Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки.
Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов и, прежде всего, от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести.
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного занятия, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
• цели достигнуты;
• цели частично достигнуты;
• цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ
- Краткий
- Структурный
- Аспектный
- Полный
- Комплексный
Краткий анализ— проводиться сразу после занятия и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая занятие, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели и сопоставляет задачи с полученным результатом.
Структурный анализ— является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет доминирующие этапы занятия.
Аспектный анализ— осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов занятия:
а) цели занятия;
б) структуры и организации занятия;
в) содержания занятия;
г) деятельности преподавателя на занятия;
д) деятельности учащихся на
занятии;
е) домашнего задания;
ж) санитарно-гигиенических условий занятия;
з) психологического аспекта занятия.
Полный анализ— это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
Мы рекомендуем примерную схему полного анализа занятия, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут преподавателю любого предмета провести самоанализ занятия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
I. Анализ цели занятия
Вопросы для анализа:
1. Правильность и обоснованность цели занятия с учетом:
а) программных требований;
б) содержания материала;
в) необходимого уровня знаний и
умений учащихся;
г) места занятия в системе занятий
по данной теме;
д) подготовленности класса;
е) возможностей самого учителя;
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3. Степень достижения поставленной цели.
П. Анализ, структуры и организации занятия
Вопросы для анализа:
1. Соответствие структуры занятия его цели и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия.
3. Целесообразность распределения времени по этапам занятия.
4. Рациональность использования оборудования кабинета.
Научная организация труда преподавателя и учащихся.
6. Организация начала и конца занятия.
7. Оптимальный темп ведения занятия.
8. Наличие плана и степень его выполнения.
III. Анализ содержания занятия
Вопросы для анализа:
1. Соответствие содержания занятия требованиям стандарта.
2. Логичность изложения.
3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла преподавателем уровню понимания содержания учащимися).
4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала преподавателям уровню сложности изложения содержания в учебнике).
Выделение ведущих идей по данной теме.
6. Связь содержания занятия с жизнью, профессиональная направленность материала.
Связь содержания занятия с потребностями и интересами учащегося.
8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала занятия.
IV. Анализ методики проведения занятия (деятельность преподавателя)
Вопросы для анализа:
1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:
а) темы занятия;
б) цели занятия;
в) возможностей группы;
г) возможностей самого преподавателя;
Д) учебно-материальной базы.
Разнообразие методов и приемов, применяемых на занятии.
3. Формирование у учащихся новых понятий (как преподаватель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
4. Актуализация спорных знаний (как преподаватель работает с разнообразными точками зрения по теме занятия).
5. Качественное освоение нового материала (как определяется преподавателем качество освоения).
6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
7. Организация преподавателем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)
8. Педагогическая техника преподавателя - темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.