Интегрированное построение пособия

Задания пособия расположены в таком порядке, что ознакомление учащихся с отдельными звуками или с их последовательным выделением из слов сочетается с работой по уточнению и обогащению словаря учащихся, по ознакомлению с предлогами и их употреблением, с развитием умения строить предложения, распространять и сокращать их, выделять из речевого потока. Кроме того, задания в пособии систематически обеспечивают преемственность и перспективность обучения. Дети знакомятся с материалом, который будет предъявлен им для усвоения в последующем школьном обучении.

Для примера приведем систему заданий при изучении звука [у]. Учитель предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены утка, уши, удочка, и назвать их так, чтобы ясно слышался первый звук. Учащиеся изолированно называют протяжно произнесенный ими звук. Далее они рассматривают изображения жука, мухи, муравья, кузнечика. Учитель напоминает, что все это – насекомые. Дети учатся правильно произносить это слово. Учитель предлагает произнести названия насекомых жук и муха так, чтобы ясно слышался звук [у]. Затем школьники произносят звук [у] изолированно, вслушиваясь в его звучание и практически определяя, образуют ли при этом губы, зубы или язык преграду для выхода струи воздуха. Учитель предлагает, используя звук [у], напеть мелодию песни "В лесу родилась елочка". Обобщая слуховые и зрительные впечатления детей, учитель обращает их внимание на то, что при произнесении звука [у] зубы, губы и язык не образуют препятствия, звук [у] произносится с голосом, следовательно, звук [у] – гласный звук. Ученики вспоминают, что гласные звуки обозначаются красной фишкой. Учитель называет специально подобранные слова (кукла, матрешка, пирамидка, кубики, тарелка, кружка), школьники поднимают красную фишку, если слышат в слове звук [у]. По просьбе учителя они доказывают правильность своего ответа: произносят слово, протяжно выделяя в нем звук [у], объясняют, по каким признакам они относят этот звук к гласным звукам. Далее дети подбирают обобщающее понятие к словам кукла, матрешка, пирамидка, кубики, выделяют голосом звук [у] в слове игрушки. Затем подбирают обобщающее понятие к словам тарелка, кружка, а произнося слово посуда, обнаруживают в нем звук [у]. Самостоятельная работа; рассматривая картинку, на которой изображена еловая ветка с елочными украшениями, дети называют игрушки, а затем самостоятельно выбирают и раскрашивают лишь те, в названиях которых есть звук [у]. Это задание не только выявляет умение учащихся самостоятельно выделять звук [у] в словах, но дает им возможность отдохнуть, переключая на другую работу – раскраску рисунков.

Учитель знакомит учеников с печатными буквами У, у. Рассматривая иллюстрации к сказке "Репка", школьники вспоминают ее персонажей и выделяют те названия, которые содержат звук [у]. Вопросы учителя направляют их внимание на предлоги. Дети показывают на картинке и рассказывают, кто ухватился за Репку, за Бабку, за Кошку, кто стоит перед Мышкой, за Жучкой, между Жучкой и Мышкой.

Учитель называет птиц. Если в их названиях дети слышат звук [у], они показывают букву у. По вопросам учителя школьники составляют предложение о том, что изображено на картинке: Девочка кормит гусей; обозначают предложение длинной полоской, называют каждое слово этого предложения и обозначают их короткими полосками. В ответ на вопрос учителя, чем кормит девочка птиц, ученики распространяют предложение: Девочка кормит гусей зерном; обозначают новое предложение и каждое входящее в него слово, сравнивают первое и второе предложения.

Далее учитель предлагает вслушаться в слова гусь, гусыня, гусенок, гусиное (перо, яйцо) и обращает внимание учеников на то, что в этих словах есть общая часть гус-.

В приведенном примере вся деятельность учащихся направлена на развитие у них умения слышать в слове определенный звук, называть его, выделять существенные признаки, на основе которых его следует относить к гласным звукам, использовать условное обозначение гласных звуков. Параллельно ведется многоаспектная лексическая работа: слова соотносятся с соответствующими предметами, накапливается словарь элементарных обобщающих понятий, уточняются названия входящих в них конкретных предметов и т.д. Школьники учатся строить предложение, выделять из него слова, условно обозначать предложение и слова, в него входящие. Наконец, дети знакомятся в практическом плане со словоизменением и словообразованием, что способствует накоплению "гнезд" родственных слов. Это необходимо в дальнейшем для усвоения курса грамматики и орфографии.

Формирование навыка последовательного выделения звуков из слова сочетается с развитием и коррекцией речи и мышления учащихся. Для примера приведем одно из заданий пособия, в котором ясно прослеживается работа по уточнению и расширению словаря, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, формированию звукового анализа и синтеза, закреплению навыков правильного восприятия звуков речи.

При обучении последовательному вычленению звуков из слов со стечением согласных ученикам предлагается стихотворение (чтение сопровождается демонстрацией рисунка):

Три цыпленка стоят,

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

По тексту стихотворения и рисунку учитель задает ребенку ряд вопросов и предлагает выполнить разнообразные задания: покажи наседку. Кого называют наседкой?

Покажи скорлупки. Почему от яиц остались скорлупки? Сколько вылупилось цыплят?

Сколько цыплят должно еще вылупиться? Сколько всего цыплят будет у наседки? Назови первый и последний звуки в слове пять. Твердые или мягкие согласные в этом слове?

Последовательно выдели звуки в словах два, три, обозначай каждый звук фишкой.

Произнеси звук, с которого начинается слово два. Произнеси звук, с которого начинается слово три. Проверь, правильно ли ты обозначил в схеме мягкий согласный звук.

Произнеси его: [р']. Замени фишки, обозначающие гласные звуки, буквами.

Наши рекомендации