Процесс применения метода. Первый этап в применении SWOT-анализа при оценке уже существующих и потенциальных
Первый этап в применении SWOT-анализа при оценке уже существующих и потенциальных будущих стратегий включает в себя перечисление и оценку сильных сторон, слабостей, возможностей и угроз фирмы. Далее детально описывается каждый из этих элементов.
1. Сильные стороны. Сильные стороны — это те факторы, которые придают организации больше конкурентоспособности, чем ее место на рынке. Сильные стороны свидетельствуют о том, что у компании есть отличительное преимущество или особые ресурсы, являющиеся особенными с точки зрения конкуренции. Другими словами, сильные стороны — это ресурсы или возможности, которыми располагает организация и которые могут быть эффективно использованы для достижения поставленных целей.
2. Слабости. Слабость — это недостаток, упущение или дефект в самой организации, которые препятствуют достижению целей. Это то, что плохо получается у организации или где она располагает недостаточными возможностями или ресурсами по сравнению с конкурентами.
3. Возможности. Возможности включают в себя любую предпочтительную ситуацию в настоящем или будущем, возникающую в условиях окружающей среды организации, например, тенденцию, изменение или предполагаемую потребность, которая поддерживает спрос на товар или услугу и позволяет организации улучшить свою конкурентную позицию.
4. Угрозы. Угроза представляет собой любую нежелательную ситуацию, тенденцию или изменение в условиях окружающей среды организации, которые имеют разрушительный или угрожающий характер для ее конкурентоспособности в настоящем или будущем. В качестве угрозы может выступать барьер, ограничение или что-либо еще, что может повлечь за собой проблемы, разрушения, вред или ущерб, наносимый организации.
Сильные и слабые стороны фирмы (то есть, ее внутренняя окружающая среда) складываются из факторов, над которыми она имеет относительно больший контроль. Эти факторы включают в себя ресурсы фирмы, ее культуру, системы, методы найма персонала и личные ценности ее менеджеров. Возможности и угрозы организации (а именно, внешняя окружающая среда) составлены из тех факторов, над которыми организация имеет относительно меньший контроль. К этим факторам относятся, кроме всего прочего, общий спрос, степень насыщения рынка, правительственные политики, экономические условия, культурные, социальные и этические достижения, технологические достижения, экологические достижения и факторы, составляющие пять сил Портера (интенсивность конкуренции, угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров-заменителей, рыночная власть покупателей и рыночная власть продавцов).
Методология, используемая для сбора и интерпретации этой информации, должна быть взаимосвязанной и должна усиливать процессы консультирования директоров-распорядителей с функциональными экспертами, групповых обсуждений и сбора маркетинговой информации о соперниках.
В итоге получается аналитический продукт — ранжированный перечень стратегических факторов, классифицированных как внутренние сильные стороны, внутренние слабости, внешние возможности и внешние угрозы. Наиболее важным является то, что аналитик четко разделяет критерии для ранжирования, таким образом, принимающие решения специалисты могут лучше понять основу, на которой были приоритезированы эти факторы.
Следующий этап состоит в выявлении стратегического соответствия фирмы ее внутренним возможностям и внешним условиям окружающей среды. Это соответствие или несоответствие должны помочь выявить степень необходимости проведения стратегических изменений. Проявляются четыре возможных сценария:
¾ Квадрат 1 — Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними возможностями.
¾ Квадрат 2 — Внутренние слабости в отношении к внешним возможностям.
¾ Квадрат 3 — Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними угрозами.
¾ Квадрат 4 — Внутренние слабости в отношении к внешним угрозам.
Аналитик должен оценить альтернативные стратегии в сравнении друг с другом, чтобы найти ту, которая предоставляет конкурентное преимущество. Поскольку ни одна стратегия не может с очевидностью обеспечить конкурентное преимущество, SWOT-анализ, по крайней мере, предоставляет прогностический инструмент, позволяющий фирме оценить ее текущие и альтернативные стратегии:
Квадрат 1: Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними возможностями. Это расположение является идеальным сопоставлением, поскольку представляет сильнейшую взаимосвязь ресурсов фирмы с конкурентными возможностями внешней окружающей среды. Стратегия должны состоять в том, чтобы защитить эти внутренние сильные стороны с помощью нахождения уникальной комбинации требуемых ресурсов для получения конкурентного преимущества или для поддержания этих ресурсов для сохранения уже установленного конкурентного преимущества. Должны быть открыты будущие возможности для регулирования этих сильных сторон по сравнению со слабостями в других областях.
