Общая характеристика товаров
Товар — основа комплекса маркетинга предприятия. Успешный товар должен удовлетворять потребность покупателей, быть способным продаваться в условиях конкуренции, приносить прибыль предприятию. Чтобы выяснить, насколько товары, выпускаемые предприятием или планирующиеся к выпуску, соответствуют этим условиям, проводится маркетинговый и экономический анализ этих товаров. Цели и назначение результатов такого анализа:
— получить точное представление о нынешнем или будущем положении товара на рынке;
—найти пути для улучшения этого положения;
—правильно сформировать или скорректировать ассортимент;
—выбрать соответствующую товару стратегию и тактику маркетинга;
—обоснованно установить цену, выбрать подходящие методы распространения и продвижения товара.
Объектом анализа может быть какой-либо конкретный товар предприятия, отдельная модель, сорт или вид товаров в целом. Ниже приведены вопросы и указания, с помощью которых можно провести маркетинговый анализ товаров.
1. Точно назовите товар, по которому проводится анализ. Если анализ проводится в целом по виду изделий из ассортимента предприятия, то указывается только вид (женское летнее платье, например). Если проводится более углубленный анализ, то указывается вид изделия, модель, сорт и т. п.
2. Укажите основное функциональное назначение товара. Назовите также возможные не основные и нетрадиционные способы и места применения этого товара. Опишите потребительскую пользу и эффект от пользования этим товаром. (Возможно в сравнении с другими товарами или другими способами удовлетворения той же потребности). Понятия «функциональное назначение» и «удовлетворяемая потребность » не всегда совпадают. Поэтому полезно рассмотреть их отдельно. Например, зимние сапоги «после лыж». Их функциональное назначение — «кратковременная носка до и после катания на лыжах, переход от гостиницы до места спуска на лыжах». А потребности человека, удовлетворяемые этим товаром, — тепло, защита ног, удобство носки, следование моде, эстетическая потребность. Укажите, какие потребности удовлетворяет анализируемый товар. Определите типы этих потребностей по классификации (физиологические, эстетические и т. д.). Классификацию можно найти в учебниках по маркетингу.
3. Определите тип товара по классификации. (Смотрите классификацию товаров в литературе.) Обычно товары делят по их потребителям — на потребительские и товары производственного назначения. А у этих классов товаров, соответственно, имеется своя дополнительная классификация. Здесь важно обратить внимание на следующее. Существует классификация товаров, связанная с поведением покупателей при покупке. А поскольку разные люди при покупке одного и того же товара могут вести себя по-разному, то один товар может быть отнесен к разным классам, т. е. классифицировать товар необходимо в привязке к конкретному сегменту покупателей. Например, женское легкое платье для одного сегмента покупателей может быть товаром длительного пользования, а для другого — краткосрочного.
4. Определите, на какой стадии жизненного цикла находится товар. Стадию жизненного цикла товара необходимо рассматривать в связи с конкретными рынками, так как ситуации на разных уровнях рынка могут быть разными. В одно и то же время весь мировой рынок товара может находиться на одной стадии, а входящие в него узкие географические рынки и рынки отдельных разновидностей товара — на разных других. Например, когда мировой рынок магнитофонных аудиокассет находился в стадии спада, в странах Юго-Восточной Азии его уже не было вообще. Поэтому при анализе товара, необходимо определить жизненный цикл и самой идеи товара и отдельной его разновидности, положение на мировом рынке этого товара и на конкретном географическом рынке, где работает предприятие. Можно привести статистические данные о динамике сбыта товаров (всеми фирмами в целом) на данном рынке.
5. Перечислите требования потребителей (покупателей) к данному товару. Необходимо понимать, что потребность человека и требования к товару — это не одно и то же. Потребности — это ощущения и чувства человека (необходимость питания, тепла, знаний, удовольствий и т. д.), а требования к товару — это характеристики товара, которые покупатели считают обязательными или желательными для себя. Поэтому следует различать, например, потребность в просторе и требование к товару (квартире) — большая жилая площадь.
6. Определите позицию анализируемого товара на рынке. (Предварительно изучите раздел «Позиционирование».) Установите, как воспринимают потребители товар в целом и его отдельные характеристики; как они оценивают этот товар в сравнении с аналогичными марками конкурентов или в сравнении с другими типами товаров, служащих для той же цели. Необходимо иметь в виду, что положение товара на рынке (позиция) может быть связано не с реальными характеристиками товара, а со сложившимся субъективным мнением покупателей. Необходимо выяснить, чем обусловлено это мнение. Также необходимо проанализировать, как следует изменить позиционирование товара, чтобы спрос на него возрос или оставался стабильным.
7. Есть ли у товара марочное обозначение? Насколько лесообразно использование марочного обозначения для подобного типа товаров и почему? Удалось ли предприятию выделить свою марку среди аналогичных марок и получить за счет этого какие-либо конкурентные преимущества? Такими преимуществами могут быть: возможность установления высокой наценки и цены, более высокое мнение покупателей и т. п. Есть ли у предприятия покупатели, приверженные именно его марке, т. е. настойчиво отдающие ей предпочтение? Что необходимо сделать, чтобы добиться такого предпочтения?
8. Анализ упаковки. Опишите, что входит в упаковку данного товара, как она выглядит (можно привести рисунки или фотографии). Какие функции выполняет упаковка этого товара? Далее можно провести анализ упаковки с точки зрения ее соответствия юридическим и маркетинговым требованиям. Выясните:
—соответствует ли упаковка принятым на данном рынке стандартам и нормам;
—является ли упаковка наиболее удобной для перевозки, хранения, продажи и потребления;
—соответствует ли упаковка характеру товара, стратегии фирмы, целевому сегменту, имиджу фирмы;
—существует ли возможность использования потребителями упаковки повторно или для других целей;
—в какой пропорции находятся затраты на упаковку к цене товара. Считается, что в среднем в розничной цене товара затраты на упаковку не должны превышать 10%, для косметики и подобных товаров, где упаковка является частью самого товара, этот процент может быть выше.
На основе проведенного анализа и дополнительной ин-
формации о товаре можно выделить сильные и слабые стороны этого товара. Результаты этого анализа можно оформить по примеру табл. 14.2 и 14.3. В них приведены некоторые возможные преимущества и недостатки товара.
Таблица 14.2
Сильные стороны товара (пример)
Таблица 14.3 Слабые стороны товара