Упражнения для самопроверки. Детей в подготовительной группе зна­ комят с

Детей в подготовительной группе зна­
комят с ... действиями— ... и вычитание, арифметическими
Эта работа проводится... . На нескольких сложение поэтапно
занятиях следует раскрыть... между ... ело- взаимосвязь
жения и ....Ознакомление проводится на действиями
основе... рисунков, по которым можно вычитания
составить...на сложение и вычитание.Пос- рассматривания
ле использования определенного количе- задачи
ства...дети должны уметь сделать вывод: упражнений
если от ...отнять второе слагаемое, томы суммы
получим... слагаемое.Понимание ...между первое взаимосвязи
сложением и ... используется в дальней- вытапииигм
usем при проверке правильности ответа.

§ 4. Формированиепредставленийо размере предметов

Дети седьмого года жизни учатся выделять размер как самостоятельный признак предмета,обозначать его на глаз ис помощью измерения.Вследствие этого у них формиру­ются представления об относительности размера.

Они должны воспринимать не только сравнительный раз­мер двух или нескольких предметов,размещенных на оди­наковом расстоянии от того, кто воспринимает,но и уметь выделять и обозначать словом размеры предметов в горизон­тальном и вертикальном положениях под одним тем же уг­лом зрения, т. е .протяженность в длину, ширину и высоту, обозначать толщину и массу предметов.Приобретенный деть­ми практический опыт дает им возможность обозначать дей­ствительные размеры предметов в зависимости от расстоя­ния,скоторого они воспринимаются,а также сравнитель­ные размеры двух предметов,расположенных на разном расстоянии от того, кто воспринимает.При этом они одно­временно выделяют два-три параметра размера и сравнива­ют предметы одновременно с этими параметрами.Таким об­разом,формируются представления об относительности раз­меров предмета. Например,для сравнения предлагаетсянесколько предметов с разными параметрами.Сравнивая оди­наковые по размеру, но разные по массе предметы, детиустанавливают,что деревянный шарик легче,чем железный,но тяжелее, чем пластмассовый,или, строясь в колонну, дети отмечают, что Саша выше ростом,чем Наташа, но ниже, чем Миша.

Ориентировка детей одновременно на несколько разных размеров формирует у них способность анализировать,на­ходить сходство и отличия. Например,они сравнивают ко­робки,одинаковые по длине, но разные по ширине и высо­те.При этом отмечают:«Красная коробка шире, чем синяя,но ниже, чем красная.Вместе с тем красная коробка уже, чем зеленая, но выше ее. Зеленая и синяя коробки одинако­вые по длине и ширине,но разные по высоте». Воспитатель постоянно обращает их внимание на точное использованиетерминологии.

Обучение измерению осуществляется прежде всего в на­правлении углубления понятий «мера»,«откладывание мер», «результат измерения»,а также усовершенствования самой деятельности,связанной с измерением.Дети измеряют про­стой и сложной мерой,соединяют измерение и счет (число),

понимают,что длину измеряют линейкой, метром,объем измеряют литром, массу— килограммом.

Так,на одном из занятий воспитатель учит измерятьдлину сложной мерой.Он обращается к детям: «Для заня­тий по аппликации нам нужно приготовить полоски бу­маги одинаковой длины так, чтобы мера (показывает ее) ; вмещалась на каждой из них по три раза.Но у вас неттакой меры (дети сравнивают меры между собой и с ме­рой воспитателя).Сравнение показало, что ваши меры jдва раза меньше,чем моя, а моя— в два раза больше, чем!ваши.Как вы думаете,ваших мер нужно будет больше;;чем моих? Конечно,больше. Во сколько раз? Правильно,'в два раза. А как мы будем считать? Правильно,каждые] две маленькие меры будем брать за одну большую».

На полоске бумаги дети выкладывают свои меры пара-'ми одинакового цвета и считают пары: две, четыре,шесть. | На этом этапе обучения, измеряя сложной мерой,они] используют несколько одинаковых мер, их накладыва-1ют,а потом считают,беря одну большую за две (три)!маленькие меры, при этом считают пары(тройки) или,'наоборот,беря две (три)маленькие за одну большую.

