Формирование представлений о размере предметов

Вгруппе детей шестого года жизни учатся сравнивать ве­личину двух предметов накладыванием или прикладывани­ем, понимать, что размеры (величина) предмета могут из­меряться с помощью другого предмета, который называется условной мерой, или просто мерой. Измерять с помощью условной меры длину, объем жидких и сыпучих веществ, устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, ширина, высота, толщина).

Понятие толщина употребляется в двух значениях: пер­вое — когда выделяют толщину предметов (толщина гимна­стической палки, ствола дерева, карандаша), и второе — когда понятие «толщина» употребляется при характеристике объемных предметов (толщина книги, тетради). Детей следу­ет знакомить с понятием толщины предмета в обоих значе­ниях. Сначала детям показывают округлые предметы и учат сравнивать по толщине. Они сравнивают по толщине каран­даши, ветки и стволы деревьев. При этом опираются на зри­тельный и тактильно-двигательный анализаторы.

Им уже доступно понимание обратной зависимости между длиной и толщиной предмета при одинаковом количестве вещества. Так, на одном из занятий воспита­тель развивает у детей представление о том, что увеличе­ние одного из размеров объекта при сохранении его объема приводит к уменьшению другого: если раскатать столбик пластилина, он станет длиннее, но тоньше, чем был.

Во время работы с раздаточным материалом детям разда­ют пластилин и дощечку — подставку. Педагог предлагает им разделить пластилин на две равные части и скатать два одинаковых столбика. По предложению воспитателя, при­кладывая столбики один к другому по длине и толщине, дети достигают того, что они становятся одинаковыми.

Потом воспитатель дает задание: подумать, что надо сде­лать, чтобы пластилиновый столбик стал длиннее. Дети рас­катывают один столбик между ладонями. «Что стало со стол-

биком?»— спрашивает воспитатель.Если не могут ответить на вопросы или отвечают неправильно,необходимо поста­вить дополнительный:«Мы добавляли пластилина?»На ос­нове сравнения этого столбика с тем,который дети не из­меняли,устанавливается,что он стал длиннее, однако тонь­ше. «А что надо сделать,чтобы столбик стал толстым?»— спрашивает воспитатель.Дети сплющивают столбик с обоихконцов до тех пор, пока он не станет толстым и коротким,таким,как второй.Детям задают вопрос: «Что теперь можносказать о раз?.терах этого столбика?Почему он стал толстым? А изменилась ли его длина?»Устанавливают,что столбикстал толще, но короче,чем был.

После того как у детей сформируются представления о толщине таких предметов как полка, карандаш,ствол дере­ва т.д., следует ознакомить их с толщиной книжки, тетра­ди,коробки и др.

На одном из занятий предлагают показать длину,шири­ну и высоту предмета.Детям шестого года жизни сделать этонесложно.Они показывают длину, ширину и высоту пред­мета при разном его положении в пространстве.«В этом пред­мете,— воспитатель показывает книгу, -— также можно вы­делить длину, ширину и высоту. Кто хочет показать длину книжки,если она лежит на столе? А теперь ширину? Ктопокажет высоту книжки?»Детям часто трудно найти высоту в таких предметах.Оки отвечают,что тут нет высоты. Воспи­татель подчеркивает,что в этом предмете тоже есть высота,только высота значительно меньше, чем ширина и длина.В предметах, в которых высота относительно длины и ши­рины очень маленькая,ее называют толщиной. Так,мы го­ворим о толщине книги,тетради, крышки стола и др.

При определении разных параметров дети шестого года жизни используют разные приемы непосредственного и опос­редованного сравнения:накладывания,прикладывания,из­мерения.Однако следует помнить, что прежде чем включать измерение как прием определения размера, необходимо на­учить детей измерять и считать количество отмериваний.

Обучают измерению постепенно,последовательно ус­ложняя задания. Условно можно выделить четыре этапа в обучении измерению детей в старшей группе детского сада(З.Е.Лебедева.Киев, 1974).

Практически в работе детских садов обучение начинаетсяс экскурсии в магазин, где дети видят,что, прежде чемкупить одежду, люди ее примеряют,подбирают по размеру; ткани измеряются в метрах, молоко— в литрах.

