависимости фармакологической активности и токсичности от положения элемента в периодической системе;

- химических свойств элементов и их соединений;

- растворов и процессов, протекающие в водных растворах;

- основных законов и понятий химии,

- номенклатуры неорганических и комплексных соединений,

- основных типов химических реакций,

- основных правил работы и техники безопасности в химической лаборатории.

Умения:

- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой,

- составлять электронные конфигурации атомов, ионов;

- электронно-графические формулы атомов и молекул, определять тип химической связи;

- прогнозировать реакционную способность химических соединений и физические свойства в зависимости от положения в периодической системе;

- теоретически обосновывать химические основы фармакологического эффекта токсичности;

- применять правила различных номенклатур к различным классам неорганических соединений;

Навыки:

- владение техникой выполнения основных химических операций,

- владение техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;

- владение техникой экспериментального определения pH растворов при помощи индикаторов и приборов;

- владение правилами номенклатуры неорганических веществ;

Органическая химия

Знания:

-теории строения органических соединений;

- научных основ классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений;

- основ стереохимии;

- особенностей реакционной способности органических соединений

- номенклатуры органических соединений,

- основных классов органических соединений (углеводороды, галогенопроизводные, гидроксипроизводные, оксосоединения, карбоновые кислоты и их функциональные производные, амины, азо- и диазосоединения, гетерофункциональные соединения, углеводы, изопреноиды, гетероциклические соединения, алкалоиды) их характерных свойств; функциональных групп,

- составления уравнений с участием органических соединений,

- связи между строением и свойствами (цвет, окислительно-восстановительные способности, токсичность и др.) органических соединений,

-основ качественного анализа органических соединений.

Умения:

- составлять уравнения химических реакций органических соединений,

- применять правила различных номенклатур к различным классам органических соединений;

Навыки:

-по постановке и проведению качественных реакций с органическими соединениями;

- владение методиками подготовки лабораторного оборудования к проведению анализа и синтеза органических соединений;

Физическая и коллоидная химия

Знания:

- основ химической термодинамики и термохимии,

- значения термодинамических потенциалов (энергий Гиббса и Гельмгольца);

- следствий из закона Гесса, правил расчета температурного коэффициента;

- химического равновесия, способов расчета констант равновесия;

- коллигативных свойств растворов;

- основ теории растворов неэлектролитов и электролитов, дисперсных систем,

- основ термодинамической теории электродвижущих сил и электродных потенциалов,

- основ химической кинетики, катализа, адсорбции,

- теоретических основ физических методов анализа вещества; характеристик физических факторов, оказывающих воздействие на живой организм;

- метрологических требований при работе с физической аппаратурой;

- правил техники безопасности работы в химической лаборатории и с

физической аппаратурой;

Умения:

-рассчитывать термодинамические функции состояния системы, тепловые эффекты химических процессов;

- рассчитывать Кр, равновесные концентрации продуктов реакции и исходных веществ;

- готовить истинные, буферные и коллоидные растворы;

- собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований;

- пользоваться физическим, химическим оборудованием, компьютеризированными приборами;

- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин;

- измерять физико-химические параметры растворов;

- проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных в химических;

- пользоваться мерной посудой,

- выполнять исходные вычисления, итоговые расчеты с использованием статистической обработки результатов,

- работать с химическим, физическим оборудованием.

Навыки:

- готовить растворы заданной концентрации,

- владеть методами статистической обработки экспериментальных результатов химических исследований;

- владеть методиками измерения значений физических величин;

- практического использования приборов и аппаратуры в физическом анализе веществ;

- интерпретации рассчитанных значений термодинамических функций с целью прогнозирования возможности осуществления и направление протекания химических процессов;

Физика и математика

Знания:

- основных законов физики, физических явлений и закономерностей;

- основ теории электричества,

- основных характеристик электромагнитного излучения,

- взаимодействия электромагнитного излучения с веществом,

- основных понятий оптики и спектроскопии,

- единиц измерения физических величин и их размерности,

- элементов аналитической геометрии на плоскости,

- элементов математического анализа,

- элементов теории вероятности и математической статистики,

- математической обработки результатов измерений,

- простейших приемов работы на персональных компьютерах.

Умения:

- дифференцировать и интегрировать с помощью формул и простейших приемов;

- исследовать функции с помощью производных и строить графики функций;

- вычислять основные характеристики и оценки распределения дискретной случайной величины;

- вычислять абсолютные и относительные погрешности результатов измерений;

- определять физические свойства лекарственных веществ.

Навыки:

-владениеметодами нахождения производных и интегралов функций;

- владение методикой вычисления характеристик, оценок характеристик распределения погрешности измерений;

- владение методами обработки текстовой и графической информации;

- владение методикой обработки результатов статистических наблюдений с помощью компьютера;

Наши рекомендации