Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса;
Задача № 5:
Ø Название учебного курса;
Ø ФИО лектора;
Ø ФИО ассистента;
Ø Их возраст;
Ø Должность;
Ø Стаж работы;
Ø Место работы(кафедра);
Ø Объем лекций в часах;
Ø Объем лабораторных занятий в часах;
Ø ФИО зав. кафедрой;
Ø Его рабочий телефон;
Ø Номер аудитории-кабинета.
Структура БД:
Название учебного курса | ФИО лектора | ФИО ассистента | Их возраст | Должность | Стаж работы | Место работы (кафедра) | Объем лекций в часах | Объем лаб. занятий в часах | ФИО зав. кафедрой | Его рабочий телефон | номер аудитории-кабинета |
Решение: Выделение ИЭл и ИОб. Выделим ИЭлементы и рассмотрим несколько возможных вариантов организации их в ИОбъекты:
Вариант 1. БзД в виде одной таблицы «Сведения КГТУ » (одного ИОб).
«Сведения КГТУ».
Ø Название учебного курса;
Ø ФИО лектора;
Ø ФИО ассистента;
Ø Их возраст;
Ø Должность;
Ø Стаж работы;
Ø Место работы(кафедра);
Ø Объем лекций в часах;
Ø Объем лабораторных занятий в часах;
Ø ФИО зав. кафедрой;
Ø Его рабочий телефон;
Ø Номер аудитории-кабинета.
Вариант 2. БзД в виде пяти таблиц (пяти ИОб).
«Учебный курс»:
Ø Название учебного курса;
Ø ФИО лектора;
Ø ФИО ассистента;
Ø ФИО зав. кафедрой;
«Личные сведения о лекторах»:
Ø ФИО лектора;
Ø Их возраст;
Ø Должность;
Ø Стаж работы;
Ø Место работы(кафедра);
«Личные сведения об ассистентах»:
Ø ФИО ассистента;
Ø Их возраст;
Ø Должность;
Ø Стаж работы;
Ø Место работы(кафедра);
«Личные сведения о зав. кафедрой»:
Ø ФИО зав. кафедрой;
Ø Его рабочий телефон;
Ø Номер аудитории-кабинета
«Лекции»:
Ø ФИО лектора;
Ø Объем лекций в часах;
«Лабораторные занятия»:
Ø ФИО ассистента;
Ø Объем лабораторных занятий в часах;
По приведенным вариантам видно, что при одном и том же количестве ИЭл в предметной области, может быть выделено большое количество различных ИОб. Какой же вариант предпочтительнее? Тот, в котором меньшее число дублированных ИЭл, так как такой вариант позволит упростить изменение ИЭл и внесение новых экземпляров в ИОб данной БзД. Другая сторона предпочтительности такого выделения ИОб (таблиц) – использование в каждой из них функциональной зависимости (X ®Yi, где X – ключ таблицы, а Yi, – её описательные атрибуты, причем каждое значение ключа xÎX определяет одно значение описательного атрибута yÎ Yi).
Для того, чтобы в предметной области рационально выделить ИОб, надо учесть требование функциональной зависимости и для остальных ИОб. Таким требованиям удовлетворяют ИОб, приведенные в
Варианте 2.
Для удобства работы с таблицами целесообразно уменьшить имена атрибутов (полей) ИОб:
1) Определение таблицы «Учебный курс» (ИОб1):
Название ИЭл из предметной области | Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб1 | Тип поля |
Название учебного курса; | Курс | Текстовый 20* |
ФИО лектора; | Лектор | Текстовый 20 |
ФИО ассистента; | Ассистент | Текстовый 20 |
ФИО зав. кафедрой | Зав.кафедрой | Текстовый 20 |
Таким образом, ИОб1 Учебный курс имеет следующую структуру:
(Курс*, Лектор, Ассистента, Зав.кафедрой).
Приведем пример таблицыУчебный курс:
Математика | Сергеева И.И | Иванов И.И | Лобырева И.И |
Физика | Петров П.П | Кольцов П.П | Кульпин П.П |
Информатика | Сидоров С.С | Огурцов С.С | Киров С.С |
Экземпляры ИОб1
Поле Поле Поле Поле «Курс» «Лектор» «Ассистент» «Зав.кафедрой»
2) Определение таблицы Личные сведения о лекторах (ИОб2):
Название ИЭл из предметной области | Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб2 | Тип поля |
ФИО лектора; | Лектор | Текстовый 20* |
Их возраст; | Возраст | Числовой |
Должность; | Должность | Текстовый 20 |
Стаж работы; | Стаж | Числовой |
Место работы(кафедра); | Место | Текстовый 20 |
Таким образом, ИОб2 Личные сведения о лекторах имеет следующую структуру: (Лектор*, Возраст, Должность, Стаж, Место)
Приведем пример таблицыЛичные сведения о лекторах:
Сергеева И.И | Доцент | |||
Петров П.П | К.т.н. | |||
Сидоров С.С | Профессор |
3) Определение таблицы Личные сведения об ассистентах (ИОб3):
Название ИЭл из предметной области | Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб3 | Тип поля |
ФИО ассистента; | Ассистента | Текстовый 20* |
Их возраст; | Возраст | Числовой |
Должность; | Должность | Текстовый 20 |
Стаж работы; | Стаж | Числовой |
Место работы(кафедра); | Место | Текстовый 20 |
Таким образом, ИОб3Личные сведения об ассистентах имеет следующую структуру: (Ассистента *, Возраст, Должность, Стаж, Место)
Приведем пример таблицыЛичные сведения об ассистентах:
Иванов И.И | Доцент | |||
Кольцов П.П | К.т.н. | |||
Огурцов С.С | Профессор |
4) Определение таблицы Личные сведения о зав. кафедрой (ИОб4):
Название ИЭл из предметной области | Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб4 | Тип поля |
ФИО зав. кафедрой; | Зав.кафедрой | Текстовый 20* |
Его рабочий телефон; | Телефон | Числовой |
Номер аудитории-кабинета | Аудитория | Текстовый |
Таким образом, ИОб4Личные сведения о зав. кафедройимеет следующую структуру: (Зав.кафедрой*, Телефон, Аудитория)
Приведем пример таблицыЛичные сведения о зав. кафедрой:
Лобырева И.И | 11-11-11 | |
Кульпин П.П | 22-22-22 | |
Киров С.С | 33-33-33 |
5) Определение таблицы Лекции(ИОб5):
Название ИЭл из предметной области | Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб5 | Тип поля |
ФИО лектора; | Лектор | Текстовый 20* |
Объем лекций в часах; | Лекции | Числовой |
Таким образом, ИОб5Лекцииимеет следующую структуру:
(Лектор*, Лекции)
Приведем пример таблицыЛекции:
Сергеева И.И | |
Петров П.П | |
Сидоров С.С |
6) Определение таблицы Лабораторные занятия(ИОб6):
Название ИЭл из предметной области | Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб6 | Тип поля |
ФИО ассистента; | Ассистент | Текстовый 20* |
Объем лабораторных занятий в часах; | Лабораторные | Числовой |
Таким образом, ИОб6Лабораторные занятияимеет следующую структуру:
(Ассистент*, Лабораторные)
Приведем пример таблицыЛабораторные занятия:
Иванов И.И | |
Кольцов П.П | |
Огурцов С.С |