Работа над новым материалом.

Ход урока

I. Организация класса

II. Сообщение темы и целей урока.

Тётушка Сова приветствует вас, друзья!

Прозвенел уже звонок,

Пора начать долгожданный урок!

¾ Сегодня на уроке мы с вами установим связь между умножением и делением.

III. Изучение нового материала

1. Минутка чистописания и устный счёт.

             
       
               
       
           
         

- Объявляю я с утра 1-й тираж лесной лотереи. У каждого из вас есть карточки. Выиграет тираж только тот, кто правильно вычеркнет все числа. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел.

1. Увеличить 9 на 6. (15)

2.Уменьшить 13 на 5. (8)

3.Найти сумму чисел 6 и 5. (11)

4.Найти разность чисел 70 и 20. ( 40)

5.К 70 прибавить 6. (76)

6.От 84 отнять 4. ( 80)

7.На сколько единиц 62 больше 32? (30)

8.В каком числе 4 десятка и 5 единиц? (45)

9.Какое число следует за числом 69? ( 70)

10.Какое число предшествует числу 30? (29)

11. Увеличьте 50 на 4. (54)

12.К 45 прибавьте такое же число. (90)

13. Назовите сумму чисел 60 и 8. (68)

14. Из 11 вычесть 8. (3)

15. Из каких одинаковых чисел можно составить число 14. (Из 7.)

Ø Письмо первых десяти полученных цифр в тетради через одну клеточку.

Ø Повторение изученного материала.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука – это математика.

Математика – царица наук. Сколько нужно терпения, умения, чтобы преодолеть все препятствия, встречающиеся на пути при изучении математики. Как трудно одному поднять огромный камень, так и сложно получить знания. Но если мы все вместе возьмёмся за дело, отбросив лень, то преодолеть сложности будет легче. Вот и сегодня дружно возьмёмся за дело и пойдём по дороге знаний. Куда?

Направо мы пойдём -

В страну вычитания попадём.

Налево мы пойдём – в гости к сложению придём.

Прямо мы пойдём – к умножению придём.

1)- Посмотрим, что нас ждёт в каждой стороне. Пойдём направо.

Что вы видите на доске? (Буквенное выражение и уравнение.)

а – 7 17 – Х = 8

а = 23

а = 60

а = 57

- Назовите величину в буквенном выражении, которая является переменной. (Уменьшаемое – а.)

- Назовите постоянную величину. ( Вычитаемое – 7.)

Найдите значение выражения при данных переменных величинах. ( 23 – 7 = 16, 60 – 7 = 53, 57 – 7 = 50.)

- Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестная величина.)

- Что неизвестно в уравнении? (Вычитаемое.)

- Как найти вычитаемое? ( 17 – 8 = 9)

2) – А если бы мы налево пошли, то в страну сложения пришли. Что же нас ждёт?

Прочитайте выражения, записанные на доске , разными способами и найдите их значения.

56 + 7 (Первое слагаемое – 56, второе слагаемое – 7 , сумма равна 63.)

42 + 30 (Сумма чисел 42 и 30 равна 72.)

30 + 28 ( 30 увеличить на 28 получится 58.)

Работа над новым материалом.

- Рядом с камнем муравьишки, вот один только что куда- то побежал. Посмотрите, какая у него тяжёлая ноша для муравья. А что вы знаете о муравьях? (Уничтожают вредных насекомых.)

- В лесу можно встретить конусы полутораметровой высоты – муравейники рыжих лесных муравьёв. Эти конусы сооружаются из хвои, мелких веточек, мха и земли. Над землёй видна только часть муравьиного гнезда. Под конусом он может уходить в землю на глубину более 2 метров. Муравьиное жильё может насчитывать 100 тысяч и более особей. Большинство муравьёв рабочие. Они выполняют множество дел: строят гнездо, чистят и защищают его, ухаживают за потомством и снабжают пищей.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их присутствие очень важно для здоровья лесов. Муравейники находятся под охраной, разрушать их запрещено.

Учитель выставляет ломаную из 3-х звеньев.

- Посмотрите на путь, который проделал муравей. Какую геометрическую фигуру напоминает? (Ломаную линию.)

- Сколько в ней звеньев? (3 звена.)

- Чему равна длина ломаной, если каждое звено равно 4 м?

Вычисляя, используйте умножение.

4 · 3 = 12 (м)

- Вот и прямо мы пошли, в страну умножения пришли. А что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых.)

- Замените сложение умножением.

2 + 2+ 2 + 2= 2 · 4 = 8 ( по 2 взять 4 раза)

5 + 5 + 5= 5 · 3= 15( по 5 взять 3 раза)

- А теперь умножение замените сложением.

4 · 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20

6 · 3 = 6 + 6 + 6 = 18

- Посмотрите на доску. Какие красивые ёлочки растут рядом с муравейником.

( Учитель показывает на елочки, которые расположены по 2.)

- По сколько ёлочек на полянке? (По 2.)

- Сколько всего ёлок ( 8 )

- Сколько раз по 2 взяли? ( 4 раза.)

- Составьте задачу по рисунку. ( На одной поляне 2 ёлочки. Сколько ёлочек на 4 полянах?)

2 · 4 = 8 (ёл.)

- Вспомним, как называются компоненты умножения. ( 2 – первый множитель, 4 – второй множитель, 8 – произведение.)

- Ребята, а если нам вдруг неизвестен был первый множитель, как бы мы его нашли ? ( 8 : 4 = 2)

- Как найти неизвестный второй множитель? ( 8 : 2 = 4.)

- Мы с вами использовали деление.

№1,стр.17 – устно

Физкультминутка.

Поднимает руки, класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки вниз опустим – шесть,

И за парты тихо сесть.

Решение задач.

Муравьи сроят большие дома, но не сравниться им с людьми.

№2, стр.17

3 м 3 м 3 м 3 м 3 м

!----------!-----------!------------!----------!-----------!

Всего - ?

3 · 5 = 15 м

Обратные задачи.

3 м 3 м 3 м 3 м 3 м

!----------!-----------!------------!----------!-----------!

Всего – 15 м

Кол-во этажей - ?

15 : 3 = 5 (эт.)

?

!----------!-----------!------------!----------!-----------!

Всего – 15 м

Кол – во этажей – 5

15 : 5 = 3 ( м)

Дополнительно!

№7, 3, стр.17

IV. Итог урока.

- Муравей всех благодарит и спросить меня велит, какие трудности вас ожидали на этом уроке?

Учитель вместе с Мудрой Совой отмечает самых активных детей и оценивает их.

V. Домашняя работа.

№4,6, стр.17

Наши рекомендации