Индивидуального развития ученика»
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков, на каждого ученика с момента поступления его в школу заводится «Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)».
В карту заносятся основные программные требования по каждому учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения (достижения), а также те показатели его развития, которые составляют цель деятельности учителя в 1, 2, 3, 4 классах. Нам представляется целесообразным заводить подобные карты отдельно по каждому учебному предмету на каждый учебный год. Требования к ЗУН и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей. Примерные формы карт индивидуального развития по классам и предметам представлены в приложениях 1, 2, 3.
Регулярному отслеживанию подвергаются успехи в обучении и развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Оценивание проводится на основе анализа результатов выполнения детьми диагностических работ с применением квалиметрической (описательной, уровневой) оценки. По результатам выполнения работы успехи ребенка относятся к одному из 4-х уровней: высокому, выше среднего, среднему или низкому. Работы проводятся поэтапно в соответствии со схемой мониторинга.
Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики позволяют выяснить стартовый уровень развития ребенка до обучения, выяснить, какой учебный материал необходимо повторить со всем классом, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.
Промежуточнаядиагностика позволяет учителю оценить надежность усвоения учебного материала, изучавшегося в разных частях курса.
Итоговая диагностика, проводимая в апреле-мае, ставит своей целью оценить продвижение учащегося на всех этапах педагогического процесса и оперативно помочь ему в том случае, если он не справился с отдельными заданиями.
В качестве диагностических работ могут быть использованы: диктант, контрольная работа, проверочная работа (с учетом специфики предмета) тесты. Диагностические работы содержат различные типы проверочных (диагностических) заданий:
- задания с выбором ответа (проверяются знания учащихся и понимание изученного материала);
- задания на поиск ошибки (позволяют проверить прочность усвоения детьми тех или иных знаний, умения применять знания, уровень развития контроля и самоконтроля);
- задания на завершение (продолжение)работы (проверяются умения выделять закономерности, зависимости, причины явлений и т.д.);
- задания, выраженные в графической (рисуночной) форме (позволяют за короткое время проверить большой объем учебного материала);
- задания со свободным ответом (используются для проверки умения воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).
Одним из самых эффективных видов диагностических работ является тест.
Тесты комплектуются из заданий, которые должны отвечать следующим требованиям:
- относительно краткосрочными, т.е. не нуждаются в больших затратах во времени;
- однозначными, т.е. не допускается произвольного толкования тестового задания;
- правильными, где исключается возможность формирования многозначных ответов;
- относительно краткими, требующими сжатых ответов;
- стандартными, т.е. предназначенными для широкого практического использования - измерения достижений всех школьников.
Выполнение диагностических (или проверочных) заданий может оцениваться оценкой «выполнил - не выполнил» или «достиг - не достиг».
Оценка «выполнил» («достиг») за всю работу ставится, если ученик выполняет не менее 60% проверочных заданий. Каждое задание считается выполненным, если учащимися выполнено не менее 50% объема задания. С помощью тестов учитель сможет эффективно проводить входной текущий, тематический и итоговый контроль учебных достижений учащихся по всем учебным предметам .
Успех изучения темы, раздела или всего курса зависит от степени усвоения тех положений, которые изучались на предшествующих этапах. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности правильно построить дальнейшее обучение. Только сравнение исходного уровня с достигнутым позволяет изменить «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков, проанализировать эффективность процесса.
Подчеркнем, что оцениванию со стороны учителя подлежат не только учебные достижения ученика по учебным предметам.
Параметрами оценочной деятельности учащихся являются:
- качество усвоения предметных знаний -умений - навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности и учебной деятельности младшего школьного (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности;
- степень прилежания и старания.
Все они могут быть измерены тестами (диагностическими заданиями).
Однако следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося. Учебные же достижения школьников оцениваются только на основе объективных измерителей.
Требования к уровню подготовки обучающихся, независимо от конкретной образовательной области, разделены на две группы:
а) «Воспроизводить знания». Это требование ориентируется на уровень развития восприятия и памяти (например: табличные случаи сложения и вычитания; изученные части речи и т.д.). Это репродуктивный уровень.
б) «Применять знания» Их цель - не только проверить, как ученик запомнил те или иные сведения по программам учебного предмета, а установит его умения применять полученные знания: может ли различать, сравнивать, приводить примеры, выполнять нестандартные задания, выполнять практические задачи самостоятельно осуществлять поиск решения и т.д.
Например. Требования к уровню математической подготовки учащихся.
1. Воспроизводить знания.
Называть: компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое, частное, разность и т.д.)
Воспроизводить по памяти:
- результаты табличных случаев сложения и вычитания, умножения и деления;
- единицы длины, времени.
2. Применять знания.
а) различать и сравнивать:
- математические выражения: сумма, разность и т.д.;
- геометрические фигуры (отрезок, луч, круг и т.д.);
б) Устанавливать зависимости и связи:
- между величинами: скоростью, временем и т.д.;
- между количеством, ценой и стоимостью товара.
в) Решать учебные и практические задачи:
- читать и записывать натуральные числа в десятичной системе счисления;
- выполнять действия с многозначными числами в пределах миллиона;
- решать текстовые задачи в 1-2 (3) действиях т.д.
Измерители должны содержать задания, отражающие обе группы требований. Следовательно, если в качестве измерителя используется тест, то при его составлении необходимо соблюдать ряд требований:
1. Указать предмет, тему (если текущий контроль), дату проведения.
2. Определить конкретные цели теста и отдельных заданий, входящих в тест.
3. Определить тип (вид) заданий.
- с выбором ответа;
- на заполнение пропусков;
- с выбором ответа «Да», «Нет».
4. Сформулировать задания тесты так, чтобы они отражали как уровень воспроизведения, так и уровень применения знаний.
5. Дать ключ к заданиям теста.
6. Задания в тесте должны отвечать уровню, который должен быть обеспечен учащимися на данный период.
7. Время, отводимое для выполнения теста, количество заданий определяет учитель.
Примеры тестов представлены в приложениях 4, 5, 6, 7.
Кроме проверки предметных знаний и умений, задача учителя - продумать, на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться контроль за формированием необходимых общеучебных умений и навыков.
При определении уровня развития или достижения необходимо пользоваться следующей школой.
Выполнение от 100 - 90% заданий - высокий уровень
от 89 - 75% - уровень выше среднего
от 74 - 50% - средний уровень
менее 50% низкий уровень
Продвижение детей в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков по конкретным предметам, учитель фиксирует в «Карту индивидуального развития (индивидуальных достижений)».
Регулярность заполнения карты ежемесячная. Перечень формируемых навыков по теме, разделу программы составляет сам учитель.
Кроме тестов учитель может использовать контрольные работы по русскому языку (контрольное списывание, диктант), математике и чтению (проверка навыка чтения).
К каждой работе также прописывается цель, а после выполнения работы проводится качественный (поэлементный) анализ.
Приведем примеры.
Контрольное списывание.
Цель:
- выявить уровень сформированности навыка списывания с печатного (рукописного) шрифта (с доски) без ошибок;
- выявить уровень сформированности навыка самоконтроля;
- проанализировать, как формируется навык орфографической зоркости (эта цель конкретизируется в зависимости от класса и время проведения).