На следующем занятии эти знания уточняются.Воспита­тель говорит: «Дети,вспомните, что мы наблюдали в мага­зине?Что люди делали там, прежде чем купить обувь или одежду?Чем продавец измерял ткань,ленты? Правильно,он измерял метром.Что надо сделать,чтобы узнать,подой­дет ли вам пальто,туфли?»

Воспитатель вызывает двух-трех детей, предлагает им померить тапочки, пальто.В процессе занятия воспита­тель убеждает детей в необходимости примеривания.

В другой части занятия дети измеряют возле стола воспи­тателя воду (рис, фасоль),мерами служат стаканы, чашки.

В дальнейшем обучение измерению планируется на заня­тиях в сочетании с другими программными задачами. На­пример,с обучением счету, ознакомлением с формой пред­метов и др.

Поскольку измерение —новый и достаточно сложный вид математической деятельности,следует в обучении со­блюсти определенную поэтапность.На первом этапеизмере­ние производится одновременно несколькими одинаковымимерами,в результате чего у детей формируется представле­ние о том, что такое мера, зачем надо измерять.

Условными мерами могут быть кубики,бруски, полоски,ленточки,а также стаканчики5чашки, ложки и другая посу­да.Меры и измеряемый предмет воспитатель готовит забла­говременно так, чтобы условная мера помещалась в измеряе­мом предмете определенное количество раз без остатка.

Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нало­жить меры: плотно прижимая, приставляя одну к другой,чтобы между ними не оставалось пространства и чтобы однамера не накладывалась на другую. Можно начать с измере­ния высоты, потом длины, ширины или с измерения объе­ма— это происходит по усмотрению воспитателя.Основное требование— мер должно быть много,чтобы их хватило на всех и чтобы они были одинаковыми.Воспитатель наполняет меру,обращая внимание детей на то,что насыпать или на­ливать необходимо полностью, но не через край.Как только весь измеряемый материал(подкрашенная вода) будет пере­сыпан в меры, их пересчитывают.На этом этапе обучения процесс измерения как бы делится на отмеривание и счет мер.В качестве меры лучше всего брать прозрачную посуду, чтобы детям было видно, на сколько она наполнена.

На втором этапеобучения измерение осуществляется од­ной мерой, но при этом ребенок имеет возможность зафик­сировать каждую меру отдельно. Например,измеряя сыпучие

вещества,ребенок каждую меру высыпает на отдельную куч­ку,измеряя жидкости,переливает каждую меру в какую-ни­будь посуду тоже отдельно (одну меру — в баночку,другую — в ведро). Если же ребенок выполняет линейное измерение,то каждая мера фиксируется черточкой на самом предмете.Одна­ко и на этом этапе ребенок сначала только измеряет,откла­дывает меры. Выполнив эту операцию,он переходит к другой —считает количество измерений. При этом возможны типич­ные ошибки, которые можно заблаговременно предусмотреть и избежать.Так, во время линейного измерения дети считают не количество измерений, а количество черточек, что приво­дит к неправильному результату.

Практические умения в измерении расширяют возмож­ности детей в упорядочивании предметов по одному из па­раметров размера. Например,на одном из занятий воспита­тель предлагает построить ряд из полосок разной длины.По­лоски дети раскладывают сверху вниз от самой короткой к самой длинной. При этом воспитатель напоминает,что слева концы полосок следует подравнять.Выполнив задания,дети поясняют,в каком порядке они складывали полоски. Счи­тают полоски по порядку сверху вниз. Воспитатель спраши­вает:«Одинаковые ли получились лесенки? Как проверить, что лесенки одинаковые?»Для проверки воспитатель пред­лагает измерить каждую полоску и выделяет,что мерами бу­дут маленькие прямоугольники.Дальше объясняет:«На ниж­нюю полоску положите столько мер,сколько поместится,раскладывайте их слева направо,точно одну за одной, тща­тельно».После того как дети разложат меры, воспитатель об­ращается к ним с вопросом:«Чему равняется длина первой(второй,третьей, четвертой)полоски? Какая полоска самаякороткая и почему? Какая самая длинная?На сколько мер вторая полоска длиннее, чем первая? Что можно сказать о длине первой и второй полосок? На какой полоске помести­лось больше всего мер? Одинаковые ли ступеньки?»Если детям трудно ответить,можно задать дополнительные воп­росы:«Одинакового ли размера ступеньки? На сколько меркаждая из полосок длиннее или короче соседней?»

