Программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков

Выработка у детей точной и четкой координации в систе­мах «глаз — рука», «ухо — рука», «глаз — ухо — рука» зани­мает значимое место в программе профилактики школьных трудностей, поскольку установление межанализаторных свя­зей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетичес­кой информации обеспечивают правильное соотнесение зву­ков устной речи с буквами при письме и чтении. В то же время обнаруживаемая у части детей на этапе школьного стар­та слабость слухо-зрительно-двигательных связей снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при письме и чтении, что требует использования в работе с ними системы игровых развивающих и коррекционно-развивающих заданий.

Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — рука" и коррекцию ее недостатков

Копировщики узоров

Детям предлагается внимательно проанализировать об­разцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребен­ком на столе лежит индивидуальный образец) и как мож­но точнее срисовать их (рис. 90). После того как копирова­ние узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к ориги­налу копии.

_

1 Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала взрослый пред­лагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, например, на классной доске. В первом варианте находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механиз­мов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и до­статочно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опо­рой на кинестетический контроль.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 90

Нарисуй снежинки

Для украшения группы (класса) к новогоднему празднику всегда необходимо большое количество снежинок. Поэтому взрос­лый, показывая детям выполненные мелом на доске образцы снежинок, предлагает устроить соревнование: кто сможет сде­лать самую точную копию какой-либо снежинки? (Рис. 91.)

Выполненные детьми рисунки затем можно использовать для коллективного коллажа, украшения детского сада, шко­лы и т.д.

Сделай, как я!

Для игры потребуется комплект счетных палочек. Дети рас­саживаются за столом, и один из них — ведущий — выклады­вает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игрока­ми, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 91

Звездочки

Для игры потребуется два игровых поля (рис. 92) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звез­дочек на поле соперника. Если задание выполняется правиль­но, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.

программа развития сенсомоторных координации и коррекции их недостатков - student2.ru

Рис. 92

Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.

Наши рекомендации