На следующих занятиях дети так же измеряют жидкие и сыпучие вещества,фиксируют каждую меру отдельно,; считают парами, тройками.

Следующий этап в обучении измерению сложной ме­рой связан с фиксированием отмеривания черточками?или фишками.

Например,нужно измерить длину полоски,но у детей | нет мер столько,сколько нужно,как было раньше,а всего ]две или три (в зависимости от соотношения с составноймерой).После того как ребенок откладывает две (три) меры,он ставит черточку или фишку, потом снимает свои меры и -снова накладывает их, теперь уже от поставленной черточ­ки(значка). Потом ребенок считает количество измерений,опираясь на счет группами:два, четыре,шесть или три,шесть,девять. Такие упражнения дают возможность сфор­мировать умения измерять и считать отложенные меры од­новременно.

На одном из занятий воспитатель организует измерениесложной мерой. «Сегодня мы поможем детям средней груп­пы,они попросили изготовить полоски бумаги разного цве­та для конструирования.Все полоски должны быть одинако­вой длины. Нужно,чтобы на каждой полоске вмещалось во­семь вот таких условных мер (показывает меру, равную

половине той меры, которая у детей). Если мы по очередибудем измерять одной мерой, на это уйдет много време­ни.Давайте сравним ваши меры с моей».

Дети сравнивают,отмечают, что их мера вдвое длин­нее(больше) меры воспитателя.Потом они откладывают одну меру, а рядом кладут две игрушки.Каждая игрушка показывает,что отложена одна короткая мера. Отложивчетыре условные меры,равные восьми маленьким, ониотрезают часть полоски,которая осталась.

«Сколько раз вы откладывали большую меру на по­лоске бумага? Сколько раз на этой полоске можно было бы отложить маленькую меру?» В конце занятия дети при­ходят к выводу, что результат измерения(количество из­мерений)зависит от меры: чем больше мера, тем меньшерезультат(количество измерений).

Аналогично воспитатель учит измерять составной ме­рой объем сыпучих и жидких веществ.Постепенно под влиянием целенаправленного обучения формируютсянавыки одновременного выполнения двух видов деятель­ности— счета и измерения.

В процессе обучения нужно варьировать упражнения:то измеряют меньшими мерами,а считают большими(парами, тройками),то, наоборот,измеряют большими,а считают маленькими.Например, семечки измеряют чайными ложка­ми,отсыпают их по две на одну кучку и считают:одна, две,три, или, наоборот,измеряют столовыми,а считают как чайные: две,четыре, шесть(парами).

Эта работа рассматривается как своеобразная пропедевти­ка в формировании представлений о функциональной зави­симости размера, меры и полученного результата.С такими знаниями закладывается фундамент понимания числа как отношения размера к выбранной мере, к основанию счета. Работа с демонстрационным материалом всегда опережаетсамостоятельную работу детей с раздаточным материалом.При этом практические действия следует сопровождать словесны­ми пояснениями и последующим обобщением,выводами.

Упражнения для самопроверки

В подготовительной группе детей зна­
комят с такими...: килограмм,...,литр,.... единицами измерения
Дети знакомятся с сантиметровой шкалой метр сантиметр
линейки,учатся измерять отрезки ....На- линейкой
чиная обучение..., следует показать...мер измерению
и...измерения.Условной ... могут быть..., разнообразие приемов

мерой палочки

стаканы чашки

измеряемом

процесс

объема

ошибок

откладываемыми

измеренное пересчитыванием

веревочки, ... , ложки, ... и другое.Меру выбирают так, чтобы она могла уложить­ся в ... предмете равное количество раз. Потом демонстрируют... измерения про­тяженности и .... Чтобы избежать возмож­ных типичных ... при измерении с самого начала,необходимо,чтобы между... ме­рами не оставалось пространства,мера не накладывалась на уже ... . Откладыва­ние мер объединяется со счетом их и за­канчивается... отмериваний.

Наши рекомендации