Обобщая ответы, педагог выделяет: «Каждая полоска на одну меру длиннее,чем полоска,расположенная перед ней, и короче, чем полоска, следующая за ней. Все ступеньки в наших лестницах одинаковые.Давайте спустимся по ступень­кам вниз и поднимемся вверх. Я буду называть полоску,а вы— ее длину. Первая полоска равна...»,— говорит педагог,«...— одной мере»,— продолжают дети.

На третьем этапедетей учат измерять величины одной условной мерой;количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом).После измерения ребенок считаетфишки и получает результат.Ошибки детей на этом этапечаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает(нали­вает)меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает)и ставит еще одну фишку.Чтобы предупредить это, воспита­тель подчеркивает,что ставить фишку нужно только послетого,как высыпали(вылили) меру.

Четвертый этап — это одновременное выполнение двух видов деятельности— счета и измерения.Дети откладываютмеры и сразу называют число. Это и есть тот уровень разви­тия деятельности,к которому их следует подвести.

В данной группе основное внимание уделяется понима­нию зависимости измеряемой величины, условной меры и результата измерения. С этой целью воспитатель может пред­ложить измерять разными по величине мерами. Результатбудет разный. На основе подобных упражнений воспитательподводит к выводу: чем больше мера,тем меньшее количе­ство измерений мы выполняем, и наоборот.

Для совершенствования умений в измерении детям пред­лагается раздаточный материал: полоски бумаги или карто­на,ленточки и т.д.Часто упражнениям придают игровойхарактер:отмеривают«ткань» на полотенца куклам, подби­рают доски для строительства«моста», изготовления«мебе­ли»и т.п.

Знания,приобретенные на занятиях по математике,за­крепляются в сюжетно-ролевых и сюжетно-дидактических играх типа:«Магазин»,«Наведи порядок»,«Отгадай, в ка­ком порядке», «Отгадай,где пропущено».Так, для закреп­ления умений в упорядочивании предметов по длине мож­но организовать игру с раздаточным материалом.У каждого ребенка в конверте пять пар лыж, вырезанных из плотнойбумаги или картона.Педагог говорит:«Мы с вами всегдапосле катания на лыжах ставим их попарно(каждую пару лыж отдельно)возле стеночки за планку. А сегодня кто-топерепутал лыжи. Давайте мы с вами наведем порядок. Пред­ставьте,что у вас настоящие лыжи, достаньте их из кон­верта.Подумайте, с чего следует начать, чтобы правильно их разместить».

Уточняют,что сначала надо найти пары лыж. После того как дети подберут пары, воспитатель спрашивает,как наве­сти порядок. Решают поставить лыжи в ряд вдоль стены от самых длинных до самых коротких.После окончания работы

воспитатель предлагает двум-трем детям рассказать,в каком порядке они разместили лыжи.

Такие упражнения повышают интерес к знаниям, уточ­няют их, совершенствуют навыки в сравнении предметов по величине.

Упражнения для самонроверю!

Дети шестого года жизни должны

уметь... все параметры... предмета,срав- выделять величины

пивать их между собой, ... и правильно... различать называть

предметы по ..,, ширине, ... ,толщине. длине высоте

Им полностью доступно понимание... обратной

зависимости между длиной и ... предмета толщиной

при одинаковом...вещества. В этой группе количестве

дети учатся ... длину,ширину предметов, измерять

объем... веществ или... условной мерой, сыпучих жидкостей

устанавливать...величин. ряд

§ 3. Формирование знаний о геометрических фигурах

Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометричес­кие фигуры можно условно разделить ка две группы:плос­кие(круг, квадрат,овал, прямоугольник,четырехуголь­ник)и объемные(шар, куб, цилиндр],учатся обследоватьих форму, выделять характерные особенности этих фигур,находить сходство и отличие, определять форму предметов,сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.

