Частные случаи уравнения Бесселя

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Сергиевом Посаде

Кафедра «Прикладная математика и информатика»

Курсовая работа

по дисциплине:

«Методы математической физики (линейные и нелинейные уравнения физики)»

на тему: «________________________»

Введение……………………………………………………………..….….3

1. Уравнение Бесселя………………………………………………......5

2. Частные случаи уравнения Бесселя……………………….………9

3. Ортогональность функций Бесселя и их корни…………………..11

4. Применение теории функций Бесселя к анализу скин-эффекту……………………………………………………….……14

Заключение…………………………………………………………....…18

Список литературы……………………………………………….……..19

Вступление

В этой курсовой работе мы познакомимся с уравнением Бесселя и его применением в уравнениях математической физики. Функции Бесселя впервые были определены швейцарским математиком Даниилом Бернулли, а названы в честь Фридриха Бесселя.

Фридрих Вильгельм Бессель

— немецкий математик и астроном XIX века. Родился 22 июля 1784 в Миндене. Самостоятельно изучал математику и астрономию, в 1804 вычислил орбиту кометы Галлея. В 1806 стал ассистентом крупного астронома И.Шрётера в Лилиентале, вскоре приобрел репутацию видного астронома-наблюдателя и вычислителя-математика. В этом качестве в 1810 был приглашен в Кёнигсбергский университет для организации обсерватории, директором которой оставался до конца жизни. Полагая, что в результаты наблюдений необходимо вносить поправки, учитывающие наличие самых незначительных факторов, Бессель разработал математические методы коррекции результатов наблюдений. Первой работой в этом направлении стала корректировка положений звезд в каталоге, составленном в 18 в. английским астрономом Дж. Брадлеем. В дальнейшем Бессель сам вел наблюдения за звездами; в 1821-1833 он определил положение более 75 тыс. звезд и составил обширные каталоги, которые легли в основу современных знаний о звездном небе.

Бессель одним из первых измерил параллаксы звезд и расстояние до них. В 1838 определил расстояние до двойной звезды 61 Лебедя, оказавшейся одной из самых близких к Солнечной системе. Наблюдая в течение ряда лет яркие звезды Сириус и Процион, Бессель обнаружил в их траектории такие особенности, которые можно было объяснить только наличием спутников. Эти предположения впоследствии подтвердились: в 1862 был обнаружен спутник Сириуса, а в 1896 — спутник Проциона. Известны работы Бесселя в области геодезии (определение длины секундного маятника, изобретение базисного прибора).

Уравнение Бесселя возникает во время нахождения решений уравнения Лапласа и уравнения Гельмгольца в цилиндрических и сферических координатах. Поэтому функции Бесселя применяются при решении многих задач о распространении волн, статических потенциалах и т. п., например:

· электромагнитные волны в цилиндрическом волноводе;

· теплопроводность в цилиндрических объектах;

Функции Бесселя применяются и в решении других задач, например, при обработке сигналов.

Уравнение Бесселя

При решении многих задач математической физики приходят к линейному дифференциальному уравнению:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru (1)

где Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru — постоянная. Это уравнение встречается также во многих вопросах физики, механики, астрономии и т. п. Уравнение (1) называется уравнением Бесселя. Так как уравнение (1) имеет особую точку x = 0, то его частное решение следует искать в виде обобщенного степенного ряда:

Подставляя ряд (2) в уравнение (1), получим

(3)

Приравнивая нулю коэффициенты при различных степенях x, будем иметь:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Из первого равенства находим два значения для р: p1= Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru и p2=- Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Если мы возьмем первый корень р = Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , то из формул (5) и (6) получим:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Отсюда следует, что a2k+1=0 (k=2, 3, 4,…), а коэффициенты с четными индексами определяются, очевидно, по формулам:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Из которых ясно, что общее выражение для коэффициентов имеет такой вид:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Что касается коэффициента a0, который был до сих пор со­вершенно произвольным, то выберем его таким образом:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

где Г ( Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru ) — гамма-функция, которая определяется для всех поло­жительных значений Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru (а также для всех комплексных значений с положительной вещественной частью) следующим образом:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

При таком выборе а0 коэффициент а2k может быть записан в виде:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Это выражение может быть упрощено, если воспользоваться одним из основных свойств гамма-функции. Для этого проинтег­рируем правую часть равенства (8) по частям; тогда получим следующую основную формулу:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Отметим, что формула (10) дает возможность определить гамма-функцию для отрицательных значений Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , а также и для всех комплексных значений.

