Трансфинитная индукция

Комментарий. Метод математической индукции. Применяется для высказываний трансфинитная индукция - student2.ru , зависящих от натурального параметра трансфинитная индукция - student2.ru . Докажем, что утверждение трансфинитная индукция - student2.ru справедливо трансфинитная индукция - student2.ru , если: 1) Утверждение трансфинитная индукция - student2.ru справедливо при трансфинитная индукция - student2.ru и 2) из справедливости трансфинитная индукция - student2.ru для произвольного трансфинитная индукция - student2.ru следует справедливость его для трансфинитная индукция - student2.ru .

■. трансфинитная индукция - student2.ru . Пусть утверждения 1 и 2 выполняются, но трансфинитная индукция - student2.ru справедливо не для всех трансфинитная индукция - student2.ru . Так как, трансфинитная индукция - student2.ru справедливо при трансфинитная индукция - student2.ru (утверждение 1), то существует такое трансфинитная индукция - student2.ru , где трансфинитная индукция - student2.ru , при котором трансфинитная индукция - student2.ru не справедливо, причём трансфинитная индукция - student2.ru ещё справедливо. Положив трансфинитная индукция - student2.ru , мы получим противоречие с утверждением 2. ■

Для применения метода математической индукции следует сделать следующие операции:

1. Ставится «математический эксперимент», и получают трансфинитная индукция - student2.ru .

2. Делается предположение о виде формулы трансфинитная индукция - student2.ru . Оно называется “dicto simplisister”, то есть “сказано простаком”.

3. Проверяется утверждение 1 (фактически на первом этапе).

4. Доказывается утверждение 2.

Для натуральных чисел доказательство принципа математической индукции опирается на то, что любое непустое подмножество натуральных чисел имеет наименьший элемент. Если это свойство выполняется для произвольного отношения порядка и произвольного множества, то есть в любом подмножестве рассматриваемого множества есть наименьший элемент относительно рассматриваемого отношения порядка, мы получаем трансфинитную индукцию.

Теорема 1. Пусть есть некоторое вполне упорядоченное множество M и есть некоторая последовательность утверждений трансфинитная индукция - student2.ru , занумерованных элементами трансфинитная индукция - student2.ru . При этом доказываются два утверждения: 1) утверждение трансфинитная индукция - student2.ru истинно; 2) Из того, что для любого трансфинитная индукция - student2.ru все трансфинитная индукция - student2.ru истинны, следует, что и трансфинитная индукция - student2.ru истинно. Тогда утверждение трансфинитная индукция - student2.ru истинно трансфинитная индукция - student2.ru .

трансфинитная индукция - student2.ru Пусть утверждения 1) и 2) выполняются, но среди трансфинитная индукция - student2.ru есть неверное утверждение. Рассмотрим множество E всех неверных утверждений. Оно непусто, поскольку хотя бы одно утверждение неверно. Возьмем в нем наименьший элемент трансфинитная индукция - student2.ru , то есть такой элемент, который меньше любого другого элемента множества E (это можно сделать, поскольку трансфинитная индукция - student2.ru , а множество M вполне упорядочено). Тогда для него утверждение трансфинитная индукция - student2.ru неверно, а для предыдущего элемента ещё верно, что противоречит свойству 2). ■

ПРОБЛЕМЫ НАИВНОЙ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ

Кризисы в математике

Первый кризис в математике возник в результате обнаружения несоизмеримости отрезков. Оказалось, что диагональ квадрата со стороной, равной единице (или, что то же самое, гипотенуза равнобедренного треугольника с катетом, равным единице), выражается числом трансфинитная индукция - student2.ru , которое не является рациональным, а представляет собой бесконечную непериодическую дробь. Иначе говоря, данное отношение не может быть выражено дробью трансфинитная индукция - student2.ru , где трансфинитная индукция - student2.ru и трансфинитная индукция - student2.ru - натуральные числа. Усилиями Теэтета, Евклида, Архимеда и Евдокса, которые разработали метод исчерпывания трансфинитная индукция - student2.ru зачаточную форму теории пределов, кризис на том уровне был преодолен. Однако две тысячи лет спустя он возник в видоизмененной форме.

Второй кризис основ математики разразился в конце XVII - начале XVIII в. в ходе попыток обосновать изобретённое Ньютоном и Лейбницем исчисление бесконечно малых. Выход из него нашли О.Коши и К. Вейерштрасс, построив теорию пределов.

С возникновением и развитием теории множеств на рубеже Х1Х-ХХ вв. в математике возник третий кризис, который до сих пор не нашёл своего удовлетворительного разрешения. По сути, это видоизмененная форма всё того же кризиса иррациональности, связанного с тем, что множество иррациональных чисел несчётно и имеет мощность континуума. Множество натуральных чисел N = {1,2,3,...} считается потенциально-бесконечным, потому, что на каждом этапе счёта имеется не более, чем конечное число элементов, а бесконечность понимается как процесс. Несчётные множества уже актуально даны как бесконечные.Но со времён Аристотеля считается, что “Infinitum Actu Non Datur”, то есть не существует актуальной бесконечности потому, что это понятие – внутренне противоречиво и, следовательно, “его использование в математике – недопустимо” (Гаусс). Рассмотрим эти вопросы ближе.

Наши рекомендации