Методика формирования геометрических знаний в груп­пе детей шестого года жизни принципиально не изменяется.Однако обследование становится более детальным и подроб­ным.Наряду с практическим и непосредственным сравне­нием известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием широко используется как методический при­ем измерение условной мерой.Вся работа по формированиюпредставлений и понятий о геометрических фигурах строит­ся на сравнении и сопоставлении их моделей.

Для выявления признаков сходства и отличий фигур их модели сначала сравнивают попарно (квадрат и прямоуголь­ник,круг и овал),потом сопоставляют сразу три-четырефигуры каждого вида,например четырехугольники.

Так,знакомя с прямоугольником,детям показываютнесколько прямоугольников,разных по размерам,изготов­ленных из разных материалов(бумаги, картона,пластмас-

сы).«Дети, посмотрите на эти фигуры.Это прямоугольники».Обращается внимание на то, что форма не зависит от разме­ров.Предлагается взять в левую руку фигуру,а указатель­ным пальцем правой руки обвести по контуру.Дети выявля­ют особенности этой фигуры:попарно равны стороны, углы тоже равные.Проверяют это сгибанием,накладыванием од­ного на другой. Считают количество сторон и углов.Потом сопоставляют прямоугольник с квадратом,находят сходстваи отличия в этих фигурах.

У квадрата к прямоугольника по четыре угла и четыре стороны,все углы равны между собой.Однако прямоуголь­ник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороныравны,а у прямоугольника равны только противополож­ные,т.е. попарно.

Особое внимание в этой группе следует уделять изобра­жению геометрических фигур — выкладыванию из счетныхпалочек,из полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным(около стола воспитателя),так и разда­точным материалом.

На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланс-леграфе кз полсеок прямоугольник.«Как называется эта фи­гура?Сколько сторон у прямоугольника?Сколько угло.ь?»Дети показывают стороны, углы прямоугольника.Потом вос­питатель спрашивает:«Как я какие фигуры можно получить из прямоугольника(создать меньшие прямоугольники,квад­раты,треугольники)?»При зтом используются дополнитель­ные полоски бумаги.Дети считают стороны а полученныхфигурах.

На основе выявления существенных признаков геометри­ческих фигур подводят к обобщенному понятию четыреху­гольник.Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник,дети устанавливают,что у всех этих фигур по четыре сторо­ны и по четыре угла, что количество сторон и углов являет­ся общим признаком,который положен в основу определе­ния понятия четырехугольник.

Далее дети сравнивают разные по форме четырехуголь­ники.В равенстве сторон и углов дети убеждаются при на­кладывании одного на другой.

В старшем дошкольном возрасте формируется способностьпереносить добытые знания в не знакомую ранее ситуацию,использовать эти знания в самостоятельной деятельности.Знания о геометрических фигурах широко используются,уточняются,закрепляются на занятиях по изобразительнойдеятельности,конструированию.

Такие занятия позволяют детям приобретать умения в де­лении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов гео­метрических фигур разных размеров.

Например,во время одного из занятий детям раздаютконверты с набором моделей геометрических фигур. Воспи­татель показывает аппликацию«робота»,составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций.Сначала все последовательно рассматривают образец. Уста­навливают,из каких частей(фигур) выполнена каждая де­таль(рис. 24). Потом по образцу выполняется работа. Педагогможет показать еще две-три картинки и предлагает выбрать одну из них, внимательно ее рассмотрев,сложить такую же.

Формирование представлений о размере предметов - student2.ru

У детей этого возраста
важно сформировать пра­
вильные навыки показа эле­
ментов геометрических фи­
гур.При пересчитывании уг­
лов дети указывают только
на вершину угла.Им не
объясняют,что такое вер­
шина угла, а просто пока­
зывают ее как точку пересе­
чения двух сторон.Стороны
показывают,проводя паль­
цем вдоль всего отрезка, от
одной вершины угла до дру­
гой.Угол как часть плоско-
Рис<24 сти дети показывают одно-

временно двумя пальцами— большим и указательным.

В объемных фигурах (таких,как цилиндр,куб) они выде­ляют и называют боковые стороны и основания.При этом можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью.Дети шестого года жизни часто самостоятельно организу­ют дидактические игры, которые позволяют им закрепить иуточнить знания о геометрических фигурах. Так,они орга­низуют игры «Гаражи»,«Кто найдет?»,«Поручения»,«В ка­кую коробку?» и др.

