Дифференциация оппозиционных звуков и букв
Первый уровень
П-Б (П'-Б')
Прочитай пары слов:
бал — пал; бела — пела; бобы — попы; отбил — отпил.
Какони отличаются друг от друга по звучанию? Вспомни и назови слова: сначала — с глухой согласной, затем — со звонкой. Докажи, что ты прав.
2. Послушай ряды слогов:
Повтори их в той же последовательности, выделяя голосом ударный слог. Какимизвуками различаются слоги? Повтори слоги, меняя места слогов и ударный слог. (По заданию логопеда.) Повтори слоги, ускоряя темп. Послушай ряды слогов ещё раз и определи в каждом ряду число слогов с глухим извонким согласным.
3. Чётко читай слоги, добавляя по очереди все гласные к буквам П и Б:
Какими звуками различаются эти пары слогов?
4. Чётко прочитай слоги парами:
па-ба | аба-апа | пя-бя | абя-апя |
бо-по | опо-обо | бы-пи | упи-убы |
пу-бу | убу-упу | пю-бю | обю-опю |
бы-пы | ыпы-ыбы | бе-пе | ыпе-ыбе |
Скажи, какими буквами различаются эти пары слогов?
Чётко прочитай столбики слогов: справа — налево; снизу — вверх; 1-й столбик — сверху вниз; 2-й столбик — снизу вверх; пары слогов, начиная со второй строчки до конца. И т.д.
Проанализируй выделенные пары слогов.
5. Логопед читает слова: павлин, пучок, боец, банан, бумага, брови, перья, полоска, буран, пушки.
Ученик зашифровывает их значками: слова со звуком П — квадратиком; слова со звуком Б — треугольником.
Расшифруй свою запись. (Ученик подбирает слова согласно условным обозначениям.) Объясни правильность подбора слов.
6. Слушай слова и поднимай карточку с буквами П—Б, П’—Б’, когда услышишь соответствующие звуки:
пироги, белизна, рябина, погода, павлин, побелка, братья, запасы, побег, работать, побыть, прорубить.
Разбери по звуковому составу слова: белизна, павлин, побелка.
7.
а) Прочитай пары слов:
бар — пар бочка — почка | башня — пашня забор — запор |
Сравни пары слов и скажи, чем они отличаются друг от друга.
Запиши эти пары по памяти.
(Самопроверка с анализом слов по звуковому составу.)
б) Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы П или Б находятся перед согласной; перед гласной А.
пар — бал | пастух — берега |
пост — бинт | пылесос — блиндаж |
пшено — блины | половодье — бегемоты |
Запиши 1-й столбик пар слов по памяти.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Т-Д (Т’-Д’)
1. Послушай ряды слогов:
тра-дра-дра | дво-два-тво |
тлу-тлу-длу | тми-дом-тму |
Повтори их в той же последовательности. Какими звуками различаются слоги?
Повтори слоги, меняя их место. (По заданию логопеда.) Повтори слоги, ускоряя темп.
Послушай ещё раз слоговые ряды и определи в каждом ряду число слогов с глухим и звонким согласным.
2.
а) Послушай пары слов: