Расчет матрицы в Excel
Вычислим значение матрицы D при помощи Excel. (рис.7).
Рис.7. Вычисление матрицы D в Excel
Задание 3.
Условие задачи
Используя коэффициенты полученной матрицы D(задание 2) решить систему следующих нелинейных уравнений:
Задание выполнить в Excel и Mathcad.
Решение нелинейных уравнений в Mathcad.
Решение системы уравнений в Mathcad приведено на рис. 8.
Рис. 8. Решение системы уравнений с помощью Mathcad
Решение нелинейных уравнений в Excel.
Решим следующую систему линейных уравнений, используя коэффициенты из полученной матрицы D в Excel с применением последовательности операций линейной алгебры, а именно – с применением обратной матрицы (рис. 10).
Рис. 10. Решение системы нелинейных уравнений с помощью Excel
Выполнение заданий №2 и №3 позволяет оценить работу с матрицами в Mathcad и Excel. Вычисление матриц по формуле рационально проводить в Mathcad, так как при этом необходимо просто аналитически задать формулу. При работе c Excel, ввод одной общей формулы проводить неудобно, поэтому приходиться производить вычисления по действиям, что отнимает больше времени по сравнению с работой в Mathcad.
Задание №4
Условие задачи
С помощью программы Mathcad провести кусочно-линейную интерполяцию и найти значения для следующих значений Построить график.
С помощью программы Mathcad провести полиномиальную интерполяцию и найти значения для следующих значений Построить график. Записать уравнение полинома.
Провести 2 вида аппроксимации: степенной и логарифмической функции. Построить оба графика на одной координатной плоскости. В обоих случаях определить сумму квадратов отклонений для узловых точек. Данное задание выполнить как в Excel, так и в Mathcad.
Выполним это задание для следующих точек:
Решение в Mathcad
Проведем кусочно-линейную интерполяцию с помощью функции «linterp» для заданных точек и определяем значение функции для указанных значений аргумента (рис. 11):
x | 1.3 | 2.6 | 4.4 | 5.9 | 7.1 | 8.75 |
y | 0,207 | 0,954 | 1,474 | 1,786 | 1,967 | 2,218 |
Рис.11. Кусочно-линейная интерполяция в Mathcad
Проведем полиномиальную интерполяцию с помощью функции «regress». Учитывая, что задано 10 точек, то полином должен быть 9-й степени. Построим его график, на котором отметим исходные точки (рис. 12). По графику можно убедиться, что полином проходит через все заданные точки.
Рис.12. Полиномиальная интерполяция в Mathcad
Используя функцию «polynom», определим для заданных точек значение функции (рис. 12):
x | 1.3 | 2.6 | 4.4 | 5.9 | 7.1 | 8.75 |
y | 0,218 | 1,07 | 1,473 | 1,795 | 1,981 | 1,859 |
Проведем с помощью Mathcad аппроксимацию для заданных точек с помощью степенной и линейной функции. Определим сумму квадратов отклонений для узловых точек (рис. 13):
Для степенной функции эта величина равна 43,684.
Для линейной функции эта величина равна 740,782.
Можно сделать вывод, что с помощью степенной функции мы получаем более точное приближение.
Рис.13. Аппроксимация точек в Mathcad
Построим на одной координатной плоскости графики аппроксимирующих функций (рис. 14).
Рис.14.Графики аппроксимирующих функций
Решение в Excel
Проведем аппроксимацию точек с помощью Excel. Для этого сначала заполним исходную таблицу точек и отметим эти точки на графике (рис. 15).
Рис. 15. Исходные точки для аппроксимации на графике
Вызовем контекстное меню для одной из точек на графике и выберем пункт «Добавить линию тренда…». Для начала проведем аппроксимацию с помощью степенной функции. Для этого в открывшемся диалоговом окне «Линия тренда» выберем «Степенная».
Аналогично добавим линию тренда на основе линейной функции. В настройках линий тренда выставим галочку «показывать уравнение на диаграмме». Результат представлен на рис.16. Получили следующие аппроксимирующие функции:
Для степенной функции:
y= 0,672x2,014+2,072
Для линейной функции:
y= 8,884x- 20,35
Рис.16. Получение графиков функций аппроксимации
Определим сумму квадратов отклонений для полученных функций в узловых точках (рис. 17). Получим:
Для степенной функции эта величина равна 178,4447864.
Для линейной функции эта величина равна 740,78208.
Следовательно, аппроксимация набора данных степенной функции более точна, чем линейной функции.
Рис.17. Расчет в Excel суммы квадратов отклонений для аппроксимирующих функций
При выполнении аппроксимации в Mathcad и Excel получили, что Mathcad позволяет построить степенную аппроксимирующую функцию с возможностью задать уравнение степенной аппроксимирующей функции со свободным коэффициентом, что невозможно выполнить в Excel. Это указывает на недостатки Excel при выполнении подобных заданий.
Задание №5
Условие задачи
Найти экстремум функции двух переменных :
в Excel и Mathcad. Построить график двумерной поверхности в Excel и Mathcad.
Решение в Mathcad
Построим график двумерной поверхности в Mathcad (рис. 18)
Рис.18. Построение поверхности в Mathcad
По графику определяем, что функция z имеет только один экстремум - точку минимума. Воспользуемся функцией Minimize, за начальное приближение точки минимума возьмем ; . В качестве ограничений укажем интервалы для и . Получили решение . (рис. 19)
Рис.19.Нахождение минимальных значений с помощью Mathcad
Решение в Excel
Для выполнения сначала проведем табуляцию функции с шагом 1 на интервале по и (рис. 20).
Рис.20.Табулирование функции 2-х переменных в Excel
На основе полученной таблицы строим поверхность (рис. 21).
Рис.21. График функции 2-х переменных в Excel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Excel и Mathcad позволяют рационально решать инженерные задачи, поставленные перед пользователем. В результате проведенной работы можно сделать вывод о преимуществе Mathcad над Excel при решении математических задач, которые были приведены в курсовой работе.
Mathcad является достаточно точной и продуманной программой. Большое количество адресов ячеек, которые приходится записывать при вводе формул, в Excel является одним из минусов этого пакета. Ведь в случае ошибки в записи формулы найти ее будет крайне трудно. В то время как Mathcad имеет простой пользовательский интерфейс, который позволяет решать задачи, опираясь лишь на простые математические знания.
Выполненная курсовая работа позволила закрепить уже имеющиеся знания об Excel и Mathcad, а также позволила узнать больше о возможностях этих пакетов программ. Кроме того, на основе практических знаний появилась возможность сказать о достоинствах и недостатках используемых, при решении задач, программ.