Развитие системы образования

Версия 20 января 2013

Оглавление

Математика в современном мире и в России.................................................................................. 3

Развитие системы образования....................................................................................................... 3

Цели математического образования и его перспективы................................................................. 5

Проект системы математического образования.............................................................................. 6

Педагог-математик....................................................................................................................... 6

Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования........... 7

Общественная миссия математика-профессионала.................................................................... 8

Приложение в математическом образовании научного знания в области педагогики и психологии 8

Математика в общем образовании.............................................................................................. 9

Математика, как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Математическое просвещение.................................................................................................. 10

Математика в среднем профессиональном и высшем образовании......................................... 11

Подготовка педагогов для дошкольного и начального образования.................................... 11

Подготовка учителей математики.......................................................................................... 11

Дополнительное профессиональное образования педагогов-математиков........................ 12

Математический бакалавриат................................................................................................ 13

Математическая магистратура............................................................................................... 13

Математический компонент в нематематических направлениях подготовки..................... 14

Аттестация кадров и аккредитация институтов...................................................................... 14

Управление содержанием математического образования........................................................ 15

Мероприятия................................................................................................................................. 16

Усиление кадрового потенциала............................................................................................... 16

Укрепление и расширение институтов математического образования..................................... 17

Модернизация содержания и методов математического образования.................................... 18

Массовая и профессиональная информационная математическая среда................................. 20

Риски и способы их снижения........................................................................................................ 20

Риск экстенсивного развития...................................................................................................... 20

Риск регресса и консервации...................................................................................................... 21

Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества.................................. 21

Риск несоответствия квалификации преподавателя новым образовательным задачам........... 21

Риск нивелирования лучших общеобразовательных практик................................................... 22

Риск принятия решений о содержании образования, исходя из не ключевых мотивов............ 22

Риск невостребованности результатов образования................................................................. 22

Риск некорректного использования индикаторов..................................................................... 23

Индикаторы результата................................................................................................................. 23

Механизмы и регламенты измерений....................................................................................... 23

Математика в современном мире и в России

Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехтысячелетней историей.

Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание элементов современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью.

Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, вклад советской математики в оборонный паритет компенсировал отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, сможет обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке (и имеет для этого, при должных вложениях, наибольшие шансы среди всех отраслей науки).

Математическая компетентность в разных формах должна быть повышена во всех категориях населения. Эту компетентность в обществе можно представить в виде пирамиды, в вершине которой находится небольшая группа профессионалов, включенных в создание ключевых элементов современной мировой математики, а в основании находится вся масса населения, для которой математическая грамотность является обязательным элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. Слои этой пирамиды взаимно необходимы.

Математика может стать национальной идеей России XXI века и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы).

Развитие системы образования

Ряд принципиальных вопросов, относящихся к развитию математического образования, не может быть решен внутри него и требует обращений к общей проблематике системы образования и развития России. Эти вопросы затронуты в концепции, точка зрения математического сообщества на них находит отражение в приложениях к концепции. К таким общим вопросам относятся, в частности:

  • Общественное осознание и реализация (в том числе – в образовании) приоритетов экономико-социального развития страны, в частности, необходимости научно-технологического, а не чисто «сырьевого» пути. Восстановление авторитета образованности и образования как ценности и блага.
  • Воспитание, в частности «воспитание математикой» (интеллектуальная честность, умение выразить свою точку зрения и готовность понять другого).
  • Индивидуальный подход к здоровью каждого, пересмотр норм и ограничений «для всех».
  • Переосмысление роли образования в обществе, сопровождаемое в частности, отказом от обедняющего, одностороннего термина «услуга» по отношению к образованию.
  • Отражение в образовательном укладе, образовательной мотивации и образовательной дисциплине современного состояния общества.
  • Прозрачность образовательного процесса, в частности, за счет современных информационных технологий, сокращение запросов от органов управления и отчетов перед ними
  • Честность, реалистичность (сокращение разрыва между тем, что формально предлагается учащемуся и «официально» считается, что он освоил, и реальностью)
  • Индивидуализация, в частности оценка и анализ не только «абсолютных» результатов, но и индивидуальных достижений
  • Доступность образования, в частности, обеспечение бесплатного (начиная с общественно-приоритетных направлений) дополнительного образования ребенка в том объеме, в котором он его хочет и может освоить, в том числе – с применением дистанционных образовательных технологий.
  • Обновление педагогических кадров в современных условиях, когда работа в сфере образования все еще не ощущается как престижная в общественном сознании, но привлекательна и для учителя и для преподавателя, ведущего обучение будущих и сегодняшних педагогов. Эта ситуация может приводить к закреплению в системе образования кадров снижающейся квалификации.
  • Обеспечение наилучших условий для работы талантливой молодежи на благо России в условиях участия страны в процессе глобализации. В частности, обеспечение материальной привлекательности преподавательской деятельности в ведущих университетах уже за счет базовой заработной платы.
  • Широкое распространение по всей стране деятельности в области культуры, науки и образования, сегодня зачастую сосредоточенной в малом количестве городов и субъектов Российской Федерации.
  • Государственная поддержка зарубежных соотечественников и иностранных граждан, обучающихся в вузах России, международных образовательных программ и мероприятий (олимпиад, конкурсов) на русском языке.
  • Использование мировых образовательных ресурсов и аттестационных процедур, в том числе – дистанционных курсов в сочетании с отечественным педагогическим потенциалом.

Решения, найденные в математическом образовании, могут получить распространение в других сферах.

Наши рекомендации