Глава 10 Электромагнитные волны

В процессе распространения механической волны в упругой среде в колебательное движение вовлекаются частицы среды. Причиной этого процесса является наличие взаимодействия между молекулами.

Помимо упругих волн в природе существует волновой процесс иной природы. Речь идет об электромагнитных волнах, представляющих собой процесс распространения колебаний электромагнитного поля. По существу мы живем в мире ЭМВ. Их диапазон невероятно широк – это радиоволны, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения, γ – лучи. Особое место в этом многообразии занимает видимая часть диапазона – свет. Именно с помощью этих волн мы получаем подавляющее количество информации об окружающем мире.

Что такое электромагнитная волна? Какова ее природа, механизм распространения, свойства? Существуют ли общие закономерности, характерные как для упругих, так и для электромагнитных волн?

§1 Уравнения Максвелла и волновое уравнение

Электромагнитные волны интересны тем, что первоначально они были «открыты» Максвеллом на бумаге. Основываясь на предложенной им системе уравнений, Максвелл показал, что электрическое и магнитное поля могут существовать в отсутствие зарядов и токов, распространяясь в виде волны со скоростью 3∙108 м/с. Спустя почти 40 лет предсказанный Максвеллом материальный объект – ЭМВ – был обнаружен Герцем экспериментально.

Уравнения Максвелла являются постулатами электродинамики, сформулированными на основе анализа опытных фактов. Уравнения устанавливают связь между зарядами, токами и полями – электрическим и магнитным. Обратимся к двум уравнениям.

1 Циркуляция вектора напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru по произвольному замкнутому контуру l пропорциональна скорости изменения магнитного потока через поверхность, натянутую на контур (это закон электромагнитной индукции Фарадея):

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru (1)

Физический смысл этого уравнения – меняющееся магнитное поле Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru порождает электрическое поле Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

2 Циркуляция вектора напряженности магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru по произвольному замкнутому контуру l пропорциональна скорости изменения потока вектора электрической индукции Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru через поверхность, натянутую на контур:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru (2)

Физический смысл этого уравнения – магнитное поле Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru порождаетcя токами и меняющимся электрическим полем Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Даже без каких-либо математических преобразований этих уравнений понятно: если в какой-то точке меняется электрическое поле, то в соответствии с (2) возникает магнитное поле. Это магнитное поле, изменяясь, порождает в соответствие с (1) электрическое поле. Поля взаимно индуцируют друг друга, они уже не связаны с зарядами и токами!

Более того, процесс взаимного индицирования полей будет распространяться в пространстве с конечной скоростью, то есть возникает электро-

магнитная волна. Для того, чтобы доказать факт существования в системе волнового процесса, в котором колеблется величина S, необходимо получить волновое уравнение

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru Рассмотрим однородный диэлектрик с диэлектрической проницаемостью ε и магнитной проницаемостью μ. Пусть в этой среде существуют магнитное поле Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Для простоты будем полагать, что вектор напряженности магнитного поля располагается вдоль оси ОY и зависит только от координаты z и времени t: Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Записываем уравнения (1) и (2) с учетом связи между характеристиками полей в однородной изотропной среде: Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru :

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Найдем поток вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru через прямоугольную площадку KLMN и циркуляцию вектора по прямоугольному контуру KLPQ ( KL = dz, LP= KQ = b, LM = KN = a)

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Очевидно, что поток вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru через площадку KLMN и циркуляция по контуру KLPQ отличны от нуля. Тогда циркуляция вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru по контуру KLMN и поток вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru через поверхность KLPQ тоже отличны от нуля. Такое возможно только при условии, что при изменении магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru возникло электрическое поле Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , направленное вдоль оси ОX.

Вывод : При изменении магнитного поля возникает электрическое поле, напряженность которого Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru перпендикулярна индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

С учетом сказанного система уравнений перепишется

После преобразований получаем:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Продифференцируем первое уравнение (1.1) по координате z, второе уравнение (2.1) – по времени t:

Очевидно,

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Электрическое поле, порождаемое меняющимся магнитным полем, подчиняется волновому уравнению! Это означает, что возникшее электрическое поле подчиняется законам распространения волн.

Нетрудно видеть, что если продифференцировать первое уравнение (1.1) по времени t, второе уравнение (2.1) - по координате z , получим уравнение

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Магнитное поле тоже подчиняется волновому уравнению, причем волна Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru бежит в том же направлении, что и волна Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Подведем некоторые итоги

Преобразуя уравнения Максвелла, можно показать, что в природе должен существовать волновой процесс, связанный с распространением в пространстве меняющихся электрического и магнитного полей. Этот процесс называется электромагнитной волной.

1 В электромагнитной волне, в отличие от упругой волны, колеблются не частицы, а поля – электрическое и магнитное. Периодические изменения испытывают характеристики этих полей – напряженность электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукция магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

2 В любой точке пространства, где бежит ЭМВ, существуют два поля, причем вектор напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru всегда перпендикулярен вектору индукция магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

3 ЭМВ поперечная. Колебания векторов напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru перпендикулярны направлению распространения волны. Вектора скорости волны Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru образуют в любой точке правую тройку векторов: Если вращать буравчик по направлению от вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru к вектору Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , то его поступательное движение укажет направление вектора скорости волны Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

4 Распространение изменяющегося электромагнитного поля происходит с конечной скоростью. Она легко определяется из волнового уравнения – коэффициент перед второй производной от колеблющейся величины по координате представляет собой квадрат скорости волны:

Скорость волны :

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

5 Электромагнитная волна может распространяться не только в веществе, но и в вакууме. Для вакуума ε = 1 и μ = 1. Скорость волны в вакууме

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Это одна из важнейших мировых констант в физике – скорость света в вакууме.