Упражнения для самопроверки

овалом

четырехугольнике задача

Детей шестого года жизни знакомят с новой фигурой— ... и дают понятие о .... Основная... , стоящая перед воспитате­лем этой группы,заключается в том, что-

Ознакомить

Свойствами

Качествами

Геометрических

Сопоставления

Противопоставления

Сравнением

Измерения

бы лучше... детей с наиболее общими ... и ...известных им... фигур.

Вся работа строится на основе ... и ... моделей фигур. Наряду с практическимнепосредственным...известных геометри­ческих фигур широко используется прием ...условной мерой.

§ 4. Развитие ориентирования в пространстве

На шестом году жизни предусматривается дальнейшее со­вершенствование знаний о размещении предметов в про­странстве,называний помещения детского сада,о наиболееблизких объектах на соседних улицах.Дети этого возраста должны понимать и использовать слова: слева,справа, прямо,дальше,вверх, вниз;определять свое положение относительноокружающих предметов,изменять направление во время ходьбы,ориентироваться от любого предмета.Среди разныхпространственных отношений,которые ребенок познает в период дошкольного детства, следует особо выделить отно­шения между предметами— взаимное размещение их в про­странстве.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает сло­весной системой отсчета по основным пространственнымнаправлениям(Т.А.Мусейибова).Формирование простран­ственных ориентировок не только на чувственной,но и сло­весной основе — сложный и длительный процесс, что тре­бует специального руководства со стороны педагога.Диффе­ренциация основных направлений в пространстве на уровне второй сигнальной системы вызывает определенные трудно­сти.Исследования показали, что направления,которые ре­бенок различает в этом возрасте,он соотносит с отдельны­ми частями собственного тела. Так, укрепляется связь типа«вверху— там, где голова»;«внизу — это там, где ноги»;«впереди— это там, где лицо»; «сзади— где спина».

Дети этого возраста продолжают ориентироваться на себе, от себя и начинают овладевать ориентировкой от объектов.

Основным средством формирования умения ориентиро­ваться,а также представлений и понятий о пространстве являются занятия по математике,физкультуре,музыке и конструированию,изобразительная деятельность.Именно

здесь осуществляется целенаправленное педагогическое ру­ководство процессом познания. Педагог помогает усвоитьпространственные отношения,связи и формирует способ­ность переносить знания из специально организованногодидактического окружения в естественную жизненную об­становку.

Так,на одном из занятий воспитатель ставит дидакти­ческую цель: научить определять направления и размеще­ние предметов относительно друг друга:впереди,сзади, слева,справа, между,посередине.

Детям предлагают поднять правую,а потом левую руку. «Коля,подойди ко мне!Стань спиной к ребятам и отведи правую руку в сторону.Правильно ли Коля выполнил зада­ние?Коля, не опуская руки вниз, повернись лицом к де­тям!Какую руку Коля поднял в сторону?Какая рука у него опущена вниз?» Во время таких упражнений начинается осоз­нание зеркального изображения.

«Вы уже хорошо умеете различать правую и левую руки, находить,какие предметы стоят впереди,сзади, слева,справа от вас. Сегодня будем учиться определять,какой предметрасположен впереди, слева,справа от другого предмета».

Педагог показывает на куклу, которая сидит посерединестола.«Наташа, покажи,какая рука у куклы правая,а какая левая.Какую игрушку я поставила слева, а какую справа от куклы?Где сидит собачка?А где кошечка?»Потом игрушки меняют местами и задают вопросы:«Где теперь сидит собач­ка,а где уточка? (игрушки размещают не только слева и справа,но и впереди,сзади куклы).Дети каждый раз назы­вают,где что стоит.

Во время музыкальных и физкультурных занятий частоиспользуется прием активного передвижения в пространстве.Так,воспитатель вызывает по очереди пять-шесть ребят, указывая им, где нужно встать: «Сережа,подойди ко мне.Коля,встань так,чтобы Сережа был сзади тебя.Вера, встаньвпереди Ирины» и т.д.Разместивши так детей,воспитатель просит их назвать,кто стоит впереди,сзади от кого.Потом им предлагается повернуться налево (направо)и снова ска­зать кто и где (относительно их) стоит (слева или справа).

