Методические указания по написанию проектных работ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проектная работа является видом учебной и научно-исследовательской работы учащихся. Проектная работа представляет собой самостоятельно выполненное учащимся исследование по определенной теме. При ее написании важно опираться на знания, полученные при изучении учебных дисциплин. Проектная работа способствует более сознательному овладению знаниями, умениями и навыками, формирует интерес к научным исследованиям, помогает освоению их методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы. Проектная работа должна показать, насколько глубоко учащийся овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме. Таким образом, можно выделить следующие задачипроектной работы:
а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные идеи и фиксировать их: конспектировать или реферировать);
б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор какой-либо точки зрения (наилучшим образом объясняющей исследуемые явления);
в) собирать фактический материал и осуществлять такую его классификацию, при которой во всем массиве приводимых примеров были бы четко видны их общие и частные свойства или характеристики;
г) интерпретировать отдельные примеры с той позиции, занимаемой по отношению к исследуемому вами материалу;
д) письменно излагать идеи, выявленные в результате знакомства с фактическим материалом и научной литературой по предмету;
е) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.
Учащийся имеет право самостоятельно выбрать тему при условии ее согласования с научным руководителем.
Руководитель осуществляет руководство написанием проектной работы в пределах времени, определяемого нормами педагогической нагрузки, оказывает консультационную помощь учащемуся в определении окончательной темы, в подготовке плана работы, в подборе материалов.
^ Основные этапы подготовки проектной работы
1 этап: выбор темы.
2 этап: работа с литературой. Необходимая литература подбирается учащимся самостоятельно.
3 этап: подготовка рабочего варианта плана работы. В нем нужно выделить главы и параграфы, раскрывающие содержание каждой главы.
Составленный список литературы и предварительный вариант плана согласовываются с научным руководителем.
4 этап: изучение литературы. Только внимательно читая и конспектируя литературу, можно разобраться в основных вопросах темы и подготовиться к самостоятельному (авторскому) изложению содержания работы.
5 этап:написание глав проектной работы.
Систематизация и анализ изученной литературы по проблеме исследования позволяют учащемуся написать первую (теоретическую) главу.
Выполнение проектной работы предполагает проведение определенного исследования. На основе разработанного плана учащийся осуществляет сбор фактического материала, необходимых цифровых данных. Затем полученные результаты подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, диаграмм. Анализ полученных результатов (анализ ситуации) составляет содержание второй (практической) главы, которая также должна содержать рекомендательную часть, отражающую перспективы, мероприятия, рекомендации по рассматриваемым проблемам.
6 этап: рецензирование и защита проектной работы.
^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
Любая проектная работа должна иметь содержание, введение, основную часть и заключение.
При написании введения учащийся должен:
·
обосновать актуальность;
·
указать цель работы (в соответствии с названием темы);
·
привести задачи (раскрывающие пункты плана, т.е. пути достижения цели);
·
описать структуру работы;
·
охарактеризовать использованную при написании работы литературу.
Объем введения должен составлять 1-2 страницы.
Далее следует основная частьработы, которая делится на 2 части.
1 часть – теоретическая, включает анализ теории, в ней целесообразно дать самое общее описание рассматриваемой проблемы, т.е. отметить её место в дисциплинарном ряду, определить основные положения и понятия, далее следует сосредоточиться уже на частных характеристиках описываемого объекта, опираясь на уже существующие исследования. Однако здесь можно высказать и собственные суждения относительно исследуемого объекта. Таким образом, эта часть работы имеет по преимуществу реферативный характер.
2 часть – практическая, содержит описание уже собственного материала учащегося, с привлечением лишь по необходимости данных других исследований (привлечение таких данных весьма желательно), включает анализ текущей ситуации на основе данных и/или описание выявленных проблем в рассматриваемой области, описание путей совершенствования рассматриваемого вопроса (путей решения проблем).
Необходимость разделения параграфов на подпараграфы определяется учащимся по согласованию с научным руководителем. Каждая часть проектной работы должна быть не менее 5 и не более 10 страниц.
В заключении дается обобщенное (суммарное) изложение идей, выявленных в результате осуществленного исследования, отмечается их новизна, выделяется то новое, что обнаружено, приводятся основные выводы по итогам проведенного исследования, результаты, которые были достигнуты. Это выводы по всей работе, а не повторение фраз, завершающих части работы. Объем заключения – 1-2 страницы.