6 Колебания векторов напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне происходят в одной фазе, численные значения векторов в любой момент времени в каждой точке пространства пропорциональны друг другу. Это нетрудно показать.

Поскольку Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru подчиняются волновому уравнению, то изменения Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru описываются функциями:

Находим производные

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Подставляем полученные значения в уравнение (1.1)

После интегрирования получаем

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Знак ± определяет направление распространения волны. Константа в полученном выражении определяет некоторое статическое поле, которое никак не связано с переменными полями, образующими волну. Поэтому, полагая для волны Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , получаем

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

7 Вид функции Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ,описывающей электромагнитную волну, может быть различным. Одним из важных частных случаев электромагнитной волны является плоская монохроматичная волна:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Мгновенные «фотографии» этой волны, сделанные через четверти периода, выглядят следующим образом:

§ 2 Излучение электромагнитной волны

Излучение электромагнитной волны происходит при любом ускоренном движении заряда. Объяснение механизма процесса излучения было предложено Дж. Томсоном.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru Пусть электрическое поле создается неподвижным точечным зарядом q. Силовые линии этого электростатического поля представляют собой радиально расходящиеся лучи. Модуль вектора напряженности на расстоянии r от заряда определяется выражением Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Пусть заряд приходит в движение. В течение интервала времени Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru он разгоняется с ускорением а до скорости Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Потом в течение времени Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru заряд продолжает двигаться равномерно и из точки О перемещается в точку О’. Расстояние Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Поскольку заряд переместился, картина распределения электрического поля в пространстве тоже должна измениться. Однако, возмущение электромагнитного поля (в нашем случае, информация о том, что заряд пришел в движение и переместился) распространяется не мгновенно, а с конечной скоростью c.

Изобразим картину силовых линий заряда q в момент времени Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . За пределами сферы радиусом Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru поле не изменилось, сюда возмущение электромагнитного поля не дошло. Силовые линии представляют собой лучи, расходящиеся радиально из точки О.

Поле равномерно движущегося заряда совпадает с полем неподвижного заряда, поскольку все инерциальные системы отсчета равноправны. Строим сферу радиусом ct с центром в точке О (строго говоря, центр сферы должен отстоять от точки О на расстояние, пройденное зарядом за время ускорения Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ). Внутри этой сферы силовые линии должны быть опять-таки радиально расходящимися лучами, но проведенными из той точки, в которой находится заряд в данный момент времени – в нашем случае из точ-

ки O’.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Внутри сферического слоя толщиной Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru силовые линии испытывают излом. Этот излом и есть возмущение электромагнитного поля. Картина схожа с распространением единичного импульса по натянутому шнуру.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Найдем величину напряженности электрического поля Е в распространяющемся возмущении (волне). Вектор напряженности Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru на границе сферы радиусом Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru направлен по касательной к силовой линии. Разложим вектор Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru на две составляющих – нормальную Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и радиальную Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru :

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ,

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru – перпендикулярная радиус-вектору составляющая, это и есть напряженность поля в электромагнитном возмущении.

Из подобия треугольников видно

Подведем итоги

1 Излучение электромагнитной волны происходит только при ускоренном движении заряда. Модуль напряженности электрической составляющей волны Е прямо пропорционален ускорению а, с которым двигается заряд.

2 Напряженность электрического поля Е в волне обратно пропорциональна расстоянию до излучающего заряда. Такая зависимость характерна для сферической волны.

3 Ускоренно движущийся заряд не излучает волну вдоль направления движения ( Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ).

4 Величина напряженности электрического поля Е в волне зависит от направления, в котором распространяется волна. Наибольшее значение имеет амплитуда волн, излучаемых в направлениях, перпендикулярных движению ( Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ).

§ 3 Энергия электромагнитной волны

Электрическое и магнитное поля обладают энергией. Плотность энергии в любой точке пространства, где распространяется ЭМВ, равна

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

С учтем связи между векторами Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне ( Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ) нетрудно показать, что плотность энергии электрического и магнитного полей в какой-либо точке в любой момент времени равны.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Обратите внимание, точно так же ведут себя плотности кинетической и потенциальной энергий в упругой волне!

Напряженность электрического поля и индукция магнитного поля в волне непрерывно изменяются, поэтому в каждой точке пространства изменяется плотность энергии. В некоторый момент времени вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru одновременнопринимают максимальное значение - плотность энергии в данном месте в данный момент тоже максимальна. Через четверть периода вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru одновременностановятся равными нулю, поле в данной точке в данный момент времени нет. Куда делась энергия? При распространении электромагнитная волна переносит энергию подобно упругой волне. По этой причине для ЭМВ, как для механической волны, вводят понятия плотности потока энергии и интенсивности.

Плотность потока энергии - это энергия, переносимая волной за 1 секунду через поверхность площадью 1 м2, расположенную перпендикулярно направлению распространения волны. Для плотности потока энергии воспользуемся полученным ранее результатом:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

С учетом направления переноса энергии Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Вектор Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru называют вектором Пойнтинга, он определяет не только величину и направление потока электромагнитной энергии. Направление вектора Пойнтинга совпадает с направлением вектора скорости волны (проверьте это, используя правило определения направления векторного произведения).

Наиболее распространенными системами, излучающими ЭМВ, являются колеблющийся заряд или колеблющийся диполь.

Смещение заряда, совершающего гармонические колебания, с течением времени меняется по закону Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Ускорение колеблющегося заряда – вторая производная