Пусть k — некоторое целое положительное число. Применяя несколько раз формулу (10), получим

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Полагая в этой формуле Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru = 0, найдем, в силу равенства

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

другое важное свойство гамма-функции, выражаемое

Г (k+1) = k! (12)

С помощью формулы (11) выражение (9) для коэффициента а2k примет следующий вид:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Внося найденные значения коэффициентов а2k+1 и а2k в ряд (2), получим частное решение уравнения (1). Это решение носит название функции Бесселя 1-го рода Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru -го порядка и обозначается обычно через JV (x).

Таким образом,

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Ряд (14) сходится при любом значении x, в чем нетрудно убе­диться, применяя признак Даламбера.

Используя второй корень p2 =— Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , можно построить второе частное решение уравнения (1). Оно может быть получено, оче­видно, из решения (14) простой заменой Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru на — Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , так как урав­нение (1) содержит только Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru 2 и не меняется при замене Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru на — Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru :

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Если Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru не равно целому числу, то частные решения JV (x) и J-V (x). уравнения Бесселя (1) будут линейно независимыми, так как разложения, стоящие в правых частях формул (14) и (15), начинаются с разных степеней х. Если же Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru есть целое положи­тельное число n, то в этом случае легко обнаружить линейную зависимость решений Jn(x) и J-n(x). Действительно, при целом Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru для к = 0, 1, 2, ... , n— 1 величина - Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru +k+1 принимает целые отрицательные значения или нуль. Для этих значений k: Г(- Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru +k+1)= Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , что следует из формулы:

Таким образом, первые n членов в разложении (15) обратятся в нуль и мы получим

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

или, положив k= n + l, получим

т.е.
Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Отсюда следует, что при целом n функции Jn(x) и J-n(x) линейно зависимы.

Для того чтобы найти общее решение уравнения (1), когда Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru равно целому числу n, необходимо найти второе, линейно-независимое от JV (x), частное решение. Для этого введем новую функцию Yv (х), положив

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Очевидно, что эта функция также является решением уравне­ния (1), так как она представляет собою линейную комбинацию частных решений JV (x) и

J-V (x) этого уравнения. Затем нетрудно убедиться, на основании соотношения (16), что при Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , равном целому числу n, правая часть равенства (17) принимает неопре­деленный вид Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru . Если раскрыть эту неопределенность по правилу Лопиталя, то в результате ряда выкладок (которые ввиду их сложности здесь не воспроизводятся) получим следующее пред­ставление функции Yn(x) при целом положительном n:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

В частном случае, при n = 0, функция Yo(х) представляется таким образом:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru
Введенная здесь функция Yv (х) называется функцией Бесселя 2-го рода Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru -го порядка или функцией Вебера.

Функция Вебера Yv (х) является решением уравнения Бесселя также и в том случае, когда Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru — целое число.

Функции JV (x) и Yv (х), очевидно, линейно независимы, сле­довательно, эти функции при всяком Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru —дробном или целом — образуют фундаментальную систему решений. Отсюда вытекает, что общее решение уравнения (1) может быть представлено в виде

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

где С1 и С2 — произвольные постоянные.

Частные случаи уравнения Бесселя.

В математической физике наиболее часто встречаются функ­ции Бесселя

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru где п—целое число.

Первые две из этих функций представляются следующими рядами:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Для них имеются подробные таблицы. Графики функций J0(x), J1(x) и У0(x) приведены на рис.1 и 2.

Рис.1 Рис.2

Из формулы (23) видно, что вычисление функций J2(x), J3(x) и т. д. сводится к вычислению соответствующих значении функций J0(x) и J1(x).

Обратимся теперь к функции Jn+1/2 (x), где n — целое число.

Найдем прежде всего значения функций J1/2 (x) и J-1/2 (x), для чего обратимся к разложению (14); из него видно, что

Но из формулы (11) непосредственно вытекает, что

Таким образом,

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Последняя сумма представляет собой разложение sin x в степен­ной ряд, вследствие чего

Аналогично, из разложения (15) вытекает, что

Если теперь воспользоваться формулой (23), то нетрудно видеть, что

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Вообще, функция Бесселя Jn+1/2 (x) при целом n выражается через элементарные функции, а именно:

где Рn (1/x) — многочлен степени n относительно 1/x, а

Qn-1 (1/x) —многочлен степени n—1, причем Pn(0) = 1, 0n-1(0)=0. Отсюда следует, что при больших значениях х имеет место асимптотическое представление функции Бесселя:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

где через О(x-1) обозначена величина порядка 1/x.

