Развитие слухового восприятия. В течение года у детей формируются умения:

В течение года у детей формируются умения:

различать на слух и воспроизводить разнообразные ритмы (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудка, свисток, погремушка и т. п., голос (слогосочетания типа ТАтаТАта, таТА-та); способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, отстукивание, игра на звучащих игрушках с одновременным произнесением ритма слогосочетаниями, произнесение без движений слогов типа ТАта, татаТА, таТАТАта, выкладывание ритма геометрическими формами (например: ОП, ППО, ПООП);

различать на слух и воспроизводить темп и ритм, темп и громкость, темп и слитность, громкость и слитность звучаний, а также их высоту (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

источник звука: барабан, бубен, пианино, дудка, голос (слогосочетания типа татаТА и та_та_ТА_ , или татата, ТАТАТА, та—та_та, ТА_ТА._ТА, или татата, та та та, та_ та_та_та_, та_та_та и т. п.); способ воспроизведения детьми: движения соответствующего характера, игра на звучащих игрушках с одновременным произнесением слогосочетаний, произнесение слогов без движений;

определять на слух направление звука (справа, слева, спереди, сзади) и его источники (без звукоусиливающей аппаратуры); источник звука: звучащие игрушки, бытовые шумы, голос (слогосочетания и имена детей); способ воспроизведения детьми: см. программу III года обучения;

различать и опознавать на слух звучание музыкальных инструментов при прослушивании грамзаписей (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); источник звука: барабан, пианино, аккордеон, скрипка, труба и т. п.; способ воспроизведения детьми; называние звучащего инструмента; I полугодие;

различать на слух при прослушивании грамзаписей хоровое, оркестровое и сольное исполнение (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него); I полугодие;

опознавать на слух при прослушивании грамзаписи голоса птиц и животных (с аппаратурой коллективного пользования и без нее); примерный материал: см. выше.

опознавать на слух различные бытовые шумы и сигналы городского транспорта (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

различать на слух и опознавать (со II полугодия) при прослушивании игры педагога на музыкальном инструменте и грамзаписей звучание марша, вальса, польки, полонеза (и других музыкальных ритмов — для детей с легкой и средней тугоухостью), исполняемых в умеренно быстром темпе (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

различать на слух при прослушивании грамзаписей звучание мужского и женского голоса (с аппаратурой коллективного поль­зования, с индивидуальным слуховым аппаратом); для детей с тяжелой тугоухостью;

распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух знакомый речевой материал из различных разделов программы за все годы обучения (с аппаратурой коллективного пользования, с индивидуальным (слуховым аппаратом и без него); примерный речевой материал: Как твоя фамилия? Куда ты пойдешь (идешь)? С кем ты играл (будешь играть)? В какие игрушки ты играл (любишь играть)? С кем ты любишь играть (будешь играть, играл)? Кто сегодня (вчера, завтра) дежурный? Что ты ел на завтрак (обед, полдник, ужин)? Что сегодня было на завтрак (обед и т. п.)? Что вчера было на ужин (...)? Что ты ел утром (днем, вечером)? Кем работает твоя мама (папа и т. п.)? Где работает твой папа (бабушка и т. п.)? Как зовут твою маму (дедушку, брата и т. п.)? Что ты делал вчера (вечером, в воскресенье, в выходной день)? Что ты делал сегодня утром (вчера вечером и т. п.)? Куда ты ходил с мамой (с папой, с мамой и папой и т. п.)? Где ты был в воскресенье? Как ты помогаешь маме (папе, дома)? Какая сегодня (вчера, в выходной день, в воскресенье) погода? Ты умеешь (любишь) кататься на лыжах (коньках, велосипеде)? 'Ты катался на лыжах? Ты занимался дома с мамой (...)? Что ты делал дома (...)? Ты любишь (умеешь) рисовать (читать, строить и т. п.)? Тебе нравится строить (писать и т. п.)? На сколько 5 больше, чем 4 (меньше, чем 7 и т. п.)? Нарисуй дом, рядом— деревья (дерево, под деревом гриб и т. п.). Нарисуй на дереве белку (маму и малыша и т. п.). Возьми из шкафа (с полки, на столе и т. п.) книгу (...), дай книгу маме (тете Ане, Алеше и т. п.). Положи книгу (карандаш, кубик и т. п.) на стол (в стол, на большой стол, на окно и т. п.). Вырежь (нарисуй, наклей, возьми, дай, покажи, попроси) большой (маленький, зеленый и т. п.) круг (овал, квадрат, прямоугольник, самолет и т. п.). Считай до 20 (до 15 и т. п.). Считай от ... до ... . Расскажи, что делает продавец (шофер и т. п.). Расскажи (скажи, напиши), что ты будешь делать в школе. При обсуждении рассказа или содержания картинки: Оля {дети) рада (не рада, недовольна). Тетя обрадовалась (радуется). Мама огорчилась (маме неприятно). Папе приятно. Вова обиделся (рассердился) и т. п. Ты (Рома и т. п.) слушал (говорил, работал и т. п.) хорошо (отлично, неважно, плохо). Ты (Катя и т. п.) старалась (не старалась). Сегодня тепло (холодно, жарко, мороз, сухо, сыро). Идет снег (дождь, сильный снег и т. п.). Светит солнце (на небе солнце, солнца нет). Небо голубое (серое, пасмурное и т. п.). Названия городов, рек, морей, гор, которые дети видели (знают), времен года, чисел в пределах 20, наиболее распространенных деревьев, цветов, овощей, фруктов и т. п. Примеры на сложение и вычитание, задачи по демонстрации действий или по картинкам и т.п.;

