Обработка данных: балл за совпадение

Организованность Трудолюбие Коллективизм Любознательность Эстетическое развитие
1-да 2-не 3 -Нет 4-да 5-да
6-да-ложь 7-да 8-нет 9-нет 10-да
11-нет 12-да-ложь 13-да 14-нет 15-да
16-да 17-да 18-да-ложь 19-нет 20-нет
21-да 22-нет 23-нет 24-нет-ложь 25-да
26-нет 27-да 28-да 29-да 30-нет-ложь
31-да 32-да 33-нет 34-да 35-да
36-нет-ложь 37-нет 38-да 39-нет 40-нет
41-да 42-да-ложь 43-нет 44-да 45-да
46-нет 47-да 48-да-ложь 49-да 50-да
51-да 52-да 53-да 54-да-ложь 55-нет
56-нет 57-не 58-нет 59-нет 60-да-ложь
61-нет 62-нет 63-нет 64-нет 65-да
66-нет-ложь 67-да 68-нет 69-нет 70-нет
71-нет 72-да-ложь 73-да 74-да 75-да
76-да 77-нет 78-да-ложь 79-да 80-да
81-да 82-да 83-нет 84-да-ложь 85-да
86-нет 87-нет 88-нет 89-нет 90-нет-ложь
91-да 92-нет 93-да 94-нет 95-да
96-да 97-нет 98-нет 99-нет 100-нет
101-нет 102-да 103-нет 104-нет 105-нет
106-нет 107-нет 108-да 109-да 110-нет
111-да 112-нет 113-да 114-да 115-да

1. Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.

II. Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.

III. Проставляются баллы за совладение по шкалам свойств личности.

IV. Суммируется количество баллов по каждой шкале.

V. Строится профиль по пяти личностным свойствам.

Условием успешного применения опросника являются доверительные отношения экспериментатора с испытуемыми, наличие у последних готовности к самовоспитанию. Исключается разглашение анкетных данных.

ТЕСТ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ.

Цель. Диагностика эгоцентризма у подростков и старших школьников.

Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Нужно сразу записать первое пришедшее вам в голову окончание незаконченно­го предложения, стараться работать быстро.

I. В такой ситуации...

2. Легче всего...

3. Несмотря на то, что...

4.Чем дольше…

5. По сравнению с...

6. Каждый...

7. Жаль, что...

8. В результате...

9. Если...

10. Несколько лет тому назад...

11. Самое важное то, что...

12. На самом деле...

13. Только...

14. Настояния проблема в том, что...

15. Неправда, что...

16. Придет такой день, когда...

17. Самое большое...

I8. Никогда...

19. В то, что...

20. Вряд ли возможно, что...

21. Главное в том, что...

22. Иногда...

23. Лет так через десять...

24. В прошлом...

25. Дело я том, что…

26. В настоящее врем»....

27. Самое лучшее...

21. Принимая ко внимание...

29. Если бы не...

30. Всегда...

31. Возможность...

32. В случае...

33. Обычно.. .

34. Если бы даже...

35. До сих пор... . .

36. Условие для...

37. Более всего...

38. Насчет...

39. С недавнего времени...

40. Только с тех пор...

Анализ результатов. Цель обработки результатов — получение индекса эгоцентризма по которому можно судить об эгоцентрической или неэгоцентрической направленности личности испытуемого. Обрабатывать результаты есть смысл, если испытуемые полностыо справились с заданием. Поэтому в процессе проведения тестирования школь­ников нужно стремиться к тому, чтобы все предложения были закончены. Koгда есть более 10 незаконченных предложений, тест который бланк обработке и анализу не подле­жит.

Индекс эгоцентрихзма определяют путем выявления информации о самом субьекте. Эта информация выражается местоимением первого лица единственного числа, всеми притяжательными и собственными местоимениями, образованными от него, т.е. местоимениями «я», «мне», «мой», «меня», «мною» и т.п. Информацию о субъекте несут также предложения, законченные не до конца, но содержащие указанные местоимения и предложения, в которых самих местоимений нет, но зато они подразумеваются, если имеется глагол первого лица единственного числа.

Индексом эгоцентризма служит количество обозначенных предложений.

Уровни эгоцентрической направленности подростков и старших школьников.

