Личностная шкала самооценки с. спилбергера

Методика позволяет определять уровень тревожности личности, как индивидуальной чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующую склонностью испытуемого к той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасе­ние.

Инструкция испытуемому. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над «опросами долго не задумывайтесь, поскольку правиль­ных и неправильных ответов нет.

1.№ пп 2. Предложения 3. Почти никогда 4. Иногда 5. Часто 6. Почти всегда
Я испытываю удовлетворение
Я быстро устаю
Я легко могу заплакать
Я хотел бы стать таким же счастливым как и другие.
Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение
Я чувствую себя бодрым
Я спокоен, хладнокровен и собран
Ожидание трудностей очень тревожит меня
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я вполне счастлив
Я принимаю все слишком близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя в безопасности
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть
Я уравновешенный человек
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Опросник состоит из двух подшкал: измерение тревожности как свойства личности и как эмоционального состояния.

Обработка: Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4. 5, 8. 9, II, 12. 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы I. 6, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разности прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера до 30 баллов — низкий уровень тревожности; от 30 до 45 — средний; выше 45 — высокий уровень тре­вожности.

Учащимся с высоким уровнем тревожности следует уделять особое внимание, осуществ­лять мероприятия по созданию системы психологической помощи.

IV. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОДИФИЦИРОВАННОЙ

ФОРМЫ «В» ОПРОСНИКА FPI

Форма 1

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество____________

Дата__________

Возраст_______________

ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Номер шкалы Первичная Оценка Стандартная оценка, баллы
   
I.                    
II.                    
III.                    
IV.                    
V.                    
VI.                    
VII.                    
VIII.                    
IX.                    
X.                    
XI.                    
XII.                    

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соот­ветствующем столбце протокола нанесением условного обозначе­ния (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величи­не стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обоз­наченные точки, получим графическое изображение профиля лич­ности.

Таблица.

Перевод первичных оценок в стандартные.

Первичная оценка Стандартная оценка по шкалам
  I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII.
- - -
- - - -
- - - - -
- - - - - - -
- - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - -

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким от носятся оценки в диапазоне 1-3 балла, к средним — 4-6 баллов к высоким -7-9 баллов. Следует обратить особое внимание наоценку пo шкале IX, имеющую значение для общей характеристи­ки достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое за­ключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофи­зиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятель­ности человека.

Приложение 1.

Наши рекомендации