Тема 1. Фотоколориметрия
Институт агротехнологий, почвоведения и экологии
Кафедра почвоведения и агрохимии им. Л.Н. Александровой
«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА»
Методические указания
По решению типовых задач к лабораторным занятиям по физико-химическим методам анализа
Для студентов обучающихся по направлению подготовки
Агрохимия и агропочвоведение»
Санкт-Петербург
УДК 631.4
Шабанов М.В. Методические указания по решению типовых задач к лабораторным занятиям по дисциплине «Физико-химическим методам анализа»- СПб.: СПбГАУ. 2014. – 32 с
Рецензент: к.с.-х.н, профессор каф. экологии и физиологии растений С.П. Мельников, к.х.н, заведующий кафедрой химии СПбГАУ В.В. Порсев
Методические указания предназначены для оказания студентам помощи по решению типовых задач по дисциплине «Физико-химические методы анализа». Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки 110100.62 «Агрохимия и агропочвоведение» и др. нормативных документов.
Рекомендовано к печати Методическим советом СПбГАУ,
протокол № от 2015 года.
Ó Шабанов М.В., 2015
Ó ФГБОУ ВПО СПбГАУ, 2015
Введение
Цель дисциплины «Физико-химические методы анализа»в подготовке бакалавра состоит в том, чтобы дать студентам теоретические знания, формирующие представление о современных методах анализа вещества и для выполнения в будущем основных профессиональных задач в соответствии с квалификацией; проведение научных исследований, обработка результатов экспериментальных исследований, научно-производственная, педагогическая деятельность, осуществление мероприятий по контролю состояния и охране окружающей среды.
Задачами дисциплины являются изучение:
§ закономерностей физических и физико-химических процессов, приводящих к получению аналитических сигналов;
§ характеристик важнейших спектральных и электрохимических методов, используемых для анализа объектов окружающей среды;
§ принципа действия приборов, используемых в физико-химическом анализе;
§ приемов работы с наиболее распространенными приборами.
Данный курс опирается на знания по физике, математике (природа электромагнитного излучения, типы взаимодействия его с матрицей, техника спектрального эксперимента, приемы математического анализа). Для успешного применения ряда физических методов необходимо знание основ неорганической и аналитической химии (основные определения и фундаментальные понятия, теория строения молекул).
Полученные студентами знания необходимы при изучении специальных курсов: «Агрохимия», «Инструментальные методы анализов», «Охрана окружающей среды», «Методы почвенных исследований».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1) знать физическую теорию современных методов исследования, технику и методики проведения экспериментов (ПК-1);
В процессе освоения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
§ способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
§ готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-20);
§ способность к проведению почвенных, агрохимических и агроэкологических научных исследований согласно утвержденным методикам (ПК-21);
§ способность к лабораторному анализу образцов, удобрений и растений (ПК-22);
§ способность к обобщению и статистической обработке результатов опыта, формулированию выводов (ПК-23).
В процессе освоения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции:
§ владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
§ готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
§ стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);
В результате изучения дисциплины студент должен;
Знать:
- фундаментальные свойства и общие закономерности, на которых основано развитие тех или иных родственных методов;
- методы химической идентификации веществ.
Уметь:
- выбрать метод или совокупность нескольких методов, наиболее подходящих в данных обстоятельствах, дающих наибольшую информацию.
Владеть:
- навыками работы на измерительных приборах;
- навыками интерпретации полученных данных.
Оглавление
Введение | ||
Фотоколориметрия | ||
Электродвижущие силы гальванических элементов. Потенциометрия | ||
Кондуктометрия | ||
Электролиз. Инверсионная вольтамперометрия | ||
Ионнообменняе смолы | ||
Литература |
Данное методическое пособие является продолжением методических указания по выполнению лабораторных работ по ФХМА с целью закрепления практического и теоретического материала. Для успешного решения типовых задач необходимы знания по неорганической химии (разделы концентрация и электрохимия).
Тема 1. Фотоколориметрия
Пример 1. Сколько грамм NaCl необходимо взять, чтобы приготовить 1 литр раствора с концентрацией Na 1 г/л.
Для решения подобной задачи, необходимо составить пропорцию используя молярные массы веществ;
Исходя из пропорции получаем;
Соответственно, чтобы получить концентрацию Na+ 1,0 г/л, необходимо взять навеску массой 2,5421 г. и растворить в 1 л. воды.
Зная молярную масс и количество вещества, можно найти число моль вещества в 1 л раствора:
Пример 2. Сколько мл такого раствора (концентрация ) надо взять, чтобы при разбавлении в колбе на 250 мл он содержал
По формуле:
где: полученная концентрация после разбавления; исходная концентрация; объем пипетки; объем мерной колбы.
Так как мы ищем объем, получаем;
Таким образом, чтобы получить раствор с концентрацией в колбе на 250 мл, необходимо взять исходного раствора ( ) 10 мл.
Пример 3. Найти минимальную концентрацию, для фотоколориметрии при определении палладия (II) с диметилглиоксимом. Молярный коэффициент светопогащения палладия с диметилглиоксимом
Решение по формуле
где: А – минимальная оптическая плотность для фотоколориметров (она составляет ), - молярный коэффициент светопогашения , l – длина кюветы, см.
Итак, минимальная концентрация для фотоколориметра, которую можно определить составляет
Задачи
Задача 1. Сколько грамм вещества надо взять (2 столбик), чтобы приготовить раствор с концентрацией моль/л элемента (3 столбик) для спектрометрии.
Задача 2.Сколько мл, такого раствора надо взять, чтобы при разбавлении в колбе на 50 мл он содержал заданную концентрацию. Результаты выразить в г/л и в моль/л вещества.
№ | Название вещества | С, моль/л | Определя-емый элемент | С, моль/л | ||||
KAl(SO4)2∙12H2O | 0,037 | Al3+ | 0,74∙10-3 | 0,22∙10-2 | 0,37∙10-2 | 0,40∙10-2 | 0,59∙10-2 | |
KAl(SO4)2∙12H2O | 0,018 | Al3+ | 0,37∙10-3 | 0,14∙10-2 | 0,29∙10-2 | 0,55∙10-2 | 0,74∙10-2 | |
KAl(SO4)2∙12H2O | 0,007 | Al3+ | 0,14∙10-2 | 0,22∙10-2 | 0,29∙10-2 | 0,37∙10-2 | 0,59∙10-2 | |
KAl(SO4)2∙12H2O | 0,009 | Al3+ | 0,18∙10-3 | 0,37∙10-3 | 0,12∙10-2 | 0,27∙10-2 | 0,37∙10-2 | |
SiO2 | 0,0035 | Si4+ | 0,70∙10-4 | 0,28∙10-3 | 0,35∙10-3 | 0,71∙10-3 | 1∙10-3 | |
CdCl2 | 0,0088 | Cd2+ | 0,17∙10-3 | 0,88∙10-3 | 0,17∙10-2 | 0,26∙10-2 | 0,35∙10-2 | |
CuSO4∙5H2O | 0,015 | Cu2+ | 0,63∙10-3 | 0,15∙10-2 | 0,47∙10-2 | 0,62∙10-2 | 0,78∙10-2 | |
CuSO4∙5H2O | 0,0015 | Cu2+ | 0,31∙10-4 | 0,12∙10-3 | 0,40∙10-3 | 0,60∙10-3 | 0,62∙10-3 | |
CuSO4∙5H2O | 0,007 | Cu2+ | 0,78∙10-3 | 0,15∙10-2 | 0,13∙10-2 | 0,31∙10-2 | 0,39∙10-2 | |
FeNH4(SO4)2∙12H2O | 0,018 | Fe2+ | 0,35∙10-3 | 0,71∙10-3 | 0,17∙10-2 | 0,35∙10-2 | 0,53∙10-2 | |
FeNH4(SO4)2∙12H2O | 0,0035 | Fe2+ | 0,14∙10-3 | 0,71∙10-3 | 0,1∙10-2 | 0,14∙10-2 | 0,18∙10-2 | |
FeSO4∙(NH4)2SO4∙12H2O | 0,018 | Fe2+ | 0,14∙10-2 | 0,21∙10-2 | 0,28∙10-2 | 0,42∙10-2 | 0,64∙10-2 | |
KMnO4 | 0,018 | Mn7+ | 0,36∙10-3 | 0,72∙10-3 | 0,18∙10-2 | 0,36∙10-2 | 0,54∙10-2 | |
MnSO4 | 0,018 | Mn2+ | 0,14∙10-2 | 0,22∙10-2 | 0,29∙10-2 | 0,43∙10-3 | 0,65∙10-2 | |
MnSO4 | 0,0036 | Mn2+ | 0,36∙10-3 | 0,72∙10-3 | 0,11∙10-2 | 0,14∙10-2 | 0,18∙10-2 | |
(NH4)2 NiSO4∙6H2O | 0,017 | Ni2+ | 0,34∙10-3 | 0,68∙10-3 | 0,13∙10-2 | 0,20∙10-2 | 0,27∙10-2 | |
NiSO4 | 0,017 | Ni2+ | 0,17∙10-2 | 0,40∙10-2 | 0,51∙10-2 | 0,68∙10-2 | 0,85∙10-2 | |
Pb(NO3)2 | 0,0048 | Pb2+ | 0,96∙10-4 | 0,48∙10-3 | 0,11∙10-2 | 0,14∙10-2 | 0,24∙10-2 | |
ZnSO4∙7H2O | 0,015 | Zn2+ | 0,61∙10-3 | 0,30∙10-2 | 0,45∙10-2 | 0,61∙10-2 | 0,76∙10-2 | |
SeO2 | 0,012 | Se4+ | 0,25∙10-3 | 0,50∙10-3 | 0,10∙10-2 | 0,15∙10-2 | 0,25∙10-2 | |
K2SO4 | 0,031 | S6+ | 0,62∙10-3 | 0,12∙10-2 | 0,31∙10-2 | 0,62∙10-2 | 0,93∙10-2 | |
Sn | 0,0084 | Sn2+ | 0,16∙10-3 | 0,34∙10-3 | 0,84∙10-3 | 0,17∙10-2 | 0,25∙10-2 | |
Sn | 0,0042 | Sn2+ | 0,84∙10-4 | 0,17∙10-3 | 0,42∙10-3 | 0,84∙10-3 | 0,25∙10-3 | |
H4TiO4 | 0,021 | Ti4+ | 0,42∙10-3 | 0,83∙10-3 | 0,21∙10-2 | 0,42∙10-2 | 0,62∙10-2 | |
KH2PO4 | 0,064 | P5+ | 0,13∙10-3 | 0,26∙10-3 | 0,64∙10-3 | 0,13∙10-2 | 0,26∙10-2 |
Задача 3.Молярный коэффициент поглощения комплекса в растворе при длине волны составляет см. табл. Кювета 1 см, Аmin=0,01. Рассчитать минимальную концентрацию, которую можно определить.
№ | Элемент | Комплекс | ε л∙моль-1∙см-1 | λ, нм |
Al3+ | Алюминон | |||
Al3+ | Ксиленоловый оранжевый | |||
Al3+ | 8-Оксихинолин | |||
Al3+ | Эриохромцианин | |||
Si4+ | Молибдат аммония | |||
Cd2+ | Дитизон | |||
Cu2+ | Дитизон | |||
Cu2+ | Диэтилдитиокарбомат | |||
Cu2+ | Аммиак | |||
Fe2+ | αα-дипиридил | |||
Fe2+ | 1.10 фенантролин | |||
Fe2+ | Сульфосалициловая кислота | |||
Mn7+ | Сульфосалициловая (желт. комплекс) | |||
Mn2+ | Персульфат аммония | |||
Mn2+ | Формальдоксим | |||
Ni2+ | Диэтилдитиокарбомат | |||
Ni2+ | Диметилглиоксим | |||
Pb2+ | α-фурилдиоксим | |||
Zn2+ | α-фурилдиоксим | |||
Se4+ | Дитизон | |||
S6+ | Дитизон | |||
Sn2+ | 3.3. диаминобензидин | |||
Sn2+ | Метиленовый голубой | |||
Ti4+ | Фенилфлуорон | |||
P5+ | Дитиол |