Особенности построения макроцикла
Макроцикл, как относительно самостоятельная структурная единица тренировочного процесса, содержит в методической последовательности все необходимые виды тренировочных и соревновательных воздействий и позволяет перевести спортсмена на новый уровень подготовленности к моменту главных соревнований на рассматриваемом отрезке времени. Макроцикл имеет свою соревновательную цель и полный набор целевых задач подготовки. Минимальная его продолжительность – не менее 9-11 недель.
Традиционно в пределах тренировочного года принято выделять этапы тренировки (макроциклы) [по Матвееву Л.П., 1977, Платонов В.Н., 1986]:
1. подготовительный,
2. предсоревновательный,
3. соревновательный,
4. переходный.
В рамках данной периодизации макроцикл разбивается на несколько средних циклов. Это своего рода отдельные блоки тренирующих воздействий. Каждый из них посвящен решению определенных задач подготовки и по продолжительности должен соответствовать времени, объективно необходимому для решения этих задач. Обычно подготовительный макроцикл составляет 2-3 мезоцикла, а предсоревновательный и соревновательный макроциклы состоят из одного мезоцикла каждый. Условно выделяют следующие типы мезоциклов:
- восстановительно-втягивающий,
- общий подготовительный,
- специальный подготовительный,
- предсоревновательный,
- соревновательный.
Восстановительно-втягивающий мезоцикл совмещает решение задач переходного и подготовительного этапов тренировки, а именно:
1) психологическая разгрузка и укрепление здоровья, закаливание;
2) укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение уровня физической кондиции, разносторонней физической подготовленности;
3) постепенное освоение объёмных нагрузок аэробной направленности;
4) начало работы над максимальной мышечной силой в специальных физических упражнениях;
5) разносторонняя техническая подготовка в избранном виде спорта;
6) формирование мотивации на достижение целей и задач очередного большого цикла подготовки, на самовоспитание личностных качеств потенциального чемпиона.
Общий подготовительный мезоцикл решает задачи создания прочной базы физической подготовленности – существенного повышения уровня мощности, емкости, эффективности аэробной производительности, максимальной мышечной силы, силовой выносливости в аэробных и аэробно-анаэробных режимах работы. Одновременно наращивается мощность гребковых движений, ставятся элементы скоростной техники (на спринтерских отрезках), повышается экономичность спортивной техники.
Специальный подготовительный мезоцикл занимает центральное место в большом цикле подготовки. Это кульминация в использовании интенсивных развивающих нагрузок анаэробно-аэробного и анаэробно-гликолитического характера в соревновательной подготовке. Так, используются упражнения на повышение уровня скоростно-силовых качеств и специальной силовой выносливости (на тренажерах). Большое внимание уделяется целостному освоению модели соревновательной деятельности, выходу на модельные значения спортивной техники на соревновательных и околосоревновательных скоростях. Продолжается целенаправленное совершенствование тактико-технических действий, отработка тактики состязания.
Предсоревновательный и соревновательный мезоциклы направлены на подведение спортсмена к главным стартам в состоянии наивысшей спортивной готовности. Общий объём нагрузок постепенно снижается (см. рис.10), внимание уделяется качеству выполнения упражнений. Акцент в подготовке делается на повышении уровня абсолютной скорости (за счёт использования кратковременных спринтерских нагрузок в умеренном объёме), уровня специальной выносливости (за счёт участия в серии контрольных и отборочных стартов), апробации освоенной модели соревновательной деятельности, повышении психологической готовности спортсмена к соревнованиям.
Примерная направленность тренировочных и соревновательных нагрузок в макроцикле подготовки по отдельным структурным блокам представлена в табл. 1. примерную динамику внешних параметров нагрузки в рамках полугодичного периода подготовки, состоящего из двух законченных макроциклов, можно проанализировать на рис. 10.
Таблица 1. Направленность тренировочных и соревновательных воздействий в макроцикле подготовки спортсмена
НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ | СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ МАКРОЦИКЛОВ | ||||
Восстановительно-втягивающий | Общий подготовительный | Специальный подготовительный | Предсоревновательный | Соревновательный | |
На повышение специальной работоспособности: | |||||
Аэробной эффективности и ёмкости | ++ | +++ | ++ | + | + |
Аэробной мощности | + | ++ | ++ | + | + |
Анаэробной гликолитической производительности | + | +++ | ++ | ++ | |
Анаэробной алактатной производительности | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Максимальной мышечной силы | ++ | +++ | + | + | + |
Специальной силовой выносливости | ++ | ++ | + | ||
Специальных скоростно-силовых качеств | + | +++ | ++ | + | |
На освоение модели соревновательной деятельности (на примере плавания): | |||||
Техники стартов и поворотов | + | +++ | +++ | ++ | |
Техники прохождения стационарных участков | ++ | +++ | +++ | +++ | |
Длины шага (мощности гребков) | + | +++ | +++ | ++ | + |
Соревновательного темпа и его оптимального сочетания с длиной шага | + | +++ | +++ | +++ | |
Оптимизацию раскладки сил на дистанции | + | ++ | +++ | +++ |
Условно обозначено воздействие нагрузок:
+++ акцентированное развивающее
++ неакцентированное развивающее
+ поддерживающее
На практике проблема планирования нагрузок на любом отрезке тренировочного процесса достаточно сложна вследствие положительных (однонаправленных) и конкурентных (разнонаправленных) взаимодействий упражнений. Суммарный эффект тренирующих воздействий в значительной мере обусловлен рациональным сочетанием выбранных средств и методов подготовки. Поэтому на отдельных этапах тренировки целесообразно использовать типовые микроциклы избирательной функциональной направленности. В качестве примера в таблице 2 представлены варианты сочетания нагрузок в четырехдневных, а в таблице 3 – в семидневных микроциклах аэробной, анаэробно-гликолитической, креатинфосфатной и компенсаторной направленности. Используются также микроциклы преимущественно силовой направленности.
Микроцикл | № тренировки в тренировочном дне | Дни микроцикла | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | ||
Восстановительный (компенсаторный) | Первая тренировка | II | II+IV | III | I+V |
Вторая тренировка | I+VI | I | I | ОТДЫХ | |
Аэробный | Первая тренировка | V+I | IIIA+I | IV+II | I+V |
Вторая тренировка | II – VI | IIIA – I | II – VI | ОТДЫХ | |
Креатин фосфатный (спринтерский) | Первая тренировка | V+I | IV+II | III+II | V+I |
Вторая тренировка | II+VI | I+V | III+I | ОТДЫХ | |
Анаэробно-гликолитический | Первая тренировка | IIIB | II+IVA,B | IVB,C+I | I+V |
Вторая тренировка | II+VI | I | IIIA+VI | ОТДЫХ |
Таблица 2. Сочетание нагрузок различной функциональной направленности в 4-х дневных микроциклах.
I аэробно поддерживающая нагрузка;
II аэробно развивающая нагрузка;
III смешанная аэробно-анаэробная нагрузка;