Целевые ориентиры для изменений в области «образованности»
№ | Целевой ориентир | «Имеется» | «Предлагается» |
1. | Внедрение ФГОС второго поколения | Действует Основная образовательная программа НОО на 2011-2015гг. в соответствии с ФГОС второго поколения, действует Основная образовательная программа ООО на основе ФГОС первого поколения | Внести коррективы в ООП НОО на 2015-2020 гг. и реализовать, Разработать и внедрить ООП ООО на 2015-2020 гг. в соответствии с ФГОС второго поколения |
2. | Сохранение образовательной преемственности, специфики и самоидентич-ности лицея №7 | В лицее имеются положительные результаты и накоплен хороший опыт реализации программ углубленного и профильного изучения предметов физико-математического, инженерно-технологического и информационного профилей | Сохранить линию лицейского образования, на основе общей концептуальной идеи «системной инженерии»: «пропедевтика – углубленное изучение – профильное обучение» (плюс – «расширенное изучение лицейских предметов» в 1-11классах) |
3. | Повышение качества образования | В системе оценки качества лицейского образования наиболее проработанными областями являются контроль качества результатов обучения и мониторинг качества условий осуществления образовательного процесса. | В новых условиях развития лицея следует: 1) оптимизировать существующие модели оценки качества результатов и качества условий; 2) создать систему оценки качества реализации образовательного процесса и качества менеджмента лицея. |
4. | Решение вопросов локальной образовательной проблематики лицея | Существует ряд «локальных» проблем реализации образовательных услуг (см. информационно-аналитическую часть) | Сформулировать задачи, создать и реализовать системные решения, «снимающие» проблематику, или снижающие степень активного влияния проблем на образовательные процессы |
Область «достоинства»(нравственная сфера)
Понятийная плоскость.
Достоинство – внутренняя морально-нравственная категория, обозначающая самоуважение человеческой личности, а также внутреннюю нравственную потребность поступать правильно не «из страха наказания», а из потребности действовать достойно. Потребность в самоуважении является неотъемлемой частью личности, ее врожденным свойством - человеку важно относится к себе с уважением, несмотря на то, как его воспринимают и оценивают другие члены общества. Понятие достоинства тесно связано с понятием «нравственность», которая является одной из составляющих ценности личности. Достоинство позволяет человеку чувствовать себя нужным и полезным обществу даже в самых неблагоприятных жизненных ситуациях.
Кроме личностной принадлежности, достоинство имеет и социально-общественную значимость. В этом контексте достоинство выражается как деятельностная ценность, которая проявляется в поведении, выражающем уважение к другому человеку, к социальным нормативам и к окружающей среде в широком смысле.
Целевые ориентиры для изменений в области «достоинства»:
№ | Целевой ориентир | «Имеется» | «Предлагается» |
1. | Развитие лицея, как воспитатель-ной среды | · В лицее проводится большое количество массовых мероприятий, которые нравятся детям и родителям, отвечают запросам современной культуры, выдержаны в культурно – историческом ключе, несут нравственно-воспитательную функцию. · Заложены основы системы самоуправления учащихся | · В рамках общей концепции формирования достоинства как потребности, выраженной в деятельности - содержательно и организационно систематизировать имеющиеся мероприятия · Наращивать массовость и степень вовлеченности участников ОП в мероприятия лицея (обеспечивать «место для каждого») · Усилить в программах гуманитарных предметов нравственную составляющую содержания |
1. | Формирование и развитие нравственных норм поведения учащихся | Нравственное поведение учащихся зачастую является откликом на систему общественных санкций и социального одобрения, а не внутренней потребностью в достойном поведении | Создать и внедрить в деятельность лицея «Этический кодекс поведения учащихся» в рамках системы самоуправления «Холдинг-лицей» |
2. | Развитие конструктив-ных форм взаимодей-ствия участников ОП друг с другом | В лицее сохраняются авторитарные методы влияния на учащихся, которые используются как возможность быстрого достижения результата | · Освоить и ввести в практику конструктивные формы межличностного взаимодействия между участниками ОП · Сформировать и внедрить «Корпоративные стандарты взаимодействия участников ОП» (в том числе описать этические ценности и нормы поведения участников ОП) |
3. | Развитие родительской включенности в учебно-воспитатель-ный процесс | Родительская общественность достаточно разнородная, имеется достаточный процент родителей, которые относятся к ОУ как к «услугодателю», имеют низкую степень вовлеченности в учебный процесс и(или) снимают с себя ответственность за содействие в образовании и воспитании своего ребенка | В «Корпоративных стандартах взаимодействия участников ОП» описать и согласовать с родителями «разделение зон ответственности» между родителями и лицеем |
Область «успешности» (мотивационная сфера)
Понятийная плоскость.
