Метод северо - западного угла
Рассмотрим "северо-западный угол" незаполненной таблицы, то
есть клетку, соответствующую первому поставщику и первому потребителю.
Возможны три случая.
Это означает, что первый поставщик отгрузил весь произведенный продукт первому потребителю и его
запас равен нулю, поэтому
При этом неудовлетворенный спрос в первом пункте потребления равен
то есть спрос первого потребителя полностью удовлетворен и поэтому
а остаток продукта в первом пункте производства равен
из рассмотрения можно исключить и поставщика, и потребителя. Однако при атом план получается вырожденным,
поэтому условно считается, что выбывает только поставщик,
а спрос потребителя остается неудовлетворенным и равным нулю.
После этого рассматриваем северо-западный угол оставшейся не-
заполненной части таблицы и повторяем те же действия. В результате
через n+m-1 шагов получим опорный план.
Разработка основных алгоритмов решения задачи
1 Алгоритм решения транспортной задачи
1. Проверить выполнение необходимого и достаточного условия разрешимости задачи. Если задача имеет неправильный баланс, то вводится фиктивный поставщик или потребитель с недостающими запасами или запросами и нулевыми стоимостями перевозок.
2. Построить начальное опорное решение (методом северо-западного угла), проверить правильность его построения по количеству занятых клеток (их должно быть m+n-1).
3. Построить систему, соответствующую опорному решению.
4. Проверить выполнения условия оптимальности.
5. Перейти к опорному решению, на котором значение целевой функции будет меньше. Для этого находят клетку таблицы задачи, которой соответствует наибольшая положительная оценка
Строят цикл, включающий в свой состав данную клетку и часть клеток, занятых опорным решением. В клетках цикла расставляют поочередно знаки «+» и «-», начиная с «+» в клетке с наибольшей положительной оценкой. Осуществляют сдвиг (перераспределение груза) по циклу на величину . Клетка со знаком «-», в которой достигается остается пустой. Если минимум достигается в нескольких клетках, то одна из них остается пустой, а в остальных проставляют базисные нули, чтобы число занятых клеток оставалось равным .
Далее перейти к пункту 3 данного алгоритма.
Решение задачи
Открытая модель транспортной задачи:
У данной транспортной задачи открытая модель и количество спроса превышает количество предложений, вводят фиктивную строку. Получают:
Таблица 1
bk ai | ||||||
3 | 7 | 1 | 5 | 4 | 9 | |
7 | 5 | 8 | 6 | 3 | 4 | |
6 | 4 | 8 | 3 | 2 | 5 | |
3 | 1 | 7 | 4 | 2 | 3 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Составляют транспортную таблицу.
Таблица 2
bk ai | ||||||
3 10 | 7 | 1 | 5 | 4 | 9 | |
7 | 5 | 8 | 6 | 3 | 4 | |
6 | 4 | 8 | 3 | 2 | 5 | |
3 | 1 | 7 | 4 | 2 | 3 | |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В первую клетку помещают: Х11=min(30,10)=10.Спрос первого потребителя полностью удовлетворён, первый столбец вычеркивают. Остаток сырья в первом пункте составляет:30-10=20 усл. ед. Двигаемся по первой строке вправо Х12=min(30-10,35)=20.Предложение первого поставщика исчерпано, первая строка вычеркивается. Второму потребителю не хватает 35-20=15 усл. ед. Двигаемся по второму столбцу в низ Х22=min(5,35)=5. Предложение второго поставщика исчерпано, вторая строка вычеркивается. Второму потребителю не хватает 35-25=10 усл. ед. Двигаемся по второму столбцу в низ Х32=min(45,35-25)=10.Спрос потребителя исчерпан. Двигаемся по третьей строчке вправо Х33=min(45,15-0)=15. Спрос третьего потребителя исчерпан. Двигаемся по третьей строчке вправо Х34=min(45-25,25)=20. Предложения третьего поставщика исчерпаны, третья строка вычеркивается. Четвертому потребителю не хватает 25-20=5 усл. ед. Двигаемся по четвертому столбцу в низ Х44=min(45,25-20)=5. Спрос четвертого поставщика исчерпан. Двигаемся по четвертой строчке вправо Х45=min(40-5,55)=35. Предложения четвертого поставщика исчерпано. Двигаемся по пятому столбцу в низ 55-35=20 усл. ед. Х55=min(30,55-35)=20. Спрос пятого потребителя исчерпан. Двигаемся по пятой строчке вправо Х56=min(30-20, 10)=10. Таблица заполнена. Число нулевых значений Хi j , i=1,5; j=1,6, равно 10. Число базисных переменных задачи 5+6-1=10. Остальные 5*6-10=20 переменных являются свободными, их значения равны нулю.
