Выявление уровня настойчивости личности

Цель. Оценка одного из качеств волевой сферы личности — настойчивости.

Инструкция. Перед Вами три группы разрозненных слов. Из каждой группы слов

следует составить по одному предложению на общественно - политическую тематику.

Допускается перестановка слов в произносительном порядке, возможны грамматические изменения, но только в пределах заданных частей речи. Время выполнения каждого задания регистрируется, степень трудности задания постепенно возрастает.

Материал. Даны три набора слов.

Набор I.

1. Вызвать 11. Нормализация

2. Италия 12. Правые

3. Приступ 13. Принять

4. Обстановка 14. В

5. Меры 15. Польше

6. Злоба 16. Р

7. В 17. Власти

8. Цели

9. Круги

10.Польские

Набор2!.

1. Страна 10. Обстановка

2. Империализм 11. Весь

3. Условия 12. Действия

4. Прежде 13. Выбранный

5. В 14.Приобретать

6. Американский 15. Социалистический

7. Единство 16. Большой

8. Обострение 17.Политика

9. Значение 18. Международный

Набор III.

1. Страна 10. Сообщение

2. Оценка 11. Арабские

3. Возрастать 12. Из

4. Представители 13. Наладить

5. В 14. Эксперты

6.. т.е. 15. Напряжение

7. Мирные 16. Помогать

8. Действия 17. Персонал

9. Рассмотреть

Анализ результатов. Трудность первого и второго задания практически одинакова. Третье — не имеет решения. Показателем неустойчивости служит отношение времени решения третьей задачи к среднему времени первых двух задач.

1 – время решения 1 задачи

Н- 3________ , где 2 – время решения 2 задачи

(1 + 2) : 2 3 – время решения 3 задачи

Шкала оценок.

Н- 3 высокий уровень устойчивости

Н - 2 средний уровень настойчивости

Н - I низкий уровень настойчивости

Ключ: 1. Меры принятые польскими властями в целях нормализации обстановке в Польше, вызвали приступ злобы в правых кругах.

2. В условиях обострения международной обстановки, вызнанной политикой империализма, прежде всего американского, большое значение приобретает единство действий социалистических стран.

Примечание. Под настойчивостью обычно понимают качество личности, заключаю­щееся в умении добиваться поставленной пели, преодолена» при этом внутренние и внешние препятствия. Настойчивость неразрывно связана с произиолыюстью психичес­ких функций, а поэтому неразрывно связана с качеством учебной деятельности школь­ника, развитием личности, саморегуляцией, самовоспитанием.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В данном разделе представлены методики, позволяющие определить, какие предпоч­тения доминируют в группе: деловые или -коммуникативные, с помощью методики К.Н..Томаса можно диагностировать типичные способы реагирования в конфликтной ситуации, методика парных сравнений позволяет дифференцировать членов группы (учащихся класса) по уровню выраженности тою или иного качества.

ТЕСТ К.Н. ТОМАСА

Инструкция испытуемым: Постарайтесь представить предлагаемую ситуацию н выб­рать наиболее типичный для Вас способ реагирования. Над ответами долго не задумы­вайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов здесь быть не может, старай­тесь писать первое, что приходит в голову.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение, б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека, б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя, б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно, б) Я считаю возможным в чем - то уступить, чтобы добиться дру­гого.

8. а). Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из - за каких - то возникших разногла­сий, б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.

10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего. б) Я пытаюсь найти компромиссное реше­ние.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры, б) Я даю возможность другому в чем - то остаться при своем мнении, если он также идет нав­стречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию, б) Я илстнинаю, чтобы все было сделано по -моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 6) Я пытаюсь показать другому логику и преимуществ моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить свои отношения, б) Я стараюсь сде­лать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого, б) Я обычно пытаюсь убедить другого в пре­имуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. б) Я стараюсь сделать все, что­бы избежать бесполезной напряженности

18. а) Если это делает другого счастливым, к дам ему возможностъ настоять на своем, б) Я дам другому возможность остаться при споем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то о чем состоит нее затронутые интересы и спорные вопросы, б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со време­нем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия, б) Я стараюсь найти наи­лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому, б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правотe. б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю свою позицию, б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров, б) Если это сделает другого человека счас­тливым, дам ему возможность настоять нa своем.

- 28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего, б) Улаживая ситуацию, обычно стремлюсь найти поддержку у других.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию, б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из возникающих разногласий?

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого. б) Я всегда занимаю такую позицию в спо­ре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Ключ для опросника.

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б а
Б       а
А     б  
    Б   а
  А   б  
  А б    
  Б   а  
Б   а    
  А   б  
    б   а
А        
  б а    
      А б
а б      
    А б  
         
  б     а

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компро­мисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поколении испытуемого в

ситуации кон­фликта, тенденцию его взаимоотношений в сложных условиях.

.

Наши рекомендации