Тема 2. Моделирование в экономическом анализе
План
1. Понятие модели. Виды моделей.
2. Моделирование факторных моделей
3. Методы комплексных оценок, используемые в экономическом анализе
4. Алгоритм влияния расчета факторов на прирост результативного показателя в мультипликативной модели типа: y=a´b´c (мультипликативная модель – модель умножения)
5. Анализ стохастических связей
Понятие модели. Виды моделей.
Модель – условный образ объекта выраженная в виде конкретного математического уравнения. Экономико-математическое моделирование (ЭММ) – в экономическом анализе происходит в виде факторных моделей.
Цель – изучить влияние внешних факторов на результативный показатель.
Влияние ЭММ выражается в виде функциональной зависимости различных моделей:
1) – аддитивная
у =a + b + c…
представляет собой суммированную величину нескольких факторов типа
a, b, c…
2) – мультипликативная
у =a ´ b ´ c ´d…
3) – кратная
4) – комбинированная
Моделирование факторных моделей
В теории экономического анализа выделяют основные приемы моделирования:
1. Расчленение – характерно для мультипликативных и кратных моделей
2. Удлинение используется при анализе рентабельности, т.е. в
3. Расширение кратных моделях
4. Сокращение
Расширение
Дополнительно расширим модель путем умножения и деления числителя и знаменателя на валюту актива ББ и на выручку от реализации
Путем преобразований получили следующие кратные зависимости типа:
|
Сокращение
Разделим числитель и знаменатель на выручку (N)
Метод удлинения
Предполагает замену факторов в числителе, либо в знаменателе дроби на å однородных показателей.
где – Z - затраты на рубль выпущенной продукции;
S – общая сумма затрат, связанная с выпуском продукции
Свып. – стоимость выпущенной продукции.
где З – затраты на оплату труда
М – материальные затраты
Ам -амортизационные отчисления
Метод расчленения
Примером расчленения может служить кратная зависимость типа:
удельный вес одного рубля в выручке в стоимости выпущенной продукции
Расчленению может быть подвергнуть либо числитель, либо знаменатель.
В результате расчленения либо числитель, либо знаменатель преобразуется в мультипликативную зависимость, причем факторов должно быть как минимум два.
К – количество реализованной продукции
Ц - цена реализованной продукции
|
|