В работе широко используются целевые прогулки,экс­курсии,беседы по картине,подвижные,музыкальные и творческие игры. Специальные упражнения и дидактическиеигры помогают уточнить пространственные представления.Особенно важно при этом опираться на опыт детей, на их знания и умения. Почти в каждой подвижной игре можно

выделить задания на определение направления,местопре­бывания и отношений между предметами в пространстве.Так,игры «Следопыты»,«Туристы», «На аэродроме»тре­буют умения самостоятельно выбирать направление,дви­гаться,учитывая конкретные условия.

Для совершенствования умений ориентировки в простран­стве вводятся правила,которые требуют сохранения направ­ления движения,использования всего пространства.

Значительную роль при этом играет речь воспитателя,адекватное использование слов-терминов,четкость,инто­национная выразительность,выделение главного, развитиеинтереса к игре, установление соответствующего темпа. Чте­ние стихотворений,рассматривание картин, иллюстрацийспособствуют адекватному использованию предлогов: на,в, под, над и т.д.

Упражнения для самопроверки

Готовность детей ... от другого предме- ориентироваться

та основывается на ... ориентироваться на умении самому

... себе.Дети должны научиться ...предста- мысленно

вить себя на ... предмета.Воспитателю еле- месте

дует знать,что ребенок значительно... ста- легче положение

вит себя в ... любого ... другого предмета, живего неживого

чем .... Для ориентировки детей на ,,. их местности выделять

следует учить ... основные(опорные) ... , ориентиры

самостоятельно уетанаштавать различные связи

... между началом к окончанием... , ори- пути
ентирами между любыми предметами в

..., на ... , улице. комнате на участке

§ 5. Ориентирование во времени

У детей старшей группы закрепляются и углубляютсяпредставления о единицах и некоторых особенностях вре­мени. Название частей суток связывается не только с конк­ретным содержание деятельности детей и взрослых,кото­рые их окружают, но и с более объективными показателя­ми времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели,определяют,ка­кой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать наблюдения,беседы,чтение, пересказывание сказок, стихов,рассматри-

вание картин, фотографий,дидактические игры и упражне­ния,акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимосформировать осознанные понятия о сутках.В процессе обу­чения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу:день и ночь —сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно по­делить на четыре части:утро, день, вечер,ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части су­ток,ориентируясь на восход и заход солнца.В процессе на­блюдений за природными явлениями они усваивают поня­тия:на рассвете, в сумерки, в полдень,в полночь. Для форми­рования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения,рассматривание сюжетных картин,а так­же чтение художественной литературы,разучивание стихот­ворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе сле­дует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что людипять дней в неделю работают, два дня отдыхают,помогает осознать количественный состав числа7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность,можно ознакомить их с происхожде­нием названий дней.Например, понедельник— первый деньпо прошествии недели, вторник— второй, среда— средний, четверг— четвертый,пятница — пятый,суббота — конецнедели,воскресенье— выходной день. Для закрепления и уточ­нения знаний проводятся дидактические игры: «Назови сле­дующий день недели»,«Назови соседей»,«Покажи соответ­ствующую цифру» и др.

Название дней недели,особенно вначале,требует объе­динения с конкретным содержанием деятельности.Так, вос­питатель обращается к детям с вопросом:«Какой сегоднядень недели? Правильно,сегодня вторник.Занятие по мате­матике всегда будет во вторник.Какой день недели был вче­ра?Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отве­чают на вопросы.Уточняется последовательность дней неде­ли.Эта работа осуществляется не только во время занятий,но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает:«Какой сегодня день недели, а какой будет завтра?»

На одном из занятий воспитатель говорит: «Дети,сегод­ня у нас занятие по математике.Пройдет день,вечер, ночь.Наступит утро, и мы скажем,что занятие по математике

было вчера. Завтра у нас музыкальное занятие. Наступит но­вый день, и мы скажем,что музыкальное занятие у нассегодня.Так бегут дни за днями. Чтобы узнать, что и когда было сделано, что и когда надо сделать, люди дали названиядням.Семь дней (семь суток) составляют неделю. Запомнитеназвания дней недели.Я назову их по порядку: понедель­ник,вторник,.... Сегодня пятница. Сегодня занятие по кон­струированию.А какой день завтра? Правильно,завтра суб­бота.В субботу мы не приходим в детский сад.А в какой ещедень недели вы не приходите в детский сад?Правильно, ввоскресенье».

