Развитие слухового восприятия. Развивать умение вслушиваться в звучание музыки; учить детей реагировать сменой
Развивать умение вслушиваться в звучание музыки; учить детей реагировать сменой движений на изменение в ее звучании.
Развитие остаточного слуха проводить с применением звукоусиливающих аппаратов в электромагнитном поле (индукционная установка) и без применения аппаратуры. Уточнить состав детей, слуховые возможности которых позволяют воспринимать полный диапазон звуков фортепиано без помощи звукоусиливающей аппаратуры.
Широко использовать умение детей реагировать на начало и окончание музыки в низком и среднем регистрах; развивать восприятие звуков высокого регистра; восприятие — слуховое.
Учить двигаться, реагируя на темп (быстро — медленно) и динамику (громко — тихо) музыкальных пьес; восприятие — слуховое.
Учить различать регистры (низкий, средний, высокий) по характерному образу (медведь, зайка, птичка); восприятие —слуховое.
Привлекать внимание детей к изменению характера музыки маршевого и плясового, спокойного и веселого, к звучанию музыки в грамзаписи; восприятие — слухо-зрительное.
Развитие голоса
Расширять диапазон детей, учить владеть голосом низким и высоким через соотнесение с игровым образом и регистром фортепиано в звукоподражательных упражнениях: топ — медведь и пи-пи — птичка, та —барабан и у — труба, мяу —кошка, ква — лягушка и пи — мышонок, бом — колокол и динь — колокольчик.
Учить повышать голос на последнем слоге в словах-звукоподражаниях: ау, баю-бай, ку-ка-ре-ку.
Воспитывать активное участие детей в пении; учить подпевать отдельные фразы и слова песни, подражая интонациям взрослого.
Формировать громкий голос в возгласах и восклицаниях, используя акцентное движение и эмоциональность игровой ситуации: Ай! Лови! Вон! Уходи, лиса! и др. Укреплять речевой голос в ритмодекламациях.
Ритмическая стимуляция и хоровая декламация
Привлекать внимание детей к ритмичности звучания музыки; учить ритмичным движениям в марше (играя на барабане, в ходьбе), в пляске (играя на шумовых инструментах, в плясовых движениях).
Продолжать развивать ритмичность повторяющихся движений, расширяя их разнообразие (притопы, переступания, пробежки, взмахи, шлепки, покачивания туловищем, руками, кистями) используя музыкальные инструменты.
Учить выполнять акцентное движение, согласуя его с акцентным произношением; сочетать движения с ритморечевыми звучаниями, составленными из характерных слов, слогов.
Способствовать развитию координированности произношения с характером и ритмичностью движения и акцентов.
Развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве
Учить детей согласовывать свои движения в коллективных действиях, выполнять движения в общем для всех темпе, ходить и бегать в колонне; бегать врассыпную; двигаться парами в плясках; кружиться по одному и парами; подпрыгивать с небольшим продвижением вперед; приседать, легко пружиня ногами; ставить ногу на пятку; двигаться прямым галопом; выполнять движения с предметами; выполнять образные движения.
Речевой материал: марш, пляска, песенка, галоп, стойте прямо, идите ровно, идите на носках, тяни носок, возьмитесь за руки, кружитесь, постройтесь по два (парами), поворот, поклонись, праздник, Снегурочка, слушайте музыку. Что будем делать— покажите. Что слушали? — Марш (пляску, песенку). Слушайте марш, шагайте. Слушайте песенку, пойте. Слушайте пляску, пляшите. Играй на барабане (пианино, трензеле). Играй громко (тихо). Играй быстро (медленно). Громкая (тихая) музыка. Слушайте громкую музыку, топайте. Пойте плавно. Оля поет плавно, красиво. Говори низким (высоким) голосом. Пой высоким (низким) голосом, как птичка (мишка). Покажи, где ударение. Ударения нет — хлопайте тихо. Ударение — хлопайте и топайте громко. Покажи, как идет лиса (медведь). Идите красиво, на носках. Кружитесь красиво, плавно. Пляшите весело.
III год обучения
Развитие эмоционального восприятия музыки
Расширять музыкальные впечатления детей; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера; вызывать стремление к элементарному творчеству в передаче характера музыки, ритмов, мелодических фраз.
Развитие слухового восприятия
Расширять задания, связанные с различением характера музыки и средств ее выразительности; использовать грамзапись.
Учить:
двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки: маршевым, плясовым, спокойным, веселым, узнавать марш, знакомую пляску, реагируя движением;
реагировать сменой движений на изменение темпа (быстрого, медленного) и силы звука (громко — тихо) в пьесах двухчастной формы;
соотносить высоту звучания инструментов детского оркестра с клавиатурой регистров фортепиано;
различать высокий и низкий регистры, реагируя сменой движений (например, мяч вверх — мяч вниз) на звучание одной и той же пьесы в заданных регистрах.
Развитие голоса
Учить детей владеть низким, средним и высоким регистрами своего голоса в звукоподражательных упражнениях: дон — большой колокол, дан — колокол поменьше, динь — колокольчик; мяу — кот, мяу — кошка, мяу — котенок.
Укреплять позицию среднего голоса.
Формировать плавное, протяжное ведение голоса в звукоподражательных упражнениях для высокого и низкого голоса: баю — кукла спит и баю — мишка спит, топ-топ — кукла идет и топ-топ — мишка идет, ля-ля — кукла поет и ля-ля — мишка поет.
Учить детей протяжному, плавному ведению голоса в песнях; способствовать формированию умения повышать и понижать голос в некоторых фразах, подражая интонациям взрослого. Примеры песен: «Кошечка», музыка В. Витлина; «Зайка», рус. нар. мелодия; «Баю-бай», музыка М. Красева.
Укреплять зону речевого голоса в ритмодекламациях. Учить различать задания: Пой песенку. Говори в ритме музыки.