Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р
Анкетные данные
1.Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Школа, класс.
4. Национальность, родной язык, на каком язы
ке общается в семье.
5. Приходящий или живущий в интернате.
Анамнез •
1. Данные о наличии у родителей и родственни
ков нервно-психических, соматических заболева
ний, речевых нарушений, особенно дислексии и
дисграфии.
2. Протекание у матери беременности в первую
и вторую половину. Выявить, не было ли травм,
резус-конфликта, воздействия химических, фи
зических (особенно облучения) факторов, инфек
ционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа
и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых забо
леваний, болезней печени, почек, токсикоза в пер
вую или во вторую половину беременности, симп
томов угрожающего выкидыша.
3. Протекание родов у матери (в срок, досроч
ные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяж
ные, стремительные, обезвоженные и др.), исполь
зование стимуляции во время родов, ее характер,
длительность родов.
4. Состояние ребенка в момент рождения. На
личие травм во время родов (переломы, кровоиз
лияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), ког
да закричал (сразу, через несколько секунд, через
несколько минут). Наличие врожденных пороков.
Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли
кормить, как сосал.
5. Данные о соматическом, нервно-психическом
и психомоторном развитии ребенка (выписать из
медицинской карты или обследовать ребенка у вра
чей-специалистов).
6. Данные о развитии речи ребенка: время появ
ления гуления, лепета, характер лепета, время по
явления первых слов и фразовой речи; не было ли у
ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграм-матизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.
Состояние звукопроизношения
Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефектную артикуляцию в различных условиях:
— при изолированном произношении звуков;
— в слогах: открытых, закрытых, простых и со
стечением согласных;
— в начале, середине и конце слов;
— во фразах;
— в тексте.
В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чисто-говорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.
Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука Р
1. Исследование произношения звука Р в слогах. Повторение слогов:
ДОР ТРА АТР
РА |
АР
РО | ОР | ЗАР | ДРО | ОДР |
РУ | УР | ГУР | ГРУ | УТР |
РЫ | ИР | ВЫР | КРЫ | ЫДР |
РЭ | ЮР | ЛИР | МРЭ | ИМР |
2. Исследование произношения звука Р в словах.
Называние предметных картинок.
Предлагаются картинки, в названии которых
:шук произносится в начале, середине и конце слова, при этом звук находится в различных фонетических условиях.
Примерные картинки:
рак роза рука рыба
горы карандаш ведро люстра
тигр костёр помидор светофор
3. Исследование произношения звуков во фра
зах.
Логопед предлагает придумать предложение по картинке или повторить предложение. Например:
В саду выросла черная смородина. Строители построили красивый дом. Рома раскрашивает картинку разноцветными карандашами.
Повторение скороговорок.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Карл у Клары украл кораллы.
На дворе трава, на траве дрова.
4. Исследование произношения звука Р в тек
сте.
Чтение стихотворного текста (по программе 2 класса). Например:
ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ
Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь — туман. А поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый, И в серебре лесных озер Еще стройней его колонны, Еще свежее сосен кроны
Пересказ текста. Например: РЫСЬ В темном лесу, у лесной тропинки залег зверь. Это рысь — кошка ростом с большую собаку. Хвост у нее короткий, уши с кисточками, шкура в пят- |
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?
(Н. А. Некрасов)
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой.
С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
(А. Фет)
нышках. Лежит рысь на толстом суку и ждет. Не ходи под этим деревом — попадешь в ее когти. Она
с дерева так и бросится на добычу.
(Е. Чарушин)
ЖУРАВЛЬ
Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: курлы, курлы!
Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил журка крылья и ногами стал притоптывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.
(Е. Чарушин)
Поскольку у учеников массовой школы нарушается произношение артикуляторно сложных звуков, у них прежде всего исследуется произношение звуков С, С, 3, 3', Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л', Р, Р'. Результаты исследования звукопроизношения вносятся в таблицу 1.
Таблица!
Условия | Исследуемые звуки | ||||||||||||
С | С | 3' | ц | III | Ж | Щ | Ч | Л | Л' | Р | Р' | ||
При изолированном произношении | |||||||||||||
В слогах: — открытых без стечения согласных — закрытых без стечения согласных |
Окончание табл. 1
Условия | Исследуемые звуки | ||||||||||||
С | С | 3' | Ц | ш | ж | щ | ч | л | Л' | р | Р' | ||
— со стечением согласных | |||||||||||||
В словах: — в начале — в середине — в конце (кроме звонких) | |||||||||||||
Во фразах | |||||||||||||
В связной речи |
Отсутствие звука обозначается в таблице прочерком. В случае замены звуков записывается звук-заместитель. В случае искажения звука сокращенно записывается характер искажения: м/з — межзубное произношение, п/з — призуб-ное, г/з — губно-зубное, бок. — боковое, ув. — увулярное, вел. — велирное, шип. — шипящее, г/г — губно-губное и т. д.