Потом одному-двум ребятам предлагается назвать дни не­дели по порядку. В конце занятия педагог говорит:«Пройдет неделя,наступит другая,и снова дни пойдут по порядку.Теперь каждое утро мы с вами будем отмечать, какой день недели наступил. Давайте все вместе еще раз назовем по по­рядку дни недели».

Опыт показывает,что не все дни недели запоминаютсяодинаково легко и быстро.Лучше всего запоминают воскре­сенье,субботу и понедельник.

Сначала представления детей о днях недели связывают с порядковыми номерами. Так,во время одного из занятийвоспитатель спрашивает:«Сколько дней в неделе?» и поясня­ет:«Для того чтобы легче было запомнить, в каком порядкеидут дни недели, мы обозначим их цветными фишками.Пер­вый день недели— понедельник— обозначим синей фишкой.Как называется следующий день недели? Обозначим его зе­леной фишкой. Почему этот день называется вторником?Ка­кой день наступает после вторника?Среда — это который день по порядку?Обозначим среду желтой фишкой.Как на­зывается следующий день недели?» и т.д. (ТДРихтерман).

После того как дети назовут все дни недели и обозначат их фишками, воспитатель спрашивает:«Сколько всего дней в неделе?» Потом он предлагает всем детям вместе (хором)посчитать фишки.

После этого воспитатель спрашивает:«Четверг —который это день по порядку?Почему этот день называется четвер­гом?Правильно, он четвертый день недели. А как называет­ся пятый день недели? Второй день?» Ставя эти вопросы,воспитатель показывает соответствующие фишки и предла­гает всем вместе назвать дни недели по порядку.В конце занятия спрашивает:«В какие дни мы проводим музыкаль­ное(физкультурное)занятие? Занятие по рисованию?»Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность дней

недели,можно использовать картинки-символы с изобра­жением всех дней недели.Как демонстрационный материал можно взять большой круг (диаметр35 см), на котором по порядку размещены разноцветные круги (диаметр8 см), а на них маленькие белые кружочки с цифрами от одного до семи соответственно порядковому номеру дня недели (рис.25).Разноцветные круги размещаются так: черный,серый, синий,зеленый, желтый,красный, розовый.В центре боль­шого круга устанавливается двигающаяся стрелка. Это услов­ный своеобразный календарь, на котором дети обозначаютдни недели. Этот календарь можно повесить рядом с кален­дарем погоды.

Формирование представлений о размере предметов - student2.ru

В качестве раздаточного ма­териала используются похожие, но меньшего размера модели.

Риг. 25

Сначала дети запоминаютдни недели в прямом и обрат­ном порядке, начиная с поне­дельника.В дальнейшем важно сформировать представления о том,что неделя может начи­наться с любого дая.Важно, чтобы прошли все семь дней. Так,воспитатель предлагает де­тям задачи: «Наташа гостила у бабушки семь дней, а Маша — одну неделю. Кто из детей был дольше у бабушки?»

Часто подобные задачи решаются во время занятий комп­лексно,в сочетании с другими задачами,например, усвое­ние дней недели по порядку,порядковый счет к количе­ственный состав чисел из единиц.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по фор­мированию у детей представлений о временах года. При этомшироко используются картинки и словесный материал: рас­сказы,сказки, стихи,загадки, пословицы.

С временами года(сезонами) лучше всего знакомить по­парно:зима и лето,весна и осень.На одном из занятий воспитатель спрашивает:«Какое время года сейчас?Какие вы еще знаете времена года?Сколько их всего? Правильно,год состоит из четырех времен года. Вот круг.Пусть это будетгод(рис. 26). Разделим его на четыре части». Дети рассматри­вают части круга.Каждая часть разного цвета.Воспитатель предлагает условно сравнить каждую часть круга с опреде­ленным временем года.