распознавать и в дальнейшем различать и опознавать на слух малознакомые и незнакомые слова, словосочетания и фразы (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

различать и опознавать на слух фразы, состоящие из знакомых и малознакомых слов, с некоторыми изменениями в их структуре: с изменением порядка слов, с их уменьшением или увеличением (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

распознавать на слух незнакомые тексты по сюжетным картинкам, состоящие из 5—6 и более предложений и включающие незнакомые слова; различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы, входящие в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

распознавать на слух незнакомые тексты из 5—6 и более предложений (без картинки и предварительного сообщения названия);

различать и опознавать на слух речевой материал, входящий в текст; отвечать на вопросы и выполнять задания по тексту, воспринятые на слух (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

вести на слуховой основе диалоги по хорошо знакомым детям темам и ситуациям (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

различать на слух слова, отличающиеся друг от друга гласными и согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках (с целью развития фонематического слуха), например: почка — точка — дочка — кочка, девочка — девочки, рисуй — рисуйте, лампа — лампочка, Света — Светочка, завтракал — позавтракал, ушел — пришел и т. п. (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);

опознавать на слух детские стихи и песенки, знакомые сказки (в том числе и с некоторыми изменениями), рассказы, включая в прозаические тексты новые слова (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него).

В течение года дети с легкой и средней тугоухостью должны научиться воспринимать на слух (с индивидуальным слуховым аппаратом и без него) не менее 200 новых речевых единиц, дети с тяжелой тугоухостью — не менее 160—180, а также весь речевой материал, бывший в слуховой тренировке в предыдущие годы обучения.

Обучение произношению

Задачи работы на V году обучения:

совершенствовать навыки самостоятельного устного общения детей с окружающими взрослыми и детьми;

совершенствовать навык воспроизведения слов в естественном темпе, с соблюдением их звуко-слогового состава, словесного ударения и норм орфоэпии;

совершенствовать навык воспроизведения всех звуков русского языка1 (1 Появление в речи детей мягких согласных и аффрикат зависит от состояния слуха и других индивидуальных особенностей.)

совершенствовать умение выделять логическое ударение, выражать различные интонации в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи;

совершенствовать навыки орфоэпического произношения;

К концу года дети должны уметь:

самостоятельно произносить слова слитно, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением норм орфоэпии и звукослогового состава;

самостоятельно произносить фразы обиходно-разговорного характера и часто употребляемые на занятиях по различным разделам программы слитно, в естественном темпе, с выделением логического ударения и с соблюдением дыхательных пауз при воспроизведении длинных фраз;

произносить в словах, словосочетаниях и фразах все звуки родного языка (включая йотированные гласные и аффрикаты);

в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи выделять логическое ударение и выражать различные интонации;

соблюдать нормы орфоэпии в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи, при чтении с опорой на надстрочные знаки типа:

а, и, ава, ца о э ого ться и т.п.

Наши рекомендации