Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
C/з № 5
Тема: Исследование памяти
МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ ЦИФР
(Метод Джекобса. Предъявление 7 рядов цифр)
Методика проведения исследования.После прочтения каждого ряда через 2-3 сек по команде «пишите» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе элементы ряда в том же порядке, в каком они читались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов с интервалами между ними в 1 сек. Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от длины ряда; они должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между опытами 5-7 мин.
После всех четырех опытов испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он пытался запомнить ряды цифр, какими приемами пользовался для выполнения задания. Экспериментатор фиксирует эти данные в протоколе, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе эксперимента.
Инструкция. «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр. Когда я закончу, по моей команде «пишите», Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!»
Лист ответов
№ | Опыт 1 | Опыт 2 | Опыт З | Опыт 4 |
Обработка результатов.
1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью или воспроизведенные с ошибками, или не в той последовательности, в которой их читал экспериментатор, отмечаются знаком «—».
2. Составить сводную таблицу результатов всех четырех опытов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все опыты
Бланк для обработки результатов исследования
№ ряда | Стимул | Длина ряда (A) | Воспроизведение | Кол-во полностью воспроизве- денных рядов | Процент воспроизве- денных рядов | |||
опыты | ||||||||
3. Вычислить (точность вычисления = 0, 5) объем памяти V по формуле
, где
А — наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
n — число опытов (в данном задании n=4);
m — количество правильно воспроизведенных рядов >А.
4. Начертить график зависимости запоминания от количества цифр в стимульном ряду (по процентам правильно воспроизведенных рядов за все опыты).
4.Составитьграфик зависимости запоминания от количества цифр в ряду
5. Составить cводную таблицу объема памяти для группы испытуемых (8-10 человек), вычислить средние показатели и нанести средний график процента запоминания рядов на индивидуальный график данного испытуемого.
Анализ результатов и выводы.
На основании количественных данных, графика и словесного отчета проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе (объем непосредственного запоминания и график процента запомненных рядов). По сводным данным группы показать индивидуальные различия испытуемых. Для индивидуальной оценки результатов можно использовать нижеприведенную таблицу по оценке уровня кратковременного запоминания:
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Коэффициент объема памяти (V) | Уровень кратковременного запоминания |
очень высокий | |
8-9 | высокий |
средний | |
6-5 | низкий |
3-4 | очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.