Формирование представлений о размере предметов - student2.ru

В дальнейшем эти знания мож­но закрепить в дидактической игре «Какое время года?».Для этого де­тям раздают картинки.Дети вни­мательно рассматривают их и оп­ределяют,какое время года изоб­ражено на каждой. Некоторыеописывают свою картинку,выде­ляя характерные признаки време­ни года.

Рис. 1ь

«Сколько вы знаете временгода?»— спрашивает воспитатель.«Назовите времена года,начиная с зимы».Важно сформиро­вать представления о том, что каждое время года(сезон) включает три месяца, что времена года сменяют друг друга. Год может начинаться с любого сезона,однако для того, чтобы прошел один год, необходимо,чтобы минули все че­тыре времени года по порядку.Дети читают стихотворения,загадывают загадки, составляют рассказы из личной жизни,характеризуя в них какое-либо время года.

Так,на одном из занятий воспитатель ставит цель закре­пить знания о геометрических фигурах (квадрат,круг, треу­гольник),о последовательности времен года;закрепить на­звания дней недели и их последовательность;развивать ло­гическое мышление; воспитывать внимание,доброжелательноеотношение друг к другу.

В старшей группе воспитатель формирует«чувство време­ни»,понимание значения его в жизни людей,необратимос­ти времени. В этой группе есть возможность ознакомить де­тей с объемной моделью времени,по которой смогут по­нять непрерывность,необратимость,симметричностьвремени(рис. 26).

Упражнения для самопроверю!

Ознакомление детей со ...обеспечи- временем

вает решение не только ... задач,ко и образовательных
воспитательных,таких, как воспитание

организованности, ... и внимательности ответственности
друг к другу.

З

Основными средствами развития у де­
тей... времени являются занятия по мате- чувства
матике,...,рассматривание сюжетных кар- наблюдения
тин,чтение ...произведений. художественных

аказ 1392

Вопросы и задания

  1. Раскройте методику постепенного развития у детей
    пятого, шестого годов жизни счетной деятельности. Какое
    значение имеет счет с участием различных анализаторов?
  2. Покажите специфику формирования представлений и
    понятий о пространстве в группах четвертого, пятого и ше­
    стого годов жизни.
  3. В чем сущность подготовки детей к вычислительной
    деятельности? Раскройте методику ознакомления детей с
    цифрами, количественным составом числа из единиц, делени­
    ем целого на части.
  4. На конкретных примерах покажите, как в данной воз­
    растной группе формируются представления и понятия о вре­
    мени.
  5. Проанализируйте план образовательно-воспитательной
    работы в группе шестого года жизни за одинквартал. Сде­
    лайте выписку из него, охарактеризуйте разные формырабо­
    ты по математике. Покажите соответствие методов и при­
    емовпрограммному содержанию занятий (целям занятий).

ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

§ 1.Развитие счетной деятельности детей седьмого года жизни

В работе с детьми седьмого года жизни важное значение имеет дальнейшее развитие счетной деятельности.Они учатсясчитать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, ко­личественными и порядковыми числительными,группами подва-три предмета, называя общее количество предметов.

Важное место в этой группе занимает счет с участиемразных анализаторов(зрительного,слухового,тактильного,двигательного).Основное внимание уделяется созданию мно­жеств по названному числу. Дети считают звуки,движения, предметы,сопоставляют множества,воспринимаемые раз­ными анализаторами,с заданным числом. Детям седьмого года жизни доступны сложные задания,состоящие из не­скольких конкретных заданий. Например,воспитатель пред­лагает послушать,сколько раз он ударит молоточком,а дети находят среди числовых фигур такую карточку, на которой столько же кружочков или на один больше (меньше),чем количество воспринятых звуков.

Используются и такие приемы:«Угадайте,сколько пред­метов у меня на карточке,если я хлопну в ладоши на один раз меньше (больше)?»Достаточно эффективны дидакти­ческие игры и упражнения типа: «Кто знает,пусть дальшепосчитает»,«Назови предыдущее число», «Под какую елоч­ку прыгнул зайчик?»,«Номер дома»и др.

Упражнения,связанные со счетной деятельностью,слу­жат основным компонентом каждого занятия по математике.Как правило, на них отводится 3—4мин в начале или в конце занятия.

Наши рекомендации