Характеристика специалиста

Анализ занятия педагога-дефектолога по теме «Посуда»

Место данного занятия в системе занятий по теме.

Материа­л занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы (дети 5-7 лет с нормальным развитием, ЗПР и умственной отсталостью). Материал доступен для детей, представлен в необходимом объеме. На прошлом занятии дети знакомились с предметами посуды, а на последующем занятии будет проведено занятие по изобразительной деятельности – дети будут рисовать кастрюлю.

2. Правильность постановки цели и задач занятия.

Цель и за­дачи соответствуют теме и содержанию занятия. Соблюдено единство коррекционных, образовательных и вос­питательных задач. Выбора материала адекватен задачам занятия.

Организация занятия

На занятии присутствовали шестеро детей, в основном их поведение было адекватным, но один ребенок падал со стула, шевелил руками, а другой спрашивал о причине выбора цвета каждого предмета, получали замечания; эстетически приемлемое оформле­ние за­нятия, используемое оборудование так же эстетически приятно выглядит, высокое качество наглядных по­собий и дидактиче­ского материала.

Структура занятия

Основные этапы занятия: 1. Мотивация, 2. Основная часть, 3. Заключительная часть. Этапы выстроены логически, четко прослеживался переход от одного этапа к другому последовательно, занятие длится 25 минут и на каждую часть отводится восемь минут; можно сказать, что на фронтальную работу выделено больше времени, чем на индиви­дуальную; на речевые задания выделено больше времени и по количеству их больше. Ход занятия соответствует запланированному, отступлений от конспекта не наблюдалось.

Анализ этапов занятия

Этап мотивации содержал в себе беседу о посуде (что такое посуда? Что мы делаем с посудой?); основная часть содержала в себе работу за столиками с картинками в виде посуды (тут было проведено задание на развитие памяти с дальнейшим анализом выполнения задания); в заключительной части дети вспомнили о чем они говорили на занятии. Обще-дидактические и специфические принципы обучения реализованы в полной мере. Педагог-дефектолог использовал такой метод как наблюдение распознающего характера в работе с картинками, так же педагог использовал такой словесный метод как объяснение во время беседы о назначении посуды; данные методы соответствуют целям занятия. Были соблюдены разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Особенностью работы специалиста являлась активизация детей на занятиях за счет обращения к каждому ребенку по имени; педагог владел материалом, методами и приемами работы на занятии в достаточном количестве, грамотно осущест­влял коррекционные прие­мы обучения и использовал методиче­ские пособия. Педагог привлекал внимание детей посредством обращения к каждому ребенку по имени. Приемом активизации познавательной деятельности детей можно назвать частые обращения педагога к детям: «Давайте подумаем», «Смотрите внимательно». Педагог использовал разнообразные формы работы: слуховую – дети слушали педагога и отвечали на вопросы; зрительную – дети изучали материал предоставленный педагогом; двигательную – дети запоминали расположение посуды на полочке педагога и по памяти ставили посуду на свою полочку. Педагог обеспечил положительный эмоциональный фон в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. Педагог грамотно сочетал инди­видуальную и фронтальную формы работы – обсуждение посуды велось в фронтальной форме, а проверка и помощь в расстановке посуды проводилась в индивидуальной форме. Предъяв­ляемые требования с учетом интеллектуальных возможностей и личностных осо­бен­ностей каждого ребенка адекватны. Инструкции давались четко; педагог вовремя пользовался различными видами вопросов (наводящие, альтерна­тивные – когда дети затруднялись с ответом). Педагог вместе с детьми подвела итоги занятия, дала положительную оценку деятельности детей.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на заня­тии

На занятии дети были активны, отвечали на вопросы педагога, проявляли заинтересованность, структура деятельности сформирована в достаточной степени; дети правильно выполняли задания педагога из чего можно сделать вывод, что дети были сосредоточены на заданиях; в начале занятия можно было наблюдать у детей устойчивое внимание и на отдельных его этапах; дети не достаточно быстро переключали внимание от одного задания к другому, так как между заданиями педагог не проводил физкультминутки; дети отвлекались в силу особенностей своих дефектов, но педагог сразу замечала отвлекающихся детей и актуализировала их внимание на занятии; дети запомнили все, что они изучили на прошлом занятии и правильно отвечали на все вопросы педагога по пройденному материалу.

Характеристика специалиста.

Педагог поддерживает с детьми хороший контакт; владеет вниманием детей на должном уровне, достаточно быстро организовывает детей для работы; педагог владеет приемами повышения активности, интереса и внимания детей дошкольного возраста и использует такие приемы как включение в беседу о посуде примеров из жизни детей, активизирует детей за счет обращения к каждому по имени; каждому ребенку педагог предлагает посильный для него вариант задания, который выполняют все дети в подгруппе, так же при подборе заданий педагог учитывает зону ближайшего развития детей, активизирует детей на достижение результата в работе, подбадривает каждого ребенка. Речь специалиста доступна, логична, мелодико-интонационно выразительна, эмоциональна, важные моменты занятия педагог подчеркивала голосом, говорила в среднем темпе и в равномерном ритме. Внешний вид специалиста располагает к себе; поведение педагога ровное, спокойное.

Результаты занятия.

По итогам занятия поставленные цели были достигнуты – дети вспомнили что такое посуда, для чего она нужна, дети выполнили задание педагога, а следовательно, методы и приемы, используемые педагогом эффективны. Задания и вопросы педагога соответствовали возможностям детей. Дети на занятии были активны, работали в среднем темпе.

9. Педагогические выводы.

Хотелось бы посоветовать провести физкультминутку между выполнением заданий на память – пальчиковую зарядку на тему «Посуда», чтобы дети могли расслабить руки и сменить вид деятельности для дальнейшего успешного выполнения задания педагога, но при этом не забывая о теме занятия.

Наши рекомендации