Тема: ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ. ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ. ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ПОЧЕК

Тема: ХРОНИЧЕСКИЕ ГЕПАТИТЫ (ХГ). ЦИРРОЗЫ ПЕЧЕНИ.

Цель изучения темы: научиться диагностировать различные формы ХГ, определять активность процесса, оценить возможности инструментальной диагностики, изучить морфологические критерии, значение установления этиологического фактора. Познакомиться с принципами терапии, показания к иммунологической коррекции, возможными исходами заболевания. Научиться распознавать различные варианты циррозов печени, их стадию и возможную этиологию, познакомиться с осложнениями и основными принципами их лечения, показания к оперативному вмешательству.

Задачи:

· Изучить этапы диагностического поиска пациентов с заболеваниями печени.

· Обучить проведению дифференциальной диагностики и выбору рациональной терапии

Студент должен знать:

1. до изучения темы (базисные знания): анатомическое морфофункциональное строение печени, регенерация печени. Кровоснабжение печени (анастамозы). Функции печени. Морфологическая характеристика ХГ и цирроза. Патогенез развития печеночной недостаточности, гиперспленизма, спленомегалии, портальной гипертензии.

2. после изучения темы: классификацию хронических гепатитов и циррозов, этапы диагностического поиска больных с заболеваниями печени, тактику лечения.

Студент должен уметь:Студент должен уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем у пациентов с заболеваниями печени, оценить данные рентгенограмм органов брюшной полости, УЗИ органов брюшной полости, лабораторных методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить эффективность, уметь выписать рецепты.

Студент должен владеть:студент должен владеть методикой обследования пациентов с заболеваниями печени.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

I. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

II. Ответить на вопросы для самоконтроля:

Хронические гепатиты:

  1. Определение заболевания.
  2. Этиология. Пато­генез.
  3. Классификация (по этиологии, по морфологическим изменениям, по клиническим проявлениям).

4.Особенности клинического течения различных форм ХГ. Изменения в полости рта.

  1. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.
  2. Дифференциальный диагноз.
  3. Ле­чение. Методы профилактики.

Циррозы печени:

1. Определение заболевания.

2. Этиология. Патогенез.

3. Классификация (по морфологии, по этиологии, по клиническим проявлени­ям).

4. Основные клинические синдромы цирроза печени. Изменения в полости рта. Осложнения.

5. Лабораторные и инструментальные методы диагностики.

6. Дифференци­альный диагноз.

7. Лечение. Методы профилактики.

III. Решить ситуационные задачи (прилагаются).

Алгоритм разбора задач: 1.Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез. 2. Поставьте предварительный диагноз. 3. Дифференциальный диагноз. 4. План обследования. 5. Поставьте окончательный клинический диагноз. 6. План лечения.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Стрюк Р.И., Маев И.В. Внутренние болезни. клиническая фармакология, М., Гэотар-МЕД, 2008. 496 с.

Дополнительная:

2. Гастроэнтерология. Национальное руководство. Под ред. Акад. РАМН В.Т. Ивашкина, кмн Т.Л. Лапиной-М: ГЭОТАР- Медиа-2008-698с (397-551, 601-689с)

3. Гастроэнтерология и гепатология. Диагностика и лечение. Под. Ред. А.В. Калинина, А.И. Хазанова. Руководство для врачей. –М: Миклош, 2007-602с

4. Внутренние болезни. клиническая фармакология. Система органов пищеварения. Учебное пособие. Под ред. Г.Е. Ройтберга, А.В. Струтынского, -М: МЕДпресс-информ, 2007-560 с (37, 141-213, 260-285с

5. Клинические рекомендации. Гастроэнтерология. Под ред. В.Т. Ивашкина.-М: ГЭОТАР-Медиа, 2006-208с (147-158 с)

6. Материалы лекции

Методические рекомендации подготовлены:

доцент кафедры, к.м.н. Синцова С.В.

ассистент кафедры Падыганова А.В.

Методические указания утверждены на заседании кафедры №7 от “9 января 2013 г.”

Зав. кафедрой:_______________(Е.Н. Чичерина)

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Задача №1

Больная Н., 35 лет, поступила в стационар с жалобами на боль и тяжесть в правом подреберье, тошноту, горечь во рту, вздутие живота, метеоризм, желтушность кожных покровов и склер, появление на теле «сосудистых звездочек», кожный зуд, субфебрилитет, артралгии, частые носовые кровотечения, инверсию сна.

Из анамнеза: Больна в течение года.

Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы и видимые слизистые желтушной окраски. На коже верхнего плечевого пояса видны «сосудистые звездочки»; пальмарная эритема. Склеры иктеричны. На коже следы расчесов. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, приглушены соотношение тонов не изменено. ЧСС = 90 в мин. АД 140/80 мм рт.ст. Живот вздут, болезненный при пальпации в правом подреберье. Край печени ровный, эластичный, при пальпации болезненный. Печень по Курлову 15х13х12 см.

ОАК: Hb - 90,5 г/л; Еr - 3,2х1012/л; Le - 5,4х109/л; Tr – 130 х109/л.