    Нижний Средний Высокий
4 класс Мальчики 0-9 10-15 26-40
  Девочки 0-8 9-24 25-40
5 класс   0-11 12-27 28-40
    0-10 11-26 27-40
6 класс   0-13 14-28 29-40
    0-14 15-26 27-40
7 класс   0-12 13-27 28-40
    0-13 14-25 26-40
8 класс Юноши 0-8 9-22 23-40
  Девушки 0-9 10-23 24-40
9 класс   0-7 7-20 21-40
    0-8 9-23 24-40
10 класс   0-7 8-20 21-40
    0-7 8-21 22-40

Примечание: Эгоцентрическая направленность в познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах. Личность с такой направленностью испытывает затруднения в изменении собственной позиции по отношению к некоторому познгавательному объекту, в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзыв­чивости, в неумении учитывать точки зрения других людей и координировать их со своей собственной точки зрения. Вероятно, формирование и закрепление эгоцентрической направленности личности происходит в подростковом возрасте.

В ходе тестирования следует придерживаться следующих условий: а) категорически запрещается что-либо объяснить испытуемому помимо инструкции или давать оценки и высказывать свое отношение в его суждениям; 6) экспериментатор не должен разглашать истинные цели исследования.

ДЕТСКИЙ ОПРОСНИК ПО ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ

(Холл и Халберштат)

Инструкция испытуемому: Оцените по пятибальной шкале, насколько данный пункт описывает Вас самого.

1. Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны.

2. Я не слишком много помогаю другим людям.

3. Я сильно сопереживаю другим людям.

4. Я почти всегда добра по отношению к другим людям.

5. Я стараюсь делать все, что могу для людей, которые мне небезразличны.

6. Я- мягкий человек.

7. Я очень люблю искусство и музыку.

8. Я очень люблю маленьких детей.

1. 9.Мне бывает трудно принять решение.

2. Вo многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников.

3. Я предпочитаю делать все сам. а не обратиться за помощью к взрослым или другим детям.

4. В сложных ситуациях я почти всегда стараюсь действовать.

5. Я легко сдаюсь.

6. Среди моих друзей я часто бываю лидером.

7. Я почти всегда отстаиваю то, во что я верю.

8. Я легко меняю свое мнение пол влиянием чужих людей.

9.

Первые восемь вопросов представляют собой женскую шкалу.

По всем кроме пункта 2 высокие оценки коррелируют с женственностью.

В пункте 2 низкая оценка считается показателем женственности.

Вторая группа из восьми вопросов — мужская шкала. Показателем мужественности считается низкая оценка по пунктам I, 5, 8 и высоким оценка по остальным пунктам этой части опросника.

Оценки по шкалам мужских и женских качеств не коррелируют между собой. Это означает, что если оценки по женской шкале высока, то оценки по мужской шкале не обязательно будут низкими. У детей могут быть высокие или низкие показатели по обе­им шкалам или высокие по одной и низкие по другой. Андрогенным называется ребе­нок, имеющий высокие показатели как по шкале мужских, так и по школе женских качеств. Вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптив­ной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (М. Рокич)

Адаптированный вариант методики М. Рокича. Служит для исследования системы ценностей личности.

Испытуемому предлагается проранжировать карточки из плотной бумаги, размером 150 х 50 мм с наименованием ценностей и обозначением па оборотной стороне "Т" или "И". Ранжируются последовательно терминальные, затем инструментальные ценности. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, насколько он уверен в том, что при повторном опыте был бы тот же порядок. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.

Список «Терминальных ценностей»: активная, деятельная жизнь; жизненная муд­рость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); здоровье (физическое и психическое здоровье); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь (духовная и физическая близость с любым человеком); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль­ных затруднений); наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановке в стране, в. нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополу­чия каждого); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товари­щей по работе); познание (возможность расширения, своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); равенство (братство, равные возможнос­ти для всех); самостоятельность как независимость в суждениях и оценках; свобода как независимость в поступках и действиях; счастлива» семейная жизнь; творчество (возмо­жность творческой деятельности); уверенность в себе (свобода от внутренних противо­речий, сомнений); удовольствия (жизнь, полна» удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Список "Инструментальных ценностей": аккуратность (чистоплотность. умение соде­ржать в порядке свои вещи и порядок в делах); воспитанность (хорошие манеры, вежливость); высокие запросы (высокие притязания); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга., умение держать слово); рационализм (умении здраво и логично мыслить, прини­мать обдуманные, рациональные решения); самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); смелость а отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не отступить перед трудностями); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать им ошибки в заблуждении); широта взглядов (умение понять чужую точку зрении, уважать иные обычаи, вкусы, привычки); честность (прав­дивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость).

Карточки с наименованиями ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала 18 карточек Т-ценностсй, зятем 18 карточек И-ценностей.

Доминирующая направленность ценностных ориентации четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности с одной стороны в сферу труда, а с другой — в семейно - бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оцепить жизненные идеалы, иерар­хию жизненных целей, ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает и качественно эталона.

Наши рекомендации