^ Список литературы должен содержать не менее 8 источников.
В это число должны входить учебники, монографии, газетные и журнальные публикации, материалы сети Internet. Учащиеся должны использовать современную литературу.
Работы, связанные с современным состоянием какой-либо проблемы, в обязательном порядке должны основываться на периодических изданиях (журнальных, газетных публикациях) за последний (текущий) год, данных сети Internet. В случае если учащийся исследовал в работе более ранние периоды и не учел современные изменения, работа не может быть зачтена и направляется на доработку.
Использование информации сети Internet рекомендуется, так как именно с ее помощью можно полнее представить современные тенденции. Каждый сайт должен быть внесен в список литературы (при этом их количество не может составлять более половины общего числа использованных источников). Запрещается копирование (полное или частичное) размещенных на специализированных сайтах рефератов, курсовых и контрольных работ.
^ Библиографические ссылкинеобходимы при обращении к любому источнику. При прямом цитировании автора или авторов: указывается фамилия автора, затем, через запятую, год издания работы, а затем, после двоеточия, страницу или страницы, на которых излагаются значимые для работы идеи, например: (Гумбольдт, 1984: 51). Если эти мысли излагают различные авторы, возможно их перечисление через точку с запятой. При ссылке на автора или авторов без цитирования, перед их фамилиями следует поставить помету «см.» - смотри, например: (см. Кузнецова, 1989: 73-75) или (см.: Кузнецова, 1989: 61; Кацнельсон, 1965: 74). При полемике с теми или иными авторами, можно сослаться на соответствующие их работы, сопроводив эти ссылки пометами «ср.» - сравни или «ср., однако», например: (ср. Налимов, 1993: 107).
Приложениявключаются в состав работы по согласованию с научным руководителем. Наличие приложений не является обязательным требованием.
Объем всей проектной работы не должен быть менее 15 и не более 25 страниц.
^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
1. Поля:
- правое – 10 мм;
- верхнее, нижнее, левое – 20 мм.
2. Размер шрифта – 14, интервал – 1,5.
Разрешается использовать шрифты различной гарнитуры ТОЛЬКО для акцентирования внимания на определениях и формулах.
3. Названия глав и параграфов:
- в содержании пишутся с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ, остальные буквы – строчные. После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.
4. ^ 1 Теоретическая сущность налогов
1.1 Экономическая природа налога
- в тексте работы названия глав и параграфов пишутся прописными (заглавными) буквами. После номера раздела, подраздела (главы, параграфа) точку не ставят.
Заголовок должен быть отделен от текста интервалом 10 – 15 мм.
4. Нумерация страниц – ВНИЗУ страницы по центру.
Номер страницы не ставится на титульном листе и содержании, но они входят в общую нумерацию страниц, так же как и приложения. Страницы приложений нумеруются.
5. Списки (перечисления)
1-й вариант (при помощи дефиса):
- налог;
- налоговая система.
2-й вариант (при помощи букв):
а) налог;
б) налоговая система (НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ буквы Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ).
3-ий вариант (при помощи цифр):
2-й вариант:
1) налог;
2) налоговая система.
6. Список использованной литературы
Порядок оформления библиографического описания источника: фамилия автора и его инициалы - название статьи или монографии - если статья, то название сборника - место издания -издательство - год издания работы - если статья или реферат, то начальная и последняя страницы публикации, если монография, то количество страниц.
Примеры:
- книга:
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. - 280 с.
- статья в журнале:
Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «анатомия» // Вопр. языкозн. 1995. № 3. - С. 3-16.
- статья из сборника:
Лакофф Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект: Сб./ Пер. с англ, и нем. - М.: Прогресс, 1995. - С. 143-184
Порядок расположения источников:
- книги и статьи по алфавиту, учебники, монографии;
- газетные и журнальные публикации;
- Интернет-сайты.
7. Размещение ссылок:
1-й вариант: внутри текста в скобках указывается либо непосредственно источник, либо номер источника в приводимом списке литературы, с указанием страницы.
2-й вариант: внизу страницы под чертой указывается источник с полным библиографическим описанием и номерами страниц, содержащих данную ссылку, либо полный адрес страницы в Интернете.