Дидактическая игра «Объяснялки»
Выполнила: учитель-логопед Салахутдинова Н. А., МБДОУ «Десткий сад комбинированного вида «Орешек».
Тема: «Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза в условиях реализации ФГОС».
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
Фонематический анализ и синтез это сложные мыслительные операции, которые у детей появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.
Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения.
Работа по формированию у детей с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа и синтеза проводится по 3 этапам:
1. Подготовительный этап
- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по
звуковому составу;
- формирование понятия «звук».
2. Основной этап
- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук
в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение
фишек для обозначения звуков;
- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука
в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор
слов с определённой позицией звука в слове;
- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы
(модели) слова фишками - звуковой анализ слова, формирование умения
«прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез
слова;
- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.
3. Заключительный этап
- включает в себя закрепление пройденного материала.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
Подготовительный этап.Прежде чем приступить к формированию навыков фонематического анализа и синтеза, логопед работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причём ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребёнок соотносит с правильным произношением взрослого.
Затем дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия «предложение», «слово», «слог», «звук».
Используемые на этом этапе упражнения:
Упражнение «Внимательные ушки».
Выделение звука [Г] из ряда звуков: в, г, к, б, г, н, г, п, т, г;
Логопед даёт инструкцию: «Я произнесу звуки. Если вы услышите звук [г] хлопните в ладоши (поднимите флажок)».
Дидактическая игра «Чудо-дерево».
Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
Упражнение «Подними сигнал».
Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.
Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.
Дидактическая игра «Узнай звук».
Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем: У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Дидактическая игра «Хлоп – топ».
Дети шагают под музыку и им дается задание: «Если вы услышите слово, которое начинается со звука [з] – хлопайте в ладоши, со звука [ж] – приседайте.
Основной этап.На этом этапе ведётся целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нём.
Ребёнок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове. Например, ребёнок произносит: «СССом – первый звук [С]». Далее ребёнок произносит слово, интонируя следующие звуки: «сОООм – второй звук [О]. соМММ - третий звук [М]».
Используемые игры и упражнения на этом этапе работы:
Дидактическая игра «Объяснялки».
Цель: учить определять наличие звука в слове, сопоставлять смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.
Детям предлагаются парные картинки со словами-паронимами. Они должны объяснить значение слов, определить, чем схожи слова, чем отличаются.
Слова: мышка-мишка, дом-сом, колено-полено, миска-маска, торт-порт.