Работа над новым материалом.
Ход урока
I. Организация класса
II. Сообщение темы и целей урока.
Тётушка Сова приветствует вас, друзья!
Прозвенел уже звонок,
Пора начать долгожданный урок!
¾ Сегодня на уроке мы с вами установим связь между умножением и делением.
III. Изучение нового материала
1. Минутка чистописания и устный счёт.
- Объявляю я с утра 1-й тираж лесной лотереи. У каждого из вас есть карточки. Выиграет тираж только тот, кто правильно вычеркнет все числа. Сколько заданий, столько вычеркнутых чисел.
1. Увеличить 9 на 6. (15)
2.Уменьшить 13 на 5. (8)
3.Найти сумму чисел 6 и 5. (11)
4.Найти разность чисел 70 и 20. ( 40)
5.К 70 прибавить 6. (76)
6.От 84 отнять 4. ( 80)
7.На сколько единиц 62 больше 32? (30)
8.В каком числе 4 десятка и 5 единиц? (45)
9.Какое число следует за числом 69? ( 70)
10.Какое число предшествует числу 30? (29)
11. Увеличьте 50 на 4. (54)
12.К 45 прибавьте такое же число. (90)
13. Назовите сумму чисел 60 и 8. (68)
14. Из 11 вычесть 8. (3)
15. Из каких одинаковых чисел можно составить число 14. (Из 7.)
Ø Письмо первых десяти полученных цифр в тетради через одну клеточку.
Ø Повторение изученного материала.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика.
Математика – царица наук. Сколько нужно терпения, умения, чтобы преодолеть все препятствия, встречающиеся на пути при изучении математики. Как трудно одному поднять огромный камень, так и сложно получить знания. Но если мы все вместе возьмёмся за дело, отбросив лень, то преодолеть сложности будет легче. Вот и сегодня дружно возьмёмся за дело и пойдём по дороге знаний. Куда?
Направо мы пойдём -
В страну вычитания попадём.
Налево мы пойдём – в гости к сложению придём.
Прямо мы пойдём – к умножению придём.
1)- Посмотрим, что нас ждёт в каждой стороне. Пойдём направо.
Что вы видите на доске? (Буквенное выражение и уравнение.)
а – 7 17 – Х = 8
а = 23
а = 60
а = 57
- Назовите величину в буквенном выражении, которая является переменной. (Уменьшаемое – а.)
- Назовите постоянную величину. ( Вычитаемое – 7.)
Найдите значение выражения при данных переменных величинах. ( 23 – 7 = 16, 60 – 7 = 53, 57 – 7 = 50.)
- Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестная величина.)
- Что неизвестно в уравнении? (Вычитаемое.)
- Как найти вычитаемое? ( 17 – 8 = 9)
2) – А если бы мы налево пошли, то в страну сложения пришли. Что же нас ждёт?
Прочитайте выражения, записанные на доске , разными способами и найдите их значения.
56 + 7 (Первое слагаемое – 56, второе слагаемое – 7 , сумма равна 63.)
42 + 30 (Сумма чисел 42 и 30 равна 72.)
30 + 28 ( 30 увеличить на 28 получится 58.)
Работа над новым материалом.
- Рядом с камнем муравьишки, вот один только что куда- то побежал. Посмотрите, какая у него тяжёлая ноша для муравья. А что вы знаете о муравьях? (Уничтожают вредных насекомых.)
- В лесу можно встретить конусы полутораметровой высоты – муравейники рыжих лесных муравьёв. Эти конусы сооружаются из хвои, мелких веточек, мха и земли. Над землёй видна только часть муравьиного гнезда. Под конусом он может уходить в землю на глубину более 2 метров. Муравьиное жильё может насчитывать 100 тысяч и более особей. Большинство муравьёв рабочие. Они выполняют множество дел: строят гнездо, чистят и защищают его, ухаживают за потомством и снабжают пищей.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их присутствие очень важно для здоровья лесов. Муравейники находятся под охраной, разрушать их запрещено.
Учитель выставляет ломаную из 3-х звеньев.
- Посмотрите на путь, который проделал муравей. Какую геометрическую фигуру напоминает? (Ломаную линию.)
- Сколько в ней звеньев? (3 звена.)
- Чему равна длина ломаной, если каждое звено равно 4 м?
Вычисляя, используйте умножение.
4 · 3 = 12 (м)
- Вот и прямо мы пошли, в страну умножения пришли. А что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых.)
- Замените сложение умножением.
2 + 2+ 2 + 2= 2 · 4 = 8 ( по 2 взять 4 раза)
5 + 5 + 5= 5 · 3= 15( по 5 взять 3 раза)
- А теперь умножение замените сложением.
4 · 5 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20
6 · 3 = 6 + 6 + 6 = 18
- Посмотрите на доску. Какие красивые ёлочки растут рядом с муравейником.
( Учитель показывает на елочки, которые расположены по 2.)
- По сколько ёлочек на полянке? (По 2.)
- Сколько всего ёлок ( 8 )
- Сколько раз по 2 взяли? ( 4 раза.)
- Составьте задачу по рисунку. ( На одной поляне 2 ёлочки. Сколько ёлочек на 4 полянах?)
2 · 4 = 8 (ёл.)
- Вспомним, как называются компоненты умножения. ( 2 – первый множитель, 4 – второй множитель, 8 – произведение.)
- Ребята, а если нам вдруг неизвестен был первый множитель, как бы мы его нашли ? ( 8 : 4 = 2)
- Как найти неизвестный второй множитель? ( 8 : 2 = 4.)
- Мы с вами использовали деление.
№1,стр.17 – устно
Физкультминутка.
Поднимает руки, класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Руки вниз опустим – шесть,
И за парты тихо сесть.
Решение задач.
Муравьи сроят большие дома, но не сравниться им с людьми.
№2, стр.17
3 м 3 м 3 м 3 м 3 м
!----------!-----------!------------!----------!-----------!
Всего - ?
3 · 5 = 15 м
Обратные задачи.
3 м 3 м 3 м 3 м 3 м
!----------!-----------!------------!----------!-----------!
Всего – 15 м
Кол-во этажей - ?
15 : 3 = 5 (эт.)
?
!----------!-----------!------------!----------!-----------!
Всего – 15 м
Кол – во этажей – 5
15 : 5 = 3 ( м)
Дополнительно!
№7, 3, стр.17
IV. Итог урока.
- Муравей всех благодарит и спросить меня велит, какие трудности вас ожидали на этом уроке?
Учитель вместе с Мудрой Совой отмечает самых активных детей и оценивает их.
V. Домашняя работа.
№4,6, стр.17