Успех это - достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
Область «успеха» является сильнейшей мотивирующей областью для ребенка. У каждого, а у детей в особенности, есть потребность доведения «действия» до успешного завершения. Итоговое признание, провозглашение успеха, дает мощнейшее внутреннее удовлетворение, а также позитивное эмоциональное переживание и желание «двигаться» дальше.
Концептуально «успех» всегда связан с понятием результата, «успешность» же отражает субъективное восприятие личности с эмоциональным переживанием либо положительной, либо отрицательной направленности (в случае неуспеха). В этом контексте «успешность» неотделима от условий, в которых достигается успех. Таким образом, образовательная система, имеет возможность оказывать ребенку содействие в достижении и фиксации результата, а также создавать прецеденты признания успеха и достижений.
Целевые ориентиры для изменений в области «успешности»:
№ | Целевой ориентир | «Имеется» | «Предлагается» |
1. | Формирование результатов деятельности субъектов ОП лицея | Недостаточно развита идеология «целеполагания» среди субъектов ОП лицея | Внедрить «технологию формирования результата» на уровне субъектов ОП лицея (постановка цели – направленное действие – анализ происходящего – коррекция действий – оценка результата) (см.Приложение1) |
2. | Измерение результатовдеятельности лицея | В лицее достаточно развито измерение результатов образовательной деятельности. Требуются корректировка, оптимизация и создание системы измерения результатов других видов деятельности лицея | Создать систему измерения результатов деятельности и доработать «показатели эффективности» по ключевым видам деятельности лицея: · образовательная деятельность · воспитательная деятельность · дополнительное образование · управленческая деятельность · деятельность, по поддержанию оптимальных условий среды обучения |
3. | Предъявление результатовдеятельности субъектов ОП лицея | В лицее существует возможность предъявления результатов в рамках отдельных областей (лицейские предметы, рейтинговые значимые мероприятия районного, городского и др. уровней). Вместе с тем, при наличии большого количества интересных мероприятий и событий в лицее, не достаточно используется их потенциал для предъявления результатов и создания целостного четко-оформленного понятного пространства успеха. | · Наращивать «наполненность» портфолио учащихся, учителей · Развивать «успешность» субъектов ОП, через использование потенциала лицейских мероприятий и создание «мест предъявления результатов» |
Таким образом, в качестве приоритетных целейразвития лицея №7 на 2015-2020 гг. можно выделить следующие:
1.Продолжение внедрения ФГОС второго поколения
2.Сохранение образовательной преемственности, специфики и самоидентичности лицея №7
3.Повышение качества образования
4.Решение вопросов локальной образовательной проблематики
5.Развитие лицея, как учебно-воспитательной среды
6.Формирование и развитие нравственных норм поведения учащихся, конструктивных форм взаимодействия участников ОП друг с другом
7.Развитие родительской включенности в учебно-воспитательный процесс
8.Внедрение идеологии «формирования, измерения и предъявления результатов» деятельности субъектов ОП лицея
РАЗДЕЛ V:
План реализации Программы развития