Реципрокная координация

Года

• Ездит на трехколесном велосипеде

• Проносит 3 м стакан с водой

• Идет по полосе длиной 3 м

• Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту

• Поднимается по лестнице без опоры

Года

• Шагает, размахивая в такт руками

• Удерживает равновесие на каждой ноге (2-3 сек.)

• Подпрыгивает на одной ноге

• Делает 5 прыжков подряд на двух ногах

• Спрыгивает двумя ногами с дивана

• Спускается по лестнице с переменой ног

• По сигналу переходит с бега на ходьбу

Лет

• Мяч бросает вверх, ударяет об пол, ловит

Лет

• 5 раз ударяет по мячу ладонью

• На бегу подбрасывает и ловит мяч

Ручная моторика

Года

• Одевается сам

• Открывает спичечный коробок

• Разворачивает конфету

• Держит карандаш пальцами

• Рисует круг

Года

• Моет и вытирает руки

• Откручивает болт, поворачивает ключ в замке

• Застегивает и расстегивает пуговицы

• Режет ножницами

• Выполняет шнуровки

Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата

Строение артикуляционного аппарата

а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________________)

б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)

в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)

г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)

д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)

е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)

Параметры движения (губ, щек, языка):

а) объем движений: в полном объеме, ограничен

б) точность выполнения: сохранна, нарушена

в) тонус без особенностей, повышен, снижен

г) темп движений: нормальный, медленный быстрый

д) переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений

е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение

Состояние звукопроизношения

Характер проявления:

а) изолированные нарушения ____________________________

б) нарушения в слогах __

в) нарушения в словах __

г) нарушения во фразах _


  Изолированно Слог Слово Фраза по повторенюю Спонтанная речь
СГ по повторению ГС по повторению ССГ по повторению Начало Середина Конец
по повторению при назывании по повторению при назывании по повторению при назывании
А                        
О                        
У                        
Ы                        
Э                        
И                        
Б                        
Б'                        
П                        
П'                        
В                        
В'                        
Д                        
Д'                        
Т                        
Т'                        
Г                        
Г'                        
К                        
К'                        
Х                        
Х'                        
З                        
З'                        
С                        
С'                        
М                        
М'                        
Л                        
Л'                        
Р                        
Р'                        

Окончание таблицы

  Изолированно Слог Слово Фраза по повторенюю Спонтанная речь
СГ по повторению ГС по повторению ССГ по повторению Начало Середина Конец
по повторению при назывании по повторению при назывании по повторению при назывании
Н                        
Н'                        
Ш                        
Ж                        
Ц                        
Ч                        
Щ                        
Й                        

Исследование динамических характеристик речи

Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония)

Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное)

Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох)

Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, заикание)

Форма проявления заикания в инициальный период

а) повторение звуков, слогов

б) удлинение звуков

в) обрыв слов

г) трудности начала слова, фразы

д) вставки слов (эмболофразия)

Характеристика судорог

клонические __________

тонические ____________

клоно-тонические ______


Судороги дыхательного аппарата

инспираторные ________

экспираторные ________

Судороги голосового аппарата

смыкательная _________

вокальная ____________

Артикуляторные судороги

нёбной занавески _______

лицевые ______________

смыкательная губ ______

верхнегубная _________

нижнегубная __________

угловая губ ___________

сложная лицевая _______

Язычные судороги

судорожный подъем кончика языка _______________________

судорожный подъем корня языка _________________________

«изгоняющая» судорога языка ___________________________

подъязычная __________

Уловки

Сопутствующие движения

Судороги вне речи

Страх речи

отсутствует ___________

незначительный _______

выраженный __________

Обследование произвольной деятельности

Символический праксис

(Оценивается с 3-х лет)

• Поднять брови

• Нахмурить брови

• Прищурить глаза

• Плюнуть

• Поцеловать

Регуляторный праксис

(не нарушен, эхопраксии)

Лет

Устанавливает связь между сигналами и действиями: тихие удары — ходьба на носочках, громче — на ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться.

Кинестетический праксис (мануальный)

Оценивается с 4 лет.

Все пробы последовательно:

а) правая, левая рука, билатерально (не нарушен, диффузность движений, беспорядочный перебор пальцев, ошибки расположения руки в пространстве, зеркальность, трудности переключения, персеверации, игнорирование пальцев левой руки, не выполняет)

б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен)

Динамический праксис (мануальный)

не нарушен

правая, левая рука, билатерально

(увеличение латентного периода, отрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков в письме, нарушение пространственного направления, истощаемость, расподобление)

Года

Воспроизведение ритмических структур (! ! !!, !! !!, ! !!!).

Проба «Кулак — кольцо»

Лет

Воспроизведение ритмических структур:

(!!! !!, ! !!! !, ! ! !!!, ! !! !!, !! !!!).

Проба на смену 3-х положений кисти (Кулак — ребро — ладонь) (правая — левая).

Реципрокная координация

(не нарушена, напряженность, замедленность, сбои при убыстрении, поочередное/симметричное выполнение, отставание одной руки, дезавтоматизация)

Оральный праксис

(Оценивается: объем движений — полный, неполный, точность движений — сохранна, нарушена, тонус — сохранен, повышенный, пониженный, темп движений — нормальный, медленный, быстрый, переключаемость — нормальная, замедленная, персеверации, замены движений, тремор — увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение).

Кинестетический(оценивается с 3-х лет)

(Последовательно пробы по альбому)

Динамический (оценивается с 3-х лет)

Выполнение пробы «Улыбка-трубочка»

Выполнение пробы «2 раза пощелкать — 2 раза подуть».

а) по инструкции (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации)

б) по подражанию (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации)

Наши рекомендации