Соединения и пересечения путей
СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ,
СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД – устройство для перевода подвижного состава* с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелки, комплекса крестовины и контррельсов и соединительных путей между ними (ПТЭ термины).
Подвижной состав* - вагоны, локомотивы и т.д.
Рисунок 1 – Одиночный стрелочный перевод
Стрелка (она же - стрелочная часть) – состоит из двух рамных рельсов, двух остряков и переводного механизма.
РАМНЫЕ РЕЛЬСЫ – непрерывные рельсовые нити (стандартного профиля), к которым прижимаются стрелочные остряки.
ОСТРЯКИ - рельсы особого профиля*, остроганные с одной стороны и неподвижно закреплённые с другой. Остряки являются подвижной часть стрелочного перевода, они перемещаются с помощью переводного механизма (вручную или централизованно – с поста управления).
Остроганная часть называется остриём остряка, а неподвижно закрепленная - корнем. Для обеспечения безопасности движения поездов один остряк должен плотно прилегать к рамному рельсу, а другой остряк – отведён от рамного рельса на определённую величину.
Рисунок 2 – Стрелочные остряки
Профиль* - поперечное сечение (см. Рисунок 3)
Рисунок 3 - Профили:
обычного рельса, остряка, контррельса.
ПЕРЕВОДНОЙ МЕХАНИЗМ – устройство для перемещения стрелочных остряков. Переводные механизмы бывают ручные (нецентрализованные) и централизованные.
При ручных переводных механизмах, перемещение остряков происходит с помощью мускульной силы человека (стрелочника).
В централизованных переводных механизмах – электроприводах, перевод осуществляется с помощью электрического тока, с поста управления стрелками и светофорами.
а) б)
Рисунок 4 - Переводные механизмы:
а) – ручной (нецентрализованный), б) централизованный.
Следующая часть стрелочного перевода – комплект крестовины с контррельсами.
КРЕСТОВИНА – одна из основных частей стрелочного перевода, имеет назначение пропускать гребни колёс в местах перекрещивания рельсовых нитей. Крестовина состоит из сердечника и двух усовиков.
Рисунок 5 - Крестовина
Стрелочные переводы характеризуются таким понятием как марка крестовины.
МАРКА КРЕСТОВИНЫ – это отношение ширины сердечника крестовины в хвосте (хвост сердечника - широкая часть сердечника) к его длине (до математического центра), выражается дробью = tga
N – целое число, показывающее во сколько раз длина сердечника больше его ширины (в хвосте);
На РЖД укладывается стрелочные перевода марок:
1/6;
1/9; 1/11; - наиболее употребляемые;
1/18; 1/22; - так называемые пологие стрелки, движение по которым разрешено со скоростью 80 и 120 км/ч соответственно; Рисунок 6 - Контррельсы
Вредное пространство – это место в горле крестовине (между самым узким местом усовиков и остриём сердечника), где происходит прерывание рельсовых нитей.
КОНТРРЕЛЬСЫ – рельсы особого профиля, устанавливаемые внутри колеи напротив крестовины стрелочного перевода, служат для направления движения гребней колёс, при движении подвижного состава по вредному пространству крестовины.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПУТИ стрелочного перевода соединяют стрелочную часть (стрелку) с крестовиной и состоят из прямого участка и переводной кривой.
Стрелочные переводы бывают одиночными и двойными (перекрёстными).
Существуют одиночные стрелочные переводы односторонние – один путь прямо, другой направо или налево (соответственно левосторонние и правосторонние) и двухсторонние. Двухсторонние стрелочные переводы подразделяются на симметричные и несимметричные (один путь направо – другой налево, симметрично или под разными углами).
Двойные перекрёстные стрелочные переводы имею достаточно сложную конструкцию (8 остряков, 2 обычные и 2 тупые крестовины), получили ограниченное применение (в основном на крупных пассажирских станциях). Такой стрелочный перевод заменяет два обыкновенных, и занимает меньше места.
Рисунок 7 - Перекрёстный стрелочный перевод
Красным цветом указаны возможные направления движения,
а жёлтым обозначены остряки (их 8 штук).
Виды соединений и пересечений путей
В зависимости от способа соединения или пересечения путей и взаимного их расположения различают:
Рисунок 8 – Соединения и пересечения путей.
РАЗВОРОТНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ и петли применялись для разворота паровозов на конечных станциях. ПЕТЛИ нашли широкое применение на конечных пунктах трамвайных линий.
ГЛУХИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ устраивают, когда при пересечении путей не требуется перехода подвижного состава с одного из этих путей на другой.
ВНИМАНИЕ!!!
Всё что непонятно – спрашиваем или Googl-им.