БАК: билирубин общий – 100 мкмоль/л (прямой - 65 мкмоль/л); холестерин – 8,9 ммоль/л; АСТ 2,4 ммоль/л; АЛТ 2,9 ммоль/л; общий белок 54 г/л, альбумины 56%, глобулины- 44%, гамма-глобулины – 25%.

Тимоловая проба и сулемовая проба положительные.

Обнаружен HbsAg.

1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Поставьте предварительный диагноз.

3. План обследования.

4. Поставьте окончательный диагноз и проведите дифференциальную диагностику.

5. План лечения.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Задача №2.

Больная 44 лет поступила в клинику с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, одышку, усиливающуюся при небольшой физической нагрузке, полное отсутствие аппетита, постоянные ноющие боли в верхней половине живота, желтушное окрашивание кожных покровов и видимых слизистых, похудание, увеличение живота в объеме, отеки на ногах, обесцвеченный глинистый кал. Прекращение менструального цикла в течение года.

В течение 10 лет регулярно перед обедом употребляла алкогольные напитки (коньяк, крепленые и сухие вина). Год назад стала замечать вздутие живота, а спустя некоторое время появились отеки на ногах. Обратилась к врачу после появления желтухи, в связи с чем была госпитализирована в больницу им. Боткина с диагнозом инфекционный гепатит. После обследования диагноз инфекционного гепатита был отвергнут, и больная была переведена в гастроэнтерологическое отделение.

При осмотре: питание резко понижено (за последние 12 месяцев потеряла 20 кг). Кожные покровы, склеры и слизистая оболочка мягкого неба желтушны. Расчесы и геморрагические высыпания на коже туловища. Скудное оволосение в подмышечных впадинах и на лобке. Пульс 80 в минуту, ритмичный. АД - 120/80 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены. Над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком. Дыхание над нижними отделами ослаблено, многочисленные мелкопузырчатые влажные хрипы с обеих сторон. Язык ярко-красного цвета («кардинальский»), кровоточивость десен. Живот резко увеличен в объеме. По боковым поверхностям - выраженная венозная сеть. Растянуто пупочное кольцо. Органы брюшной полости пропальпировать не удается, через растянутую брюшную стенку нечетко определяется край печени на уровне пупочной линии, плотный, тонкий. Умеренные отеки нижних конечностей.

Анализ крови: эр. - 1,9-10 /л, гем. - 9,4 г/л, цв. пок. - 0,8; ретикулоциты - 4%, тромбоциты - 155000, лейк. - 5400; б - 1,5%, э - 2%, ю - 0,5%, п - 16%, с - 56%, л - 19%, м -6%, СОЭ - 57 мм в час; билирубин - 43 мг, прямой - 16 мг, холестерин - 370 мг, сулемовая проба - 1,7 мл, тимоловая - 16 ед. АЛТ - 0,8 ACT - 1,2.

Анализ мочи: мутная, насыщенно-желтая, уд. вес - 1018, реакция кислая, следы белка. Желчные пигменты (+), уробилин (+). Лейкоциты 50-60 в поле зрения. Много кристаллов, уратов, лейцина.

Копрограмма: кал неоформленный, цвет бледно желтый, реакция на кровь отрицательная. Мышечные волокна переваренные в небольшом количестве.

1. Выделите основные симптомы, сгруппируйте их в синдромы, объясните патогенез.

2. Поставьте предварительный диагноз.

3. План обследования.

4. Поставьте окончательный диагноз и проведите дифференциальную диагностику.

5. План лечения.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра внутренних болезней

Методические указания для студентовIV курса

специальности стоматология

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине внутренние болезни. клиническая фармакология

Составители: к.м.н., доцент Синцова С.В., ассистент Падыганова А.В.

Тема: ОСТРЫЙ И ХРОНИЧЕСКИЙ ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ. ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ. ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ПОЧЕК.

Цель изучения темы: познакомить студентов с заболеваниями почек. Научить обследованию больных с патологией почек. Подчеркнуть роль лабораторно-инструментальных показателей функции почек в диагностике данных заболеваний.

Задачи:

· Изучить этапы диагностического поиска пациентов с заболеваниями почек.

· Обучить проведению дифференциальной диагностики и выбору рациональной терапии

Студент должен знать:

1. до изучения темы (базисные знания): строение почки, строение нефрона и его кровоснабжение. Процесс мочеобразования (гломерулярная фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция). Патологическая физиология почек (нарушение клубочковой фильтрации, канальцевой рабсорбции, способности почек к концентрированию). Патоморфологические изменения при острой и хронической почечной недостаточности. Патоморфологические изменения при острых и хронических гломерулонефритах

2. классификацию острого и хронического гломерулонефрита, пиелонефрита, ХБП, этапы диагностического поиска больных с заболеваниями почек, тактику лечения.

Студент должен уметь:Студент должен уметь провести общий осмотр, обследование всех органов и систем при остром и хроническом гломерулонефрите, пиелонефрите оценить данные рентгенограмм органов брюшной полости, УЗИ органов брюшной полости и почек, лабораторных методов исследования, выделить ведущий синдром, правильно сформулировать диагноз, назначить лечение и оценить эффективность, уметь выписать рецепты.

Студент должен владеть:студент должен владеть методикой обследования пациентов с острым и хроническим гломерулонефритом, пиелонефритом, ХБП.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

Наши рекомендации