Философия позитивизма
30-90-е годы ХIХ века характеризуются интенсивным развитием науки, причем основной тон задают точные науки – математика, геометрия, физика. Вместе с тем, значительных успехов достигает химия, биология, медицина. Этот зримый прогресс науки служит установлению за ней репутации гаранта достоверности знания. В 30-е годы формируется философское направление, в полной мере выражающее закономерный для той ситуации оптимизм по поводу возможностей науки, как в познании мира, так и в решении человеческих проблем. Это направление получило название позитивизм. Разнообразие идей, высказанных в рамках позитивизма снимается общей верой в бесконечные возможности науки и связанными с ней претензиями на сферу философского мышления, которое должно быть подчинено науке или же оставлено в прошлом за ненадобностью.
Основателем позитивизма является французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Доктрина Конта раскрывается в свете выдвинутого им закона трех стадий. Согласно этому закону, человечество (как и сознание отдельного человека) проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. На теологической стадии все явления рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов (сил). На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (намек на гегелевскую метафизику). На третьей – позитивной – стадии берут верх трезвые, прагматические устремления, человек отказывается от объяснения необъяснимого, трансцендентного, переходя к получению твердого, надежного знания об окружающем мире (которое доставляет наука). Позитивную науку (которой, с небольшими оговорками, тождественна философия) отличает стремление к выявлению законов, которыми управляется окружающая человека действительность, метафизические же проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми и даже бессмысленными.
Конт говорит, что теологические и метафизические методы уже никого не увлекают, разве что в сфере социальных явлений. И потому насущной задачей становится основание позитивной науки об обществе, которую Конт называет социологией. Как физика устанавливает законы природных феноменов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов. Конт делит социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия, одинаковые для обществ любой эпохи, социальная динамика – законы развития общества, главные из которых – закон трех стадий и закон прогресса.
Основание социологии позволяет Конту построить свою классификацию наук. Положив математику в основу, Конт расположил науки по порядку усложнения: астрономия, физика, химия, биология, социология. Более сложные науки в этой иерархии основаны на менее сложных. Это, однако, не означает редуцируемости высших к низшим. Каждая имеет свои автономные законы. В классификации не упомянута философия. Философия – не совокупность наук, ее задача – «точное определение духа каждой из них, открытие их связей и отношений, суммирование принципов в соответствии с позитивным методом». Таким образом, философия сводится к общей методологии наук. Она – «истинно рациональное средство, делающее очевидными логические законы человеческого духа». Эта «честь» оказываемая философии не лишена подвоха: философия здесь лишается, по сути, своего исконного предмета.
Наряду с Контом крупнейшими представителями позитивизма являются английские философы Джон Стюарт Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Милль, продолжая традиции английского эмпиризма, развивает его в позитивизм. Единственным источником познания им признается опыт, единственно допустимым приемом познания – индукция. Милль дает свою классификацию наук со специфически позитивистским стремлением подчинить и уподобить историческое, гуманитарное знание естественнонаучному. Милль, в соответствии с духом позитивистской философии, развивает концепцию утилитаризма (основатель утилитаризма – английский мыслитель Иеремия Бентам (1738-1832)), развертывая ее прежде всего в сфере моральной теории. Принцип пользы (утилитарности) утверждает, говорит Милль, что действия являются правильными в той пропорции, в какой способствуют счастью, и неправильными в той пропорции, в которой отвращают от счастья. Счастье желательно, и доказательство этого состоит в том, что люди действительно желают его: каждое доброе дело человека – счастье для этого человека и общее счастье.
Заметную роль в развитии позитивистской доктрины сыграл Спенсер. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, управляющего миром. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюции). Развитие подчиняется закону сохранения силы и материи и является накоплением вещества при одновременном рассеивании движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности). Разрушение есть обратная сторона любого развития. Оно заключается в поглощении движения и сопровождающем его распадении на составные части соответствующих образований. Поскольку в универсуме господствуют антагонистические силы, то он должен вечно следовать этому ритму развития и разрушения.
Позитивизм стал общеевропейским явлением и приобрел сторонников во всех странах, однако, едва ли не больше было тех, кто критиковал «одномерность» позитивистского мышления. Программа позитивной философии оказалась во многом нереализуемой и ошибочной, последующее развитие науки привело к необходимости ее радикального пересмотра. Однако очередные успехи науки вновь неоднократно поднимали позитивистскую волну, на чем мы еще остановимся в дальнейшем.