Развитие движений под музыку
Развивать у детей стремление выразительно и непринужденна двигаться, радоваться общему успеху; воспитывать эстетическую оценку совместно выполненных действий.
Учить ходить плавно, мягко; бегать стремительно, широко, легко, мягко; выполнять поскоки энергично, широко, мягко, легко; выразительно передавать различные игровые образы (хитрая лиса, веселый колобок); перестраиваться в движении и подравниваться в колоннах, шеренгах, кругах.
Учить выполнять в танцах шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, повороты в три притопа. В свободных плясках учить творчески использовать элементы знакомых движений.
Речевой материал (словесно обозначается связь движений с характером музыки): Послушайте музыку и придумайте, что мы будем делать. Почему ты идешь (бежишь)? — Потому, что я услышал марш (быструю музыку). Почему ты идешь тихо на носках?— Потому, что я услышал тихую музыку. Почему ты поешь плавно, тихо? — Потому, что музыка ласковая. Вова поет ласково, красиво. Каким голосом будем петь? — Низким (средним, высоким) голосом. Ты поешь правильно, потому что у тебя голос та повышается, то понижается (немного повышается, немного понижается). Будем говорить стихи в ритме музыки низким голосом. Вова говорил ритмично, красиво. Отхлопайте ритм. Праздничный марш, музыка торжественна. Слушайте музыку, придумайте пляску. Почему ты плясал плавно? — Потому, что я услышал плавную музыку. Пляшите (идите) большими (маленькими) шагами; один шаг, шаг польки, шаг с притопами. Музыка помогает увидеть, что медведь большой, тяжелый, а птичка быстрая, легкая.
V год обучения
Развитие эмоционального восприятия музыки
Расширять музыкальные представления детей. Учить понимать эмоциональную настроенность музыкальных сочинений (песен, пьес знакомого репертуара); элементарно высказываться о настроении в музыке, его связи с обратным содержанием и средствами выразительности (динамика, темп, ритм, регистры); узнавать пьесы, песни, называть любимые.
Развитие слухового восприятия
Продолжать развивать динамический, ритмический, тембровый слух. Учить различать на слух ускорение и замедление темпа, затихание и возрастание громкости, смену регистров.
Продолжать учить детей различать регистры, предъявляя одинарные звуки в каждом регистре (низком, среднем, высоком), используя двигательные реакции (рука вниз, перед собой, вверх) и голосовые реакции (гудочки ууу — труба, дудочка, свисток).
Учить различать на слух и называть пьесы знакомого репертуара, обобщая по жанрам: танец (вальс, полька, пляска народная), марш (в упражнениях, перестроениях), песня (в упражнениях, хороводах).
Учить запоминать и узнавать характерные пьесы первого репертуара, привлекая внимание к изобразительности музыки («Про медведя», «Поезд», «Клоуны», «Марш деревянных солдатиков»).
Продолжать учить слушать музыку в грамзаписи; привлекать внимание детей к звучанию оркестра, хора, голосов (мужской, женский, детский); попользовать звучание грамзаписи в инсценировках, выступлениях солистов, перестроениях.
Развитие голоса
Развивать умение детей изменять высоту регистра своего голоса (низкий, средний, высокий, очень высокий голос). Расширять представления детей о разнообразии звуков окружающего мира, широко используя голосовые умения для изображения голосом звучащих предметов и явлений (например: звенит, скрипит, грохочет, гудит, рычит) в соотнесении с регистрами фортепиано.
Выявлять и закреплять возможности детей в интонировании мелодии песен; продолжать развивать умение повышать и понижать голос, вызывая интонирование песенных фраз с поступенным и интервальным ходами мелодии; учить удерживать высоту повторяющегося тона, пропевая его длительно, протяжно.
Развивать выразительность речевого голоса в ритмодекламациях; умение говорить весело, задорно, легко, энергично, ласково, в связи с эмоциональным содержанием текста и характер, ритмичностью музыкального сопровождения.
Ритмическая стимуляция и хоровая декламация
Закреплять ритмические навыки; продолжать учить ритмично двигаться, реагируя на смену характера музыки, темпа, переходя от умеренного к быстрому или медленному; выполнять небольшой ритмический рисунок в танцах, играх, упражнениях; учить согласовывать движения с ритмической структурой слов и фраз, привлекаемых в процессе разучивания ритмического рисунка хлопков, притопов, танцевальных шагов.
Направлять внимание детей на осознанное выполнение ритмических упражнений. Закреплять умение выполнять ритмы основных слогосочетаний; учить выполнять эти ритмы изолированно, вычленяя заданные ритмы и слова из ритмодекламации.
Включать в ритмодекламации паузы. В хоровых декламациях использовать считалки, потешки, скороговорки, стихи (торжественные, веселые, плавные).
Закреплять умение передавать метроритм, акценты игрой на инструментах детского шумового оркестра; учить сопровождать оркестром выступления солистов и групп в танцах, упражнениях, ритмодекламациях.