Реципрокная координация
Года
• Ездит на трехколесном велосипеде
• Проносит 3 м стакан с водой
• Идет по полосе длиной 3 м
• Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту
• Поднимается по лестнице без опоры
Года
• Шагает, размахивая в такт руками
• Удерживает равновесие на каждой ноге (2-3 сек.)
• Подпрыгивает на одной ноге
• Делает 5 прыжков подряд на двух ногах
• Спрыгивает двумя ногами с дивана
• Спускается по лестнице с переменой ног
• По сигналу переходит с бега на ходьбу
Лет
• Мяч бросает вверх, ударяет об пол, ловит
Лет
• 5 раз ударяет по мячу ладонью
• На бегу подбрасывает и ловит мяч
Ручная моторика
Года
• Одевается сам
• Открывает спичечный коробок
• Разворачивает конфету
• Держит карандаш пальцами
• Рисует круг
Года
• Моет и вытирает руки
• Откручивает болт, поворачивает ключ в замке
• Застегивает и расстегивает пуговицы
• Режет ножницами
• Выполняет шнуровки
Обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
Строение артикуляционного аппарата
а) губы (норма, рубцы, неполное смыкание, диспропорция, расщелина, др._______________________)
б) зубы (норма, комплектация: полная, отсутствие, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, отсутствуют, др. ____________________)
в) прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест)
г) язык (норма, массивный, маленький, девиация кончика влево/право)
д) подъязычная связка (норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная)
е) твердое нёбо (норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
ж) мягкое нёбо (норма, укороченное, провисание: оправа, слева; расщелины; увуля: норма, не сформирована, раздвоена)
Параметры движения (губ, щек, языка):
а) объем движений: в полном объеме, ограничен
б) точность выполнения: сохранна, нарушена
в) тонус без особенностей, повышен, снижен
г) темп движений: нормальный, медленный быстрый
д) переключаемостъ движений: нормальная, замедленная, персеверации, замена движений
е) тремор: усиление гиперкинеза при повторный движениях и удержании позы, синкенезии, слюнотечение
Состояние звукопроизношения
Характер проявления:
а) изолированные нарушения ____________________________
б) нарушения в слогах __
в) нарушения в словах __
г) нарушения во фразах _
Изолированно | Слог | Слово | Фраза по повторенюю | Спонтанная речь | ||||||||
СГ по повторению | ГС по повторению | ССГ по повторению | Начало | Середина | Конец | |||||||
по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | |||||||
А | ||||||||||||
О | ||||||||||||
У | ||||||||||||
Ы | ||||||||||||
Э | ||||||||||||
И | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
Б' | ||||||||||||
П | ||||||||||||
П' | ||||||||||||
В | ||||||||||||
В' | ||||||||||||
Д | ||||||||||||
Д' | ||||||||||||
Т | ||||||||||||
Т' | ||||||||||||
Г | ||||||||||||
Г' | ||||||||||||
К | ||||||||||||
К' | ||||||||||||
Х | ||||||||||||
Х' | ||||||||||||
З | ||||||||||||
З' | ||||||||||||
С | ||||||||||||
С' | ||||||||||||
М | ||||||||||||
М' | ||||||||||||
Л | ||||||||||||
Л' | ||||||||||||
Р | ||||||||||||
Р' |
Окончание таблицы
Изолированно | Слог | Слово | Фраза по повторенюю | Спонтанная речь | ||||||||
СГ по повторению | ГС по повторению | ССГ по повторению | Начало | Середина | Конец | |||||||
по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | по повторению | при назывании | |||||||
Н | ||||||||||||
Н' | ||||||||||||
Ш | ||||||||||||
Ж | ||||||||||||
Ц | ||||||||||||
Ч | ||||||||||||
Щ | ||||||||||||
Й |
Исследование динамических характеристик речи
Особенности голоса (норма, высокий, низкий, глухой, дрожащий, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония)
Особенности дыхания (без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное)
Речевой выдох (достаточный, укороченный, речь на вдох)
Темп, ритм речи (норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, заикание)
Форма проявления заикания в инициальный период
а) повторение звуков, слогов
б) удлинение звуков
в) обрыв слов
г) трудности начала слова, фразы
д) вставки слов (эмболофразия)
Характеристика судорог
клонические __________
тонические ____________
клоно-тонические ______
Судороги дыхательного аппарата
инспираторные ________
экспираторные ________
Судороги голосового аппарата
смыкательная _________
вокальная ____________
Артикуляторные судороги
нёбной занавески _______
лицевые ______________
смыкательная губ ______
верхнегубная _________
нижнегубная __________
угловая губ ___________
сложная лицевая _______
Язычные судороги
судорожный подъем кончика языка _______________________
судорожный подъем корня языка _________________________
«изгоняющая» судорога языка ___________________________
подъязычная __________
Уловки
Сопутствующие движения
Судороги вне речи
Страх речи
отсутствует ___________
незначительный _______
выраженный __________
Обследование произвольной деятельности
Символический праксис
(Оценивается с 3-х лет)
• Поднять брови
• Нахмурить брови
• Прищурить глаза
• Плюнуть
• Поцеловать
Регуляторный праксис
(не нарушен, эхопраксии)
Лет
Устанавливает связь между сигналами и действиями: тихие удары — ходьба на носочках, громче — на ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться.
Кинестетический праксис (мануальный)
Оценивается с 4 лет.
Все пробы последовательно:
а) правая, левая рука, билатерально (не нарушен, диффузность движений, беспорядочный перебор пальцев, ошибки расположения руки в пространстве, зеркальность, трудности переключения, персеверации, игнорирование пальцев левой руки, не выполняет)
б) перенос позы с одной руки на другую (не нарушен, нарушен)
Динамический праксис (мануальный)
не нарушен
правая, левая рука, билатерально
(увеличение латентного периода, отрывистость движений, отсутствие плавности при переключении с одного движения на другое, персеверации, антиципации, контаминация, нарушение двигательных навыков в письме, нарушение пространственного направления, истощаемость, расподобление)
Года
Воспроизведение ритмических структур (! ! !!, !! !!, ! !!!).
Проба «Кулак — кольцо»
Лет
Воспроизведение ритмических структур:
(!!! !!, ! !!! !, ! ! !!!, ! !! !!, !! !!!).
Проба на смену 3-х положений кисти (Кулак — ребро — ладонь) (правая — левая).
Реципрокная координация
(не нарушена, напряженность, замедленность, сбои при убыстрении, поочередное/симметричное выполнение, отставание одной руки, дезавтоматизация)
Оральный праксис
(Оценивается: объем движений — полный, неполный, точность движений — сохранна, нарушена, тонус — сохранен, повышенный, пониженный, темп движений — нормальный, медленный, быстрый, переключаемость — нормальная, замедленная, персеверации, замены движений, тремор — увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение).
Кинестетический(оценивается с 3-х лет)
(Последовательно пробы по альбому)
Динамический (оценивается с 3-х лет)
Выполнение пробы «Улыбка-трубочка»
Выполнение пробы «2 раза пощелкать — 2 раза подуть».
а) по инструкции (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации)
б) по подражанию (не нарушен, поиск позы, нарушение плавности, трудности переключения с одной позы на другую, персеверации)