Тестовые задания к главе 4
1. Выберите из ниже приведенного списка только те определения, которые относятся к понятию системного анализа «Цель».
А) субъективный образ желаемого состояния объекта;
Б) построение системы с элементами и процессами дающими возможность получения максимально эффективного решения;
В) изменчивости отдельных параметров системы и стохастичности ее поведения;
Г) формирование требований к создаваемой системе.
2. Из приведенного ниже списка и определений выберите только те, что относятся к реальным типам целей и подберите для них верные определения из правого столбца.
А.) цель-результат | 1.) формирование детального представления исследуемой системы с помощью различных методов; |
Б.) цель-требование | 2.) разработка требуемой системы в качественных формулировках, создание образа идеального состояния исследуемой системы; |
В.) цель-направление | 3.) определение целей в конкретных формулировках и с измеримыми показателями; |
Г) цель-объект | 4.) разработка цели, как объекта исследования, самоцель. |
3. Из предложенного ниже списка выберите только те пункты, которые относятся к основным требованиям формулирования цели системного анализа.
А) конкретность;
Б) измеримость;
В) достижимость;
Г) согласованность;
Д) приемлемость;
Е) гибкость.
4. К требованиям формирования целей при проведении системного анализа из левой колонки, подберите соответствующие определения из правой.
А.) конкретность | 1.) корректировка целей по мере происходящих в среде изменений; |
Б.) измеримость | 2.) цели одного исследуемого объекта (системы) следует рассматривать во взаимосвязи друг с другом; |
В.) достижимость | 3.) необходимо учитывать предысторию развития системы, для социальных систем и потребности, желания, традиции, ценности сложившиеся в обществе; |
Г.) согласованность | 4.) цели должны быть представлены количественно или каким-либо другим способом оценки степени их достижения; |
Д.) приемлемость | 5.) определение целей должно быть выражено с возможно более точным отражения ее содержания, объема, времени, конкретных средств в конкретных условиях; |
Е.) гибкость | 6.) цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей. |
5. Выберите из ниже приведенного списка только те определения, которые относятся к понятию альтернатива.
А) субъективный образ желаемого состояния объекта;
Б) генерирование ряда допустимых идей, подходов, вариантов решения исходной проблемы;
В) построение системы с элементами и процессами дающими возможность получения максимально эффективного решения;
Г) творческий поиск максимально возможного перечня вариантов решения исследовательской системной задачи;
Д) формирование требований к создаваемой системе.
6. Из списка способов формирования альтернатив решения исходных задач, выберите один неверный.
А) поиск альтернатив в информационных источниках (Интернет, печатные источники, патентные бюро и т.п.);
Б) интервьюирование и анкетирование заинтересованных лиц;
В) привлечение экспертов разных качественных характеристик – возраста, опыта, квалификации, образования и т.п.;
Г) анализ массива альтернатив и формирование количественных вариантов;
Д) комбинирование альтернатив и образование промежуточных вариантов;
Е) генерирование альтернатив ориентированных на различные временные периоды – срочные, долгосрочные и т.п.
7. Выберите из ниже приведенного списка только те пункты, которые относятся к видам ресурсов используемых при решении системных проблем.
А) природные;
Б) трудовые (человеческие);
В) альтернативные;
Г) оборотные средства (материалы);
Д) информационные
Е) финансовые;
Ж) промежуточные;
З) капитальные.
8. Продолжите определение «Модель в широком понимании это …» выбрав из следующих вариантов:
А) заместитель реально существующего объекта;
Б) условный или мысленный образ какого-либо объекта, системы;
В) системный объект в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
Г) отдельные параметры системы;
Д) комбинирование различных видов ресурсов.
9. Из списка причин, почему необходимо использовать модели вместо реальных объектов, выберите одну неочевидную.
А) необходимость прогнозирования;
Б) сложность реальных объектов;
В) необходимость проведения экспериментов, что для реальных объектов невозможно в силу разных причин;
Г) условный или мысленный образ дает более точный результат, соответственно их использование предпочтительнее;
Д) ограничения по размеру реального объекта – объект или слишком мал, или слишком велик;
Е) ограничения по скорости протекания процессов в реальном объекте – процесс протекает или слишком медленно, или слишком быстро;
Ж) исследование объекта может привести к его разрушению.
10. К названиям групп методов системного анализа из левой колонки, подберите соответствующие методы исследования, из правой.
А.) качественные методы | 1.) статистические методы |
2.) метод «мозговой атаки» | |
3.) метод дерева целей | |
4.) аналитические методы | |
5.) метод сценария | |
Б.) формализованные (количественные) методы | 6.) метод экспертных оценок |
7.) графические методы | |
8.) статистические методы | |
9.) метод морфологического подхода |