Таблица 3
bj ai | |||||||
3 | 7 | 1 | 5 | 4 | 9 | ||
7 | 5 | 8 | 6 | 3 | 4 | ||
6 | 4 | 8 | 3 | 2 | 5 | ||
3 | 1 | 7 | 4 | 2 | 3 | ||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
-3 | -7 | -11 | -6 | -4 | -4 |
Таблица 4
bj ai | ||||||
0 | 0 - | -10 + | -1 | 0 | 5 | |
6 | 0 | -1 | 2 | 1 | 2 | |
6 | 0 + | 0 - | 0 | 1 | 4 | |
2 | -4 | -2 | 0 | 0 | 1 | |
1 | -3 | -7 | -2 | 0 | 0 |
Таблица 5
bj ai | |||||||
0 | 0 | -10 | -1 | 0 | 5 | ||
6 | 0 | -1 | 2 | 1 | 2 | ||
6 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4 | ||
2 | -4 | -2 | 0 | 0 | 1 | ||
1 | -3 | -7 | -2 | 0 | 0 | ||
-10 | -10 | -10 | -10 | -10 |
Таблица 6
bj ai | ||||||
0 | 0 | 0 | -1 | 0 | 5 | |
6 | 0 | 9 | 2 | 1 | 2 | |
6 | 0 - | 10 | 0 + | 1 | 4 | |
2 | -4 + | 8 | 0 - | 0 | 1 | |
1 | -3 | 3 | -2 | 0 | 0 |
Таблица 7
bj ai | |||||||
0 | 0 | 0 | -1 | 0 | 5 | ||
6 | 0 | 9 | 2 | 1 | 2 | ||
6 | 0 | 10 | 0 | 1 | 4 | ||
2 | -4 | 8 | 0 | 0 | 1 | ||
1 | -3 | 3 | -2 | 0 | 0 | ||
-4 | -4 |
Таблица 8
bj ai | ||||||
0 | 0 - | 0 | -1 | -4 + | 1 | |
6 | 0 | 9 | 2 | -3 | -2 | |
6 | 0 | 10 | 0 | -3 | 0 | |
6 | 0 + | 12 | 4 | 0 - | 1 | |
5 | 1 | 7 | 2 | 0 | 0 |
Таблица 9
bj ai | |||||||
0 | 0 | 0 | -1 | -4 | 1 | ||
6 | 0 | 9 | 2 | -3 | -2 | ||
6 | 0 | 10 | 0 | -3 | 0 | ||
6 | 0 | 12 | 4 | 0 | 1 | ||
5 | 1 | 7 | 2 | 0 | 0 | ||
-4 | -4 |
Таблица 10
bj ai | ||||||
0 | 4 | 0 | 3 | 0 | 5 | |
2 | 0 - | 5 | 2 | -3 + | -2 | |
2 | 0 | 6 | 0 | -3 | 0 | |
2 | 0 + | 8 | 4 | 0 - | 1 | |
1 | 1 | 3 | 2 | 0 | 0 |
Таблица 11
bj ai | |||||||
0 | 4 | 0 | 3 | 0 | 5 | ||
2 | 0 | 5 | 2 | -3 | -2 | ||
2 | 0 | 6 | 0 | -3 | 0 | ||
2 | 0 | 8 | 4 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 7 | 2 | 0 | 0 | ||
Таблица 12
bj ai | ||||||
0 | 4 | 0 | 3 | 0 | 5 | |
5 | 3 | 8 | 5 | 0 | 1 | |
2 | 0 - | 6 | 0 | -3 + | 0 | |
2 | 0 + | 8 | 4 | 0 - | 1 | |
1 | 1 | 7 | 2 | 0 | 0 |
Таблица 13
bj ai | |||||||
0 | 4 | 0 | 3 | 0 | 5 | ||
5 | 3 | 8 | 5 | 0 | 1 | ||
2 | 0 | 6 | 0 | -3 | 0 | ||
2 | 0 | 8 | 4 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 7 | 2 | 0 | 0 | ||
-3 |
Таблица 14
bj ai | ||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | |
5 | 3 | 8 | 2 | 0 | 1 | |
5 | 3 | 9 | 0 - | 0 + | 3 | |
0 | 0 | 8 | 1 | 0 | 1 | |
1 | 1 | 7 | -1 + | 0 - | 0 |
Таблица 15
bj ai | |||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | ||
5 | 3 | 8 | 2 | 0 | 1 | ||
5 | 3 | 9 | 0 | 0 | 3 | ||
0 | 0 | 8 | 1 | 0 | 1 | ||
1 | 1 | 7 | -1 | 0 | 0 | ||
-1 |
Таблица 16
bj ai | ||||||
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | |
5 | 3 | 8 | 2 | 0 | 0 | |
5 | 3 | 9 | 0 | 0 | 2 | |
0 | 0 | 8 | 1 | 0 | 0 | |
2 | 2 | 8 | 0 | 1 | 0 |
f = 10*3+15+5*4+5*3+3*5+40*2+5*2+35=30+15+20+15+15+80+10=220.
Заключение
Открытая модель транспортной задачи, играет не малую роль в экономики. Решение этих задач требуется, когда необходимо спланировать поставки сырья, или построить план распределения имеющихся ресурсов.
В результате данной работы были достигнуты поставленные цели и задачи, а именно:
1. изучен теоретический материал и методы решения задач по теме: «Открытая модель транспортной задачи»;
2. разработан алгоритм решения задачи данного типа;
3. Пока созданная программа не предназначена для решения открытой модели транспортной задачи, и нуждается в доработке.
В будущем можно реализовать программу для решения задачи данного типа с разным количеством поставщиков и потребителей.
Список литературы
1 Сборник задач и упражнений по высшей математике: математическое программирование: учебник пособие / А.В. Кузнецов, В.А. Сакович, Н.И. Холод и др; МН.: выш. ик., 2002. – 447с.:ил.
2 Т.Л. Партыкина, И.И. Попов Математические методы: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005. – 464 с.: ил – (профессиональное образование)
3 И.Г. Семакин Основы программирования: учебник для сред. проф. Образования / И.Г. Семакин, А.П.Шестаков. – 2-е изд., стер,- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-432 с.
4 Федосеев В.В. и др. Экономико-математические методы и прикладные модели: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юнити, 2002.