Квадрат 2: Внутренние слабости в отношении к внешним возможностям. Обычное стратегическое поведение в этом квадрате заключается в выборе оптимального компромисса между инвестированием с целью обращения слабостей в сильные стороны, необходимого для использования возможности.
Квадрат 3: Внутренние сильные стороны в соответствии с внешними угрозами. Одно из возможных действий, предлагаемых данным квадратом, заключается в трансформации внешних угроз в возможности посредством реконфигурации конкурентной позиции ресурсов фирмы. Альтернатива состоит в том, что фирма может выбрать поддержание оборонительной стратегии с целью фокусирования на более многообещающих возможностях в других квадратах.
Квадрат 4: Внутренние слабости в отношении к внешним угрозам. Это самая худшая позиция для фирмы и, очевидно, попадания в нее необходимо избегать. Тем не менее, если выживание фирмы зависит от выбора, активная стратегия может быть единственным выходом. Если применение стратегии является вспомогательным фактором, одна из возможных стратегий заключается в отторжении одних ради других, более многообещающих возможностей в других квадратах. Важно, тем не менее, избежать мгновенного уничтожения возможности выдвижения фактора за границы этого квадрата. Это не настолько второстепенно, как может показаться на первый взгляд. Наоборот, следует принять во внимание потенциал для предоставления стратегического выбора фирме или для поддержания других, более прибыльных мер в других квадратах. Для сокращения факто ров, уменьшающих производительность, в этом квадрате эффективной мерой является анализ «слепых» зон.
Когда стратегия разработана согласно каждому фактору, необходимо проводить постоянный мониторинг и периодическую итерацию для перепроверки выявленных факторов и активно продумывать стратегии, с помощью которых можно было бы обратиться к ним.
Подходящим способом справиться со сложностью анализа, вызванной множественными стратегическими факторами, может быть использование интерактивной матрицы. X. Вейрих считает, что использование такой матрицы, как представленной на рис. 3, может помочь аналитику разобраться с различными комбинациями взаимосвязей различных квадратов. Кроме того, он предлагает использование этой матрицы в качестве одной из основ для оценки вариантов стратегического выбора в рамках того или иного квадрата. Каждый фактор помечается либо знаком «+» (что означает сильное соответствие сильных сторон возможностям), либо знаком «-» (что означает слабое соответствие
Рис.3 Интерактивная матрица
сильных сторон возможностям или его полное отсутствие). Чтение матрицы поможет выявить стратегические факторы, где сильные стороны фирмы потенциально могли бы соответствовать возможностям внешних условий окружающей среды (а именно, значения «+»). Матрица создана для сравнения оптимальности соответствий для каждого квадрата.
Особенно важно здесь не приписать этой матрице не установленную точность. Аналитик всегда должен оставаться бдительным и быть готовым к риску количественно ранжируемых качественных данных. Биноминальное ранжирование не всегда четко улавливает скрытые и часто неуловимые взаимозависимости между факторами и их взаимное влияние на конкурентную позицию фирмы. Тем не менее, эта матрица может служить полезным инструментом для обобщенной визуализации очень приближенного значения ряда возможностей в рамках теоретического строения модели SWOT.
Подводя итоги, следует отметить, что сам SWOT-анализ обычно требуется в каждой сфере бизнеса или на каждом рынке товаров. Анализы подобного рода должны проводиться регулярно.
Резюме FAROUT
Рис.4 FAROUT
Ориентирование на будущее. От настоящего времени до краткосрочного будущего. Требует регулярной перепроверки вследствие изменения свойственных для отрасли факторов и достижения организационных усовершенствований.
Точность. Средней степени. Точность будет зависеть от допущенных ошибок (погрешностей). Перекрестная проверка внешних экспертов со стороны повысит точность анализа.
Ресурсная эффективность. От средней до высокой степени. Этот показатель будет меняться в зависимости от степени консультирования, принимаемого со стороны, и доступности внутренних и внешних данных. В общем, SWOT считается одним из наиболее эффективных с точки зрения сбережения ресурсов доступным аналитическим методом.
Объективность. Средней степени. Поддержка экспертов со стороны увеличивает объективность. Будут выявлены и представлены «слепые» зоны и рас хождения во мнениях и суждениях, относящиеся к позиции директоров-распорядителей и функциональных экспертов.
Полезность. От средней до высокой степени. Предоставляет быструю картину текущего положения фирмы и ее конкурентоспособности.
Своевременность. От средней до высокой степени. SWOT-анализ может быть проведен достаточно быстро.