Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

C/з № 5

Тема: Исследование памяти

МЕТОД ЗАУЧИВАНИЯ ЦИФР
(Метод Джекобса. Предъявление 7 рядов цифр)


Методика проведения исследования.После прочтения каждого ряда через 2-3 сек по команде «пишите» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе элементы ряда в том же порядке, в каком они читались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все 7 рядов, так как иногда испытуемый успешнее справляется с более длинным рядом, нежели с коротким. Опыт повторяется 4 раза для получения более надежных данных. Читать материал надо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельных элементов с интервалами между ними в 1 сек. Промежуток времени между предъявлениями каждого ряда зависит от длины ряда; они должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между опытами 5-7 мин.
После всех четырех опытов испытуемый дает словесный отчет о том, каким путем он пытался запомнить ряды цифр, какими приемами пользовался для выполнения задания. Экспериментатор фиксирует эти данные в протоколе, а также свои наблюдения за поведением испытуемого в ходе эксперимента.

Инструкция. «Слушайте меня внимательно! Я назову Вам несколько цифр. Когда я закончу, по моей команде «пишите», Вы напишите их в протоколе в том же порядке, как я их называл. Внимание! Начинаем!»

Лист ответов

Опыт 1 Опыт 2 Опыт З Опыт 4
       
       
       
       
       
       
       

Обработка результатов.

1. Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью или воспроизведенные с ошибками, или не в той последовательности, в которой их читал экспериментатор, отмечаются знаком «—».

2. Составить сводную таблицу результатов всех четырех опытов и вычислить процент правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все опыты

Бланк для обработки результатов исследования

№ ряда Стимул Длина ряда (A) Воспроизведение Кол-во полностью воспроизве- денных рядов Процент воспроизве- денных рядов
опыты
             
             
             
             
             
             
             

3. Вычислить (точность вычисления = 0, 5) объем памяти V по формуле

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания - student2.ru , где

А — наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
n — число опытов (в данном задании n=4);
m — количество правильно воспроизведенных рядов >А.
4. Начертить график зависимости запоминания от количества цифр в стимульном ряду (по процентам правильно воспроизведенных рядов за все опыты).

4.Составитьграфик зависимости запоминания от количества цифр в ряду

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания - student2.ru

5. Составить cводную таблицу объема памяти для группы испытуемых (8-10 человек), вычислить средние показатели и нанести средний график процента запоминания рядов на индивидуальный график данного испытуемого.

Анализ результатов и выводы.

На основании количественных данных, графика и словесного отчета проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе (объем непосредственного запоминания и график процента запомненных рядов). По сводным данным группы показать индивидуальные различия испытуемых. Для индивидуальной оценки результатов можно использовать нижеприведенную таблицу по оценке уровня кратковременного запоминания:

Шкала оценки уровня кратковременного запоминания

Коэффициент объема памяти (V) Уровень кратковременного запоминания
очень высокий
8-9 высокий
средний
6-5 низкий
3-4 очень низкий

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.
Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Наши рекомендации