Отметим, что асимптотическая формула (29) справедлива не только при Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru =n+1/2, но и при всех значениях Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru .

4. Ортогональность функций Бесселя и их корни.

Рассмотрим уравнение

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

где k — некоторая постоянная, отличная от нуля.

Введем вместо x новую независимую переменную t = kx. Тогда уравнение (30) преобразуется в такое:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

а это есть уравнение Бесселя. Следовательно, функция y=Jv (kx) будет решением уравнения

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

которое разделив на x, можем написать в виде

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Возьмем два различных значения k и напишем соответствую­щие дифференциальные уравнения:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Умножая первое из этих равенств на Jv (k2 x), а второе— на Jv (k1 x) и вычитая одно из другого, после несложных преобразований получим:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Если теперь воспользоваться формулой (14), то нетрудно убе­диться, что выражение, стоящее здесь в квадратных скобках, может быть разложено по степеням x, причем наинизшая степень х будет х2(v+1). Отсюда ясно, что это выражение будет обра­щаться в нуль при х = 0, если Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru > —1. Приняв это во внима­ние, проинтегрируем равенство (32) по некоторому конечному промежутку (0, l); тогда получим

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

где через (') обозначается, как обычно, дифференцирование по аргументу. При l = 1 эта формула принимает вид:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Покажем теперь, что при Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru >—1 функция Бесселя JV(x) не может иметь комплексных корней. Допустим, что она имеет такой корень а+ib, причем а Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru . В разложении (14) все коэффициен­ты разложения вещественны и, следовательно, функция J1(x) кроме корня a+ib должна иметь и сопряженный корень a-ib. Обра­тимся к формуле (34) и положим k1=a+ib и k2=a+ib; при этом k12≠k22 и формула дает

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Величины JV(k1x) и JV(k2x) будут комплексно сопряженными, следовательно, в предыдущей формуле под знаком интеграла стоит положительная величина и эта формула не может иметь места.

Функция Бесселя Jv(x) не может иметь и чисто мнимых корней. Действительно, подставив ± ib в формулу (14), получим разло­жение, содержащее только положительные члены:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

так как, согласно формуле (8), гамма-функция Г(x) принимает положительные значения при х > 0.

Покажем теперь, что функция Jv(x) имеет вещественные корни. Для этого обратимся к асимптотическому разложению функции Бесселя (29):

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Из этой формулы видно, что при беспредельном удалении x: вдоль положительной части оси Ох второе слагаемое в квадратных скобках стремится к нулю, а первое — бесчисленное множество раз изменяется от -1 к +1. Отсюда непосредственно вытекает, что функция Jv(x) имеет бесчисленное множество вещественных корней.

Таким образом, приходим к следующему результату: если Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru > -1, то функция Jv(x)имеет все корни вещественные.

Заметим, кроме того, что из разложения (14), содержащего только четные степени, непосредственно вытекает, что корни Jv(x) будут попарно одинаковыми по абсолютной величине и обратными по знаку, так что достаточно рассматривать только положитель­ные корни.

Пусть k1= Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , k2= Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , где µi и µl—два различных положи­тельных корня уравнения.

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Тогда формула (33) дает непосредственно следующее свойство ортогональности функций Бесселя:

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Пусть теперь k= Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru , где µ— положительный корень уравнения (35). Возьмем формулу (33), в которой положим k1=k2, k2 а будем считать переменным и стремящимся к k, тогда получим

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

При k2- >правая часть этого равенства становится неопре­деленной так как числитель и знаменатель стремятся к нулю. Раскрыв эту неопределенность по правилу Лопиталя, получим

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

Положив в формуле (22) х=µ и приняв во внимание, что есть корень уравнения (35), получим

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

и формулу (37) можно записать еще следующим образом:

Таким образом, мы имеем

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

( Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru > -1)

где µi и µj—положительные корни уравнения JV(x)=0.

Рассмотрим теперь более общее уравнение

Частные случаи уравнения Бесселя - student2.ru

где α и β—заданные вещественные числа.