Перечень аудиторных занятий
Введение
Настоящие учебно- методическое пособие составлено на основании программы по аналитической химии к ФГОС среднего профессионального образования по специальности 060301 «Фармация» и рабочей программы.
Аналитическая химия – это базисная химическая дисциплина, в задачи которой входят обучения студентов теории и практике химического анализа, а также подготовка их к дальнейшему изучению фармацевтической химии, как специальной дисциплины.
Курс по аналитической химии рассчитан на 172 часа, из них 36 часа – лабораторно – практические занятия.
Аналитическая химия на новой основе углубляет и расширяет химические знания, полученные студентами при изучении неорганической и органической химией.
Традиционно в аналитической химии выделяют три раздела: теоретические основы, качественный и количественный анализы.
В основу качественного анализа может быть положена классификация ионов по кислотно – основному признаку. Этот метод качественного анализа имеет целый ряд преимуществ по сравнению с сероводородным методом, а главное, более прост и безопасен.
В количественном анализе излагаются основы объемного химического анализа, а также дается понятие о физических и физико – химических методах анализа, нашедших широкое применение в фармацевтической практике.
В программе приведен план лабораторно – практических работ, которые позволяют сочетать осмысление и закрепление теоретического материала с отработкой техники химического эксперимента, разбором условий проведения реакций, освоением методов количественного определения, правил и расчетов.
Заканчивается курс итоговым занятием, предусматривающим теоретическое и практическое выполнение индивидуальных заданий.
Требования к результатам обучения
Задача учебной дисциплины – участие в формировании у обучающихся общих и профессиональных компетенций:
ОК1* Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4* Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК1.1 Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы
ПК1.6 Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.1 Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения
ПК 2.2 Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации
ПК 2.3 Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ПК 2.5* Оформлять документы первичного учета.
*перечень компетенций, которые внесены в рабочую программу с целью формирования личности специалиста в соответствии с потребностями практического здравоохранения.
В результате обучения должны знать:
-теоретические основы аналитической химии;
- методы качественного и количественного анализа неорганических и органических веществ, в том числе физико-химические.
В результате обучения должны уметь:
- Проводить качественный и количественный анализ химических веществ, в том числе лекарственных средств.
Содержание рабочей программы
Наименование разделов и тем | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||
1 | 2 | 3 | |||
Введение | Предмет «Аналитической химии», ее значение и задачи. Связь аналитической химии с другими дисциплинами. Объекты аналитического анализа. Методы химического анализа. Основные характеристики методов. | Развитие аналитической химии, вклад русских ученых в развитие аналитической химии. Требования, предъявляемые к анализу веществ. Современные достижения аналитической химии как науки. | |||
Раздел I Теоретические основы | 1.Развитие аналитической химии, вклад русских ученых в развитие аналитической химии. | ||||
Тема 1.1. Растворы. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Кислотно-основное равновесие. Равновесие в гетерогенной системе раствор – осадок. | Способы выражения состава раствора. Химическое равновесие. Закон действующих масс. Константа химического равновесия, способы ее выражения Общие понятия о растворах. Слабые, сильные электролиты. Смещение химического равновесия. Расчет равновесных концентраций. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели. | Растворимость. Равновесие в гетерогенной системе раствор-осадок. Произведение растворимости (ПР). Условия образования и растворения. Дробное осаждение и разделение. Равновесие в растворах кислот и оснований. Влияние pH раствора на диссоциацию кислот и оснований. Факторы, влияющие на растворимость труднорастворимых электролитов | |||
Раздел II Качественный анализ Тема 2.1. Методы качественного анализа. | Реакции, используемые в качественном анализе. Реакции разделения и обнаружения Селективность и специфичность аналитических реакций. Условия выполнения реакций. Чувствительность. Факторы, влияющие на чувствительность. Классификация ионов. Кислотно-основная классификация катионов и анионов. | Реактивы. Частные, специфические, групповые. Методы качественного анализа. Дробный и систематический анализ. | |||
Тема 2.2. Катионы I аналитической группы. Катионы II аналитической группы | Катионы I аналитической группы. Общая характеристика. Свойства катионов натрия, калия, аммония. Реактивы. Применение их соединений в медицине. Катионы II аналитической группы. Общая характеристика. Свойства катионов серебра, свинца (II). Групповой реактив. Его действие. Реактивы. | Условия осаждения ионов калия и натрия в зависимости от концентрации, реакции среды, температуры. Соединений катионов II группы в медицине | |||
Тема 2.3. Катионы III аналитической группы. Катионы IV аналитической группы | Свойства катионов бария, кальция. Общая характеристика. Групповой реактив. Его действие. Реактивы. Значение соединений катионов III группы в медицине. Свойства катионов алюминия, цинка. Общая характеристика. Групповой реактив. Реактивы. Применение соединений в медицине | Понятие о произведении растворимости. Условия осаждения и растворения малорастворимых соединений в соответствии с величинами ПР. Значение и применение гидролиза и амфотерности в открытии и отделении катионов IV группы. | |||
Тема 2.4. Катионы V аналитической группы. Катионы VI аналитической группы | Общая характеристика. Свойства катионов железа (II, III), марганца и магния. Групповой реактив. Применение соединений катионов V аналитической группы в медицине. Общая характеристика катионов VI группы. Свойства катиона меди II. Групповой реактив. Его действие. Применение соединений меди в медицине. | Окислительно-восстановительные реакции и использование их при открытии и анализе катионов V группы. Реакции комплексообразования. Использование их в открытии катионов VI группы. | |||
Тема 2.5. Катионы I-VI аналитических групп. Анализ смеси катионов | Систематический ход анализа катионов 1-VI аналитических групп. | Составление алгоритма анализа смеси катионов 1-VI групп и решение практических ситуаций. | |||
Тема 2.6. Анионы I- III аналитических групп. Итоговое занятие. Анализ неизвестного вещества | Общая характеристика анионов и их классификации. Групповые реактивы на анионы и условия их применения: хлорид бария, нитрат серебра. Групповой реактив и характерные реакции на анионы I группы: сульфат-ион, сульфит-ион, тиосульфат-ион, фосфат-ион, хромат-ион, карбонат-ион, гидрокарбонат-ион, оксалат-ион, борат-ион. Применение соединений в медицине. Групповой реактив и характерные реакции на анионы II группы: хлорид-ион, бромид-ион, иодид-ион, тиоцианат-ион. Применение в медицине. Характерные реакции на анионы III группы: нитрат-ион, нитрит-ион. Ацетат-ион. Применение в медицине. | Анионы окислители, восстановители, индифферентные. Предварительные испытания на присутствие анионов-окислителей и восстановителей. Анализ смеси анионов трех аналитических групп. Анализ неизвестного вещества | |||
Раздел III Количественный анализ | |||||
Тема 3.1. Титриметрические методы анализа | Основные сведения о титриметрическом анализе, особенности и преимущества его. Требования к реакциям. Точка эквивалентности и способы ее фиксации. Индикаторы. Классификация методов. Способы выражения концентрации рабочего раствора. Растворы с молярной концентрацией эквивалента, молярные растворы. Титр и титрованные растворы. Растворы с титром приготовленным и титром установленным. Исходные вещества. Требования к исходным веществам. Понятие о поправочном коэффициенте. Стандарт-титр (фиксаналы). Прямое, обратное титрование и титрование заместителя. Вычисления в титриметрическом методе. | Измерительная посуда: мерные колбы, пипетки, бюретки и другие. | |||
Тема 3.2. Методы кислотно-основного титрования | Основное уравнение метода. Ацидиметрия и алкалиметрия. Рабочие растворы. Стандартные растворы. Индикаторы. Порядок и техника титрования. Расчеты. | Использование метода при анализе лекарственных веществ. Титрование в неводных средах | |||
Тема 3.3. Методы окислительно-восстановительного титрования | Перманганатометрия. Окислительные свойства перманганата калия в зависимости от реакции. Вычисление эквивалента перманганата калия в зависимости от среды. Приготовление раствора перманганата калия. Исходные вещества в методе перманганатометрии. Иодометрия. Химические реакции,лежащие в основе йодометрического метода. Условия хранения рабочих растворов в методе йодометрии. Крахмал как индикатор в йодометрии, его приготовление. Использование метода йодометрии в анализе лекарственных веществ. Метод нитритометрии. Рабочий раствор. Стандартный раствор. Химические реакции, лежащие в основе метода, применение метода. Условия титрования. Способы фиксации точки эквивалентности. Применение в фармацевтическом анализе. Метод броматометрии. Рабочий раствор. Стандартный раствор. Химические реакции, лежащие в основе метода, применение метода. Условия титрования. Способы фиксации точки эквивалентности. Применение в фармацевтическом анализе. | Приготовление раствора щавелевой кислоты. Определение молярной концентрации эквивалента и титра раствора перманганата калия по раствору щавелевой кислоты. Роль среды и температуры при этом. Использование метода для анализа лекарственных веществ. Приготовление рабочих растворов йода и тиосульфата натрия, дихромата калия. | |||
Тема 3.4. Методы осаждения | Аргентометрия 1.метод Мора - титрант, среда, индикатор, переход окраски, основное уравнение реакции, применение в фармацевтическом анализе; 2.метод Фаянса – основное уравнение, условия титрования, использование адсорбционных индикаторов: бромфенолового синего, эозината натрия для определения галогенидов, титрант, среда, индикатор, уравнения реакции, определение точки эквивалентности. 3метод Фольгарда – уравнение метода, условия титрования, индикатор. | 4.Тиоцианометрия Титрант, среда, индикатор, переход окраски, основное уравнение реакции, применение в фармацевтическом анализе; | |||
Тема 3.5. Метод комплексонометрии | Общая характеристика метода комплексонометрии. Требования к реакциям, лежащим в основе метода. Титрант. Способы приготовления и установка титра. Индикаторы. Титрование солей металлов. .Использование метода при анализе лекарственных веществ. | Влияние кислотности растворов (рН). Буферные растворы. | |||
Тема 3.6. Инструментальные методы анализа. Итоговое занятие | Классификация методов. Рефрактометрия. Расчеты. | Обзор оптических, хроматографических и электрохимических методов. | |||
Перечень аудиторных занятий
Лекционные занятия