Дифференциация оппозиционных звуков и букв

Первый уровень

П-Б (П'-Б')

Прочитай пары слов:

бал — пал; бела — пела; бобы — попы; отбил — отпил.

Какони отличаются друг от друга по звучанию? Вспомни и назови слова: сначала — с глухой согласной, затем — со звонкой. Докажи, что ты прав.

Дифференциация оппозиционных звуков и букв - student2.ru

2. Послушай ряды слогов:

Повтори их в той же последовательности, выделяя голосом ударный слог. Какимизвуками различаются слоги? Повтори слоги, меняя места слогов и ударный слог. (По заданию логопеда.) Повтори слоги, ускоряя темп. Послушай ряды слогов ещё раз и определи в каждом ряду число слогов с глухим извонким согласным.


Дифференциация оппозиционных звуков и букв - student2.ru

3. Чётко читай слоги, добавляя по очереди все гласные к буквам П и Б:

Дифференциация оппозиционных звуков и букв - student2.ru

Какими звуками различаются эти пары слогов?

Дифференциация оппозиционных звуков и букв - student2.ru 4. Чётко прочитай слоги парами:

па-ба аба-апа пя-бя абя-апя
бо-по опо-обо бы-пи упи-убы
пу-бу убу-упу пю-бю обю-опю
бы-пы ыпы-ыбы бе-пе ыпе-ыбе

Скажи, какими буквами различаются эти пары слогов?

Чётко прочитай столбики слогов: справа — налево; снизу — вверх; 1-й столбик — сверху вниз; 2-й столбик — снизу вверх; пары слогов, начиная со второй строчки до конца. И т.д.

Проанализируй выделенные пары слогов.

5. Логопед читает слова: павлин, пучок, боец, банан, бумага, брови, перья, полоска, буран, пушки.

Ученик зашифровывает их значками: слова со звуком П — квадратиком; слова со звуком Б — треугольником.

Расшифруй свою запись. (Ученик подбирает слова согласно условным обозначениям.) Объясни правильность подбора слов.

6. Слушай слова и поднимай карточку с буквами П—Б, П’—Б’, когда услышишь соответствующие звуки:

пироги, белизна, рябина, погода, павлин, побелка, братья, запасы, побег, работать, побыть, прорубить.

Разбери по звуковому составу слова: белизна, павлин, побелка.


Дифференциация оппозиционных звуков и букв - student2.ru

7.

а) Прочитай пары слов:

бар — пар бочка — почка башня — пашня забор — запор

Сравни пары слов и скажи, чем они отличаются друг от друга.

Запиши эти пары по памяти.

(Самопроверка с анализом слов по звуковому составу.)

б) Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы П или Б находятся перед согласной; перед гласной А.

пар — бал пастух — берега
пост — бинт пылесос — блиндаж
пшено — блины половодье — бегемоты

Запиши 1-й столбик пар слов по памяти.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)

Т-Д (Т’-Д’)

1. Послушай ряды слогов:

тра-дра-дра дво-два-тво
тлу-тлу-длу тми-дом-тму

Повтори их в той же последовательности. Какими звуками различаются слоги?

Повтори слоги, меняя их место. (По заданию логопеда.) Повтори слоги, ускоряя темп.

Послушай ещё раз слоговые ряды и определи в каждом ряду число слогов с глухим и звонким согласным.

2.

а) Послушай пары слов:

Наши рекомендации