Система письменный работ
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 1
Тема: ТРАНСКРИБИРОВАНИЕ ТЕКСТА. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ЦЕЛЬ: закрепление навыков транскрибирования текста фонетической транскрипцией; отработка умения характеризовать гласные и согласные звуки с учетом их отличительных признаков, находить в тексте и объяснять фонетические процессы.
Оборудование:орфоэпические словари
Задание №1. Записать фонетической транскрипцией текст данного варианта.
Методика выполнения:
Транскрибируемый текст заключается в квадратные скобки; все слова пишутся со строчной буквы; знаков препинания не ставится, так же как и знаков переноса. Ставятся знаки фразовых (/) и текстовых (//) пауз, а также знаки проклитик и энклитик.
Обозначаются ударение, мягкость согласных, долгота звуков (соответствующими знаками). Обозначаются все позиционные мены гласных и согласных звуков, иными словами, транскрипция фиксирует с возможной точностью звучащую речь.
Типичные ошибки в транскрипции:
1. Необозначение мягкости согласных звуков.
2. Неправильное обозначение звука «йот».
3. Неправильное обозначение редуцированных гласных.
4. Необозначение пауз, нерасстановка ударений, скобок, написание слов с боль-шой буквы, необозначение проклитик и энклитик.
Образец транскрипции:
И за всю войну впервые В честь победы огневые
Немца нет перед тобой. Грянут залпы над Москвой.
[ изΛфс’о•у´ вΛйн°у´ фп’иэрвы´jь /
н’•э´мцъ н’•э´т п’ьр’ьттΛб°о´й //
фч’•э´•с’т’ пΛб’•э´ды Λгн’иэвы´jь /
гр’•а´н°уд за´лпы нъдмΛскв°о´й // ]
Задание № 2. Артикуляционная характеристика звуков. Охарактеризовать все звуки по их классификационным признакам в любом трехсложном (не менее) слове, взятом из анализируемого вами текста
Образец выполнения: ВПОЛОВИНУ – [ФПЪЛΛВ’•И´Н°У]
[Ф] – согласный, губно-зубной, щелевой, твердый, глухой (парный);
[П] – согласный, губно-губной, взрывной, твердый, глухой (парный);
[Ъ] – гласный, редуцированный 2-ой степени, ср. ряда, ср. подъема;
[Л] – согласный, зубной, боковой (щелевой), твердый, сонорный;
[Λ] – гласный, редуцированный 1-ой степени, средне-нижнего подъема, средне-заднего ряда, нелабиализованный;
[В’] – согласный, губно-зубной, щелевой (срединный), мягкий, звонкий (парный);
[•И´] – гласный, ударный, верхнего подъема, перед. ряда, нелабиализованный, измененный на начальной стадии образования: аккомодация односторонняя, прогрессивная;
[Н°] – согласный, зубной, носовой, твердый, сонорный, лабиализованный
[У] – гласный, безударный, верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный.
Типичные ошибки при выполнении задания:
1. Указываются не все признаки звука.
2. Слово неверно транскрибируется, а потому задание выполняется с ошибками.
3. Неверно пишутся термины, например, делаются орфографические ошибки в словах «сонорный», «лабиализованный», «аккомодация» и др.
Задание №3. Указать все фонетические процессы в тексте, охарактеризовать их.
Справочные материалы к заданию:
А) звуковые процессы в области гласных звуков:
1) редукция качественная 1-ой степени/ 2-ой степени;
2) количественная редукция;
3) аккомодация переднерядных гласных (и,э);
4) аккомодация непереднерядных гласных (а, о, у, ы);
5) аккомодация односторонняя/ двусторонняя; прогрессивная/ регрессивная;
6) переход И в Ы.
Б) звуковые процессы в области согласных звуков:
1) ассимиляция:по глухости/ звонкости; по мягкости; полная (по месту образования/ по способу образования)/ частичная; контактная/ дистантная;
2) диссимиляция: по месту образования/ по способу образования; контактная/ дистантная; прогрессивная/ регрессивная;
3) аккомодация (лабиализация):
4) явление конца слова;
5) упрощение групп согласных;
6) диэреза; гаплология,
7) протеза, метатеза, эпентеза.
Образец выполнения задания:
Подсказку –[пΛтскаск°у]
В данном слове наблюдаются следующие фонетические процессы:
1) в области гласных звуков: качественная редукция 1-ой степени в приставке: о//Λ; количественная редукция звука [у] в окончании существительного;
2) в области согласных звуков: ассимиляция по глухости (в приставке: д//т) – частичная, регрессивная, контактная; (в корне: з//с) – частичная, регрессивная, контактная;
3) аккомодация согласного звука [к] (лабиализация: к°у)
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА № 2
Тема: ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ЗВУКОВ
Цель: закрепить знания о системе гласных и согласных звуков и выработать умение анализировать их в речевом потоке с учетом законов их позиционных изменений.
Задание: в тексте транскрипции к лабораторной работе № 1 найти все случаи позиционноймены согласных и гласных звуков; выполняйте строго по образцу.
Методика выполнения:
1. Найдите звуки в слабых позициях (для гласных звуков (ГЗ)– все безударные позиции являются слабыми); для согласных звуков (СЗ) – 1) конец слова; 2) шумный СЗ в позиции перед шумным СЗ; 3) СЗ в позиции перед гласным ’Э и его позиционными вариантами; 4) взрывные СЗ (д, т) в позиции перед аффрикатами (ц,ч); 5) свистящие СЗ (з,с) в позиции перед шипящими СЗ (ч, ш, щ, ж).
2. Определите морфему, в которой находится проверяемый звук.
3. Проверяемый звук поставьте в сильную позицию в пределах той же самой морфемы. Помните, что проверяемые ГЗ и СЗ в корне проверяются подбором однокоренных слов; в других морфемах проверка звуков в слабых позициях осуществляется подбором одноморфемных слов, где проверяемые звуки находятся в сильных позициях.
4. Сильной позицией для ГЗ является позиция под ударением.
5. Для СЗ существуют сильные позиции по глухости/звонкости и твердости/мягкости.
По глухости/звонкости сильными позициями являются следующие:
а) перед любым ГЗ; б) перед сонорными звуками (м,н,р,л); в) перед звуками в, j. (В этих позициях глухие и звонкие СЗ различаются).
По твердости/мягкости сильными позициями являются следующие:
а) перед любым ГЗ, кроме звука ’Э и его вариантами; б) абсолютный конец слова. (В этих позициях твердые и мягкие СЗ различаются).
6. Если проверяемый звук нельзя поставить в сильную позицию в пределах данной морфемы, то его не следует брать для анализа.
7. Примеры должны быть на разные случаи позиционной мены. При выполнении задания пользуйтесь методикой нахождения п/мен звуков и используйте таблицу «Позиционная мена гласных звуков».
Образец выполнения задания:
Позиционная мена гласных и согласных звуков