Дидактическая игра «Объяснялки»

Выполнила: учитель-логопед Салахутдинова Н. А., МБДОУ «Десткий сад комбинированного вида «Орешек».

Тема: «Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза в условиях реализации ФГОС».

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Фонематический анализ и синтез это сложные мыслительные операции, которые у детей появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.

Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения.

Работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа и синтеза проводится по 3 этапам:

1. Подготовительный этап

- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по

звуковому составу;

- формирование понятия «звук».

2. Основной этап

- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук

в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение

фишек для обозначения звуков;

- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука

в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор

слов с определённой позицией звука в слове;

- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы

(модели) слова фишками - звуковой анализ слова, формирование умения

«прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез

слова;

- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.

3. Заключительный этап

- включает в себя закрепление пройденного материала.

Остановимся подробнее на каждом этапе.

Подготовительный этап.Прежде чем приступить к формированию навыков фонематического анализа и синтеза, логопед работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причём ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребёнок соотносит с правильным произношением взрослого.

Затем дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «предложение», «слово», «слог», «звук».

Используемые на этом этапе упражнения:

Упражнение «Внимательные ушки».

Выделение звука [Г] из ряда звуков: в, г, к, б, г, н, г, п, т, г;

Логопед даёт инструкцию: «Я произнесу звуки. Если вы услышите звук [г] хлопните в ладоши (поднимите флажок)».

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Упражнение «Подними сигнал».

Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Дидактическая игра «Узнай звук».

Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем: У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Дидактическая игра «Хлоп – топ».

Дети шагают под музыку и им дается задание: «Если вы услышите слово, которое начинается со звука [з] – хлопайте в ладоши, со звука [ж] – приседайте.

Основной этап.На этом этапе ведётся целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нём.

Ребёнок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребёнок произносит: «СССом – первый звук [С]». Далее ребёнок произносит слово, интонируя следующие звуки: «сОООм – второй звук [О]. соМММ - третий звук [М]».

Используемые игры и упражнения на этом этапе работы:

Дидактическая игра «Объяснялки».

Цель: учить определять наличие звука в слове, сопоставлять смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

Детям предлагаются парные картинки со словами-паронимами. Они должны объяснить значение слов, определить, чем схожи слова, чем отличаются.

Слова: мышка-мишка, дом-сом, колено-полено, миска-маска, торт-порт.

Наши рекомендации