Исследование объема внимания
Цель. Выявление объема внимания.
Инструкция. Испытуемому кратковременно, обычно в течение до I секунды, предъявляют последовательно 8 карточек с изображением 2-9 точек. Каждая карточка экспонируется дважды, после этого испытуемый в течение 10-15 секунд на бланке отмечает расположение точек.
| | ||||||||||||
| | ||||||||||||
| | | | ||||||||||
|
| | | | ||||||||||
| | | | | |||||||||
| | | | | | ||||||||
|
| | | ||||||
| | | | | ||||
| | | ||||||
| | | | |
Анализ результатов. Учитывается количество правильно отмеченных точек.
I. 3 точки на двух карточках
II. 4 точки на двух карточках
III. 6 точек на мух карточках
IV. 9 точек на двух карточках
V. 10 точек на двух карточках
VI. 10 точек на двух карточках
VII. 13 точек на двух карточках
VIII. 15 точек на двух карточках
IХ. 16 точек на двух карточках
Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, V11I, IX — о боль-шом объеме, промежуточные — о среднем.
Примечание. Объем внимания — это количество элементов, одновременно воспринимаемых за один акт восприятии. При зрительной экспозиции объектов в течение до 1 секунды человек может воспринять 5-9 отдельных элементов.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Инструкции испытуемым: По сигналу экспериментатора испытуемые должны с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных друг под другом двумя чередующимися способами. Работая по первому способу Вы должны, сложив два числа, написанных друг под другом, единицы суммы писать рядом с верхним числом, а верхнее из двух предыдущих слагаемых снести вниз. Например:
3 8
5 3 и т.д.
По второму способу сумму сложенных чисел записывают рядом с нижним числом, а нижнее из предыдущих слагаемых переносит ввеpx. Например:
3 5
5 8 и т.д.
Первый и второй способы отличаются формой записи слагаемых и их суммы. Способы работы меняются через каждую минуту. Вы должны запомнить правила работы по каждому из способов и не допускать путаницы при их применении. Кроме того, Вы должны запомнить и применять правила, касающиеся как первого, так и второго способа работы:
1) если сумма двух слагаемых больше 10, то цифра, обозначающая десятки отбрасывается, записываются только единицы полученного числа;
2) при переходе на новую строчку переписывать последнюю пару слагаемых нельзя, нужно писать следующую, новую пару слагаемых;
3) при переходе на новый способ работы также нельзя переписывать последнюю пару слагаемых, записывать числа нужно по правилам данного способа работы. При переходе от одного способа сложения к другому дается команда 'Черта! Второй способ! Вы должны поставить в строчке вертикальную черту и продолжить работу по второму способу. Аналогично, по команде "Черта! Первый способ!" вы ставите вертикальную черту и переходите к первому способу. Так будет продолжаться несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, без ошибок. Если возникает затруднение, постарайтесь проверить Себя, найти ошибку и продолжать работу. Напишите вверху 7, а внизу 8. Первый способ! Начали работу! Экспериментатор включает секундомер и в конце первой минуты говорит "Черта! Второй способ!" Важно при этом не перепугать команды. Поэтому удобно на листе бумаги написать I - 2 - 1 – 2 и т.д. в начале каждой минуты зачеркивая одну из цифр, соответствующую способу выполнения. В конце десятой минуты дается последняя команда: 'Черта, работа окончена". Во время работы необходимо следить за испытуемыми, если у кого-то из них появится ряд типа:
5 0 5
0 5 0 надо немедленно дать ему два любых
однозначных числа, одно из которых нечетное. В качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания рекомендуют 8 и 7; 9 и 2; 3 и 2; 9 и 5; 5 и 3; 5 и 8; 9 и 9; 6 и 9; 9 и 4, которые при отсутствии ошибок дают повторение ряда через 60 сложений. Для облегчения обработки целесообразнее всегда давать одни и те же числа. Обработка и оценка материалов исследования.
Проверку можно облегчить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих цифр в горизонтальном ряду равна третьему числу, стоящему после них. Эта закономерность проявляется вплоть до вертикальной черты, обозначающей переход на новый способ работы. После черты подсчет слагаемых начинается сначала. Подсчитав количество сложений и ошибок в процессе выполнения испытуемым заданна, вычисляется средняя скорость работы испытуемого.
Встречаются два вида ошибок — ошибки переключения внимания и ошибки в сложении. К первому классу относятся: непроизвольное продолжение работы по первому способу, несмотря на сигнал о его отмене, самостоятельное (без команды) переключение на другой способ работы, многократное смешение способов, искажение способа. Последнее проявляется так: запись суммы слагаемых не на том месте, которое указано в инструкции; перенос из предыдущей пары не того слагаемого, которое указано в инструкции; запись переносимого из предыдущей пары слагаемого не на том месте, которое указано в инструкции. Подсчитывается все количество ошибок на переключение и количество групп операций, в которых нет ошибок на переключение. Одна группа — это совокупность операций, выполненных за I мин. работы одним из способов.
Вторая разновидность ошибок имеет место при неправильном сложении чисел или подстановке случайных чисел вместо требуемых. Бывает, когда одну и ту же ошибку испытуемый допускает постоянно, например, сумма 5 и 6 воспроизводится как 13. Ошибка, допускаемая несколько раз засчитывается как одна.
Кроме того, подсчитывается скорость работы. Среднее количество операций, выполненных за минуту в условиях переключения показывает производительность испытуемого в условиях частого переключения с одного вида работы на другой. Обозначается Ё. Показатель Е свидетельствует также о подвижности психических процессов. Среднее количество операций за 1 мин выполненных н тренировочной серии перед основным экспериментом, когда испытуемому объясняют способ работы и он пробует сделать то, что требуется обозначают е. Этот показатель характеризует его производительность без переключений. Тренировка длится 4 мин.
Степень переключаемости определяют как отношение Е к е, обозначают К.
Шкала оценок степени переключаемости внимания старшеклассников
К | Q степень переключаемости |
0.33-0.79 | 1 низкая |
0.80-0.90 | 2 средняя |
0.91-1.00 | 3 высокая |
1.01-1.33 | 4 очень высокая |
Шкала оценок психических процессов
(или производительности работы) старшеклассников
в условиях переключения внимания.
Е | Q уровни проявления подвижности |
4.7-11.6 4.7-8.8 8.9-10.5 10.6-11.6 | 1 низкий |
11.7-14.7 11.7-12.8 12.9-13.6 13.7-14.7 | 2 средний |
14.8-17.9 14.8-15.4 15.5-16.5 | 3 высокий |
18.0-27.2 18.0-18.9 19.0-20.9 21.0-27.2 | 4 очень высокий |
Уровень проявления устойчивости переключения внимания – оценка, представляющая собой интегративный показатель переключения внимания, который учитывает и соединяет в себе и скорость и качество работы в условиях переключения. Вычисляется по формуле:
К=0.1 (Е-Мос) (10-11он)
Где К – коэффициент проявления устойчивости переключения внимания; Е - величина, характеризующая производительность работы в условиях переключения внимания;
Мос – среднеарифметическое число ошибок за 1 мин. (количество ошибок сложения, деленное на 10);
Нон – количество групп операций, в которых допущены ошибки переключения.
Шкала оценок устойчивости переключения
внимания старшеклассников.
К | Q уровни проявления |
0.54-8.39 | 1 низкий |
8.40-12.53 | 2 средний |
12.54-16.18 | 3 высокий |
16.19-25.02 | 4 очень высокий |
В шкале подвижности психических процессов каждый уровень содержит три
подуровня, которые используют в случае необходимости более тонкой дифференциации (т.е. шкала может быть превращена из четырехбальной в двенадцатибальную). Аналогично можно выделить подуровни в шкале устойчивости переключении внимания.
Низкий: I) 0.54 - 4.75; 2) 4.76- 6.71; 3) 6.72 - 8.39.
Средней: 1) 8.49-10.03; 2) 10,04 - 11.56; 3) 11.57 - 12.53.
Высокий: 1) 12,54 - 13.49; 2) 13.50 - 14.65; 3) 14.66 -16.18.
Очень высокий: 1) 16.19 - 17.83; 2) 17,84 - 19,56; 3) 19.57 -25.02.