Развитие системы образования
Версия 20 января 2013
Оглавление
Математика в современном мире и в России.................................................................................. 3
Развитие системы образования....................................................................................................... 3
Цели математического образования и его перспективы................................................................. 5
Проект системы математического образования.............................................................................. 6
Педагог-математик....................................................................................................................... 6
Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования........... 7
Общественная миссия математика-профессионала.................................................................... 8
Приложение в математическом образовании научного знания в области педагогики и психологии 8
Математика в общем образовании.............................................................................................. 9
Математика, как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Математическое просвещение.................................................................................................. 10
Математика в среднем профессиональном и высшем образовании......................................... 11
Подготовка педагогов для дошкольного и начального образования.................................... 11
Подготовка учителей математики.......................................................................................... 11
Дополнительное профессиональное образования педагогов-математиков........................ 12
Математический бакалавриат................................................................................................ 13
Математическая магистратура............................................................................................... 13
Математический компонент в нематематических направлениях подготовки..................... 14
Аттестация кадров и аккредитация институтов...................................................................... 14
Управление содержанием математического образования........................................................ 15
Мероприятия................................................................................................................................. 16
Усиление кадрового потенциала............................................................................................... 16
Укрепление и расширение институтов математического образования..................................... 17
Модернизация содержания и методов математического образования.................................... 18
Массовая и профессиональная информационная математическая среда................................. 20
Риски и способы их снижения........................................................................................................ 20
Риск экстенсивного развития...................................................................................................... 20
Риск регресса и консервации...................................................................................................... 21
Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества.................................. 21
Риск несоответствия квалификации преподавателя новым образовательным задачам........... 21
Риск нивелирования лучших общеобразовательных практик................................................... 22
Риск принятия решений о содержании образования, исходя из не ключевых мотивов............ 22
Риск невостребованности результатов образования................................................................. 22
Риск некорректного использования индикаторов..................................................................... 23
Индикаторы результата................................................................................................................. 23
Механизмы и регламенты измерений....................................................................................... 23
Математика в современном мире и в России
Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехтысячелетней историей.
Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью.
Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке (и имеет для этого, при должных вложениях, наибольшие шансы среди всех отраслей науки).
Математическая компетентность в разных формах должна быть повышена во всех категориях населения. Эту компетентность в обществе можно представить в виде пирамиды, в вершине которой находится небольшая группа профессионалов, включенных в создание ключевых элементов современной мировой математики, а в основании находится вся масса населения, для которой математическая грамотность является обязательным элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. Слои этой пирамиды взаимно необходимы.
Математика может стать национальной идеей России XXI века и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы).
Развитие системы образования
Ряд принципиальных вопросов, относящихся к развитию математического образования, не может быть решен внутри него и требует обращений к общей проблематике системы образования и развития России. Эти вопросы затронуты в концепции, точка зрения математического сообщества на них находит отражение в приложениях к концепции. К таким общим вопросам относятся, в частности:
- Общественное осознание и реализация (в том числе – в образовании) приоритетов экономико-социального развития страны, в частности, необходимости научно-технологического, а не чисто «сырьевого» пути. Восстановление авторитета образованности и образования как ценности и блага.
- Воспитание, в частности «воспитание математикой» (интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого).
- Индивидуальный подход к здоровью каждого, пересмотр норм и ограничений «для всех».
- Переосмысление роли образования в обществе, сопровождаемое в частности, отказом от обедняющего, одностороннего термина «услуга» по отношению к образованию.
- Отражение в образовательном укладе, образовательной мотивации и образовательной дисциплине современного состояния общества.
- Прозрачность образовательного процесса, в частности, за счет современных информационных технологий, сокращение запросов от органов управления и отчетов перед ними
- Честность, реалистичность (сокращение разрыва между тем, что формально предлагается учащемуся и «официально» считается, что он освоил, и реальностью)
- Индивидуализация, в частности оценка и анализ не только «абсолютных» результатов, но и индивидуальных достижений
- Доступность образования, в частности, обеспечение бесплатного (начиная с общественно-приоритетных направлений) дополнительного образования ребенка в том объеме, в котором он его хочет и может освоить, в том числе – с применением дистанционных образовательных технологий.
- Обновление педагогических кадров в современных условиях, когда работа в сфере образования все еще не ощущается как престижная в общественном сознании, но привлекательна и для учителя и для преподавателя, ведущего обучение будущих и сегодняшних педагогов. Эта ситуация может приводить к закреплению в системе образования кадров снижающейся квалификации.
- Обеспечение наилучших условий для работы талантливой молодежи на благо России в условиях участия страны в процессе глобализации. В частности, обеспечение материальной привлекательности преподавательской деятельности в ведущих университетах уже за счет базовой заработной платы.
- Широкое распространение по всей стране деятельности в области культуры, науки и образования, сегодня зачастую сосредоточенной в малом количестве городов и субъектов Российской Федерации.
- Государственная поддержка зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обучающихся в вузах России, международных образовательных программ и мероприятий (олимпиад, конкурсов) на русском языке.
- Использование мировых образовательных ресурсов и аттестационных процедур, в том числе – дистанционных курсов в сочетании с отечественным педагогическим потенциалом.
Решения, найденные в математическом образовании, могут получить распространение в других сферах.