Физическая и коллоидная химия
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения учебной дисциплины (модуля):
- обеспечить аналитическую подготовку обучающихся к овладению курсов, изучаемых далее;
- способствовать формированию у обучающихся профессионального мышления для решения задач по анализу лекарственных веществ.
Задачами дисциплины являются:
Задачи лекционного курса:
- освещение основных разделов программы, стимулирование студентов к систематической самостоятельной работе.
Задачи лабораторных работ:
- освоение способов и методик, используемых в аналитической химии;
- формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач (профессиональных задач) по аналитической химии.
Приобретение теоретических знаний по аналитической химии в области:
- изучения аналитических свойств веществ в зависимости от их химического состава и условий существования;
- изучения аналитических реакций и других форм взаимодействия между веществами в зависимости от их химического состава и условий протекания процесса.
Формирование умений использовать современные:
- технические средства для решения практических задач;
- оптимальные методики качественного и количественного анализа веществ;
- источники научной, справочной литературы, ресурсы Интернета;
- методики статистической обработки данных, компьютерные возможности интерпретации графических данных для нахождения искомых величин;
- перспективы развития новых технологий, используемых в медицине, фармации.
Приобретение умения работы:
- с химическим, физическим оборудованием, компьютеризованными приборами.
Приобретение умения:
- собирать простейшие установки для проведения лабораторных работ;
- готовить растворы анализируемых веществ и реагентов для проведения анализа;
- измерять физико-химические параметры веществ и их растворов;
- проводить эксперименты, анализировать данные наблюдений и измерений;
- прогнозировать возможности и условия протекания химических (аналитических) реакций;
- оформлять результаты, формулировать выводы по экспериментальным и теоретическим работам.
Закрепление теоретических знаний:
- по химическим дисциплинам (неорганической, физической, коллоидной, органической химиям);
- по физике, математике, информатике.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Аналитическая химия» изучается в третьем и четвертом семестре, относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация».
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, латинский язык, иностранный язык);
- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, неорганическая химия).
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Общая и неорганическая химия
Знания:
- современной модели атома, периодического закона, периодической системы Д.И. Менделеева;
- строения комплексных соединений и их свойств;
- классификации химических элементов по семействам;
- зависимости фармакологической активности и токсичности от положения элемента в периодической системе;
- химических свойств элементов и их соединений;
- растворов и процессов, протекающие в водных растворах;
- основных законов и понятий химии,
- номенклатуры неорганических и комплексных соединений,
- основных типов химических реакций,
- основных правил работы и техники безопасности в химической лаборатории.
Умения:
- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой,
- составлять электронные конфигурации атомов, ионов;
- электронно-графические формулы атомов и молекул, определять тип химической связи;
- прогнозировать реакционную способность химических соединений и физические свойства в зависимости от положения в периодической системе;
- теоретически обосновывать химические основы фармакологического эффекта токсичности;
- применять правила различных номенклатур к различным классам неорганических соединений;
Навыки:
- владение техникой выполнения основных химических операций,
- владение техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;
- владение техникой экспериментального определения pH растворов при помощи индикаторов и приборов;
- владение правилами номенклатуры неорганических веществ;
Органическая химия
Знания:
-теории строения органических соединений;
- научных основ классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений;
- основ стереохимии;
- особенностей реакционной способности органических соединений
- номенклатуры органических соединений,
- основных классов органических соединений (углеводороды, галогенопроизводные, гидроксипроизводные, оксосоединения, карбоновые кислоты и их функциональные производные, амины, азо- и диазосоединения, гетерофункциональные соединения, углеводы, изопреноиды, гетероциклические соединения, алкалоиды) их характерных свойств; функциональных групп,
- составления уравнений с участием органических соединений,
- связи между строением и свойствами (цвет, окислительно-восстановительные способности, токсичность и др.) органических соединений,
-основ качественного анализа органических соединений.
Умения:
- составлять уравнения химических реакций органических соединений,
- применять правила различных номенклатур к различным классам органических соединений;
Навыки:
-по постановке и проведению качественных реакций с органическими соединениями;
- владение методиками подготовки лабораторного оборудования к проведению анализа и синтеза органических соединений;
Физическая и коллоидная химия
Знания:
- основ химической термодинамики и термохимии,
- значения термодинамических потенциалов (энергий Гиббса и Гельмгольца);
- следствий из закона Гесса, правил расчета температурного коэффициента;
- химического равновесия, способов расчета констант равновесия;
- коллигативных свойств растворов;
- основ теории растворов неэлектролитов и электролитов, дисперсных систем,
- основ термодинамической теории электродвижущих сил и электродных потенциалов,
- основ химической кинетики, катализа, адсорбции,
- теоретических основ физических методов анализа вещества; характеристик физических факторов, оказывающих воздействие на живой организм;
- метрологических требований при работе с физической аппаратурой;
- правил техники безопасности работы в химической лаборатории и с
физической аппаратурой;
Умения:
-рассчитывать термодинамические функции состояния системы, тепловые эффекты химических процессов;
- рассчитывать Кр, равновесные концентрации продуктов реакции и исходных веществ;
- готовить истинные, буферные и коллоидные растворы;
- собирать простейшие установки для проведения лабораторных исследований;
- пользоваться физическим, химическим оборудованием, компьютеризированными приборами;
- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин;
- измерять физико-химические параметры растворов;
- проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных в химических;
- пользоваться мерной посудой,
- выполнять исходные вычисления, итоговые расчеты с использованием статистической обработки результатов,
- работать с химическим, физическим оборудованием.
Навыки:
- готовить растворы заданной концентрации,
- владеть методами статистической обработки экспериментальных результатов химических исследований;
- владеть методиками измерения значений физических величин;
- практического использования приборов и аппаратуры в физическом анализе веществ;
- интерпретации рассчитанных значений термодинамических функций с целью прогнозирования возможности осуществления и направление протекания химических процессов;
Физика и математика
Знания:
- основных законов физики, физических явлений и закономерностей;
- основ теории электричества,
- основных характеристик электромагнитного излучения,
- взаимодействия электромагнитного излучения с веществом,
- основных понятий оптики и спектроскопии,
- единиц измерения физических величин и их размерности,
- элементов аналитической геометрии на плоскости,
- элементов математического анализа,
- элементов теории вероятности и математической статистики,
- математической обработки результатов измерений,
- простейших приемов работы на персональных компьютерах.
Умения:
- дифференцировать и интегрировать с помощью формул и простейших приемов;
- исследовать функции с помощью производных и строить графики функций;
- вычислять основные характеристики и оценки распределения дискретной случайной величины;
- вычислять абсолютные и относительные погрешности результатов измерений;
- определять физические свойства лекарственных веществ.
Навыки:
-владениеметодами нахождения производных и интегралов функций;
- владение методикой вычисления характеристик, оценок характеристик распределения погрешности измерений;
- владение методами обработки текстовой и графической информации;
- владение методикой обработки результатов статистических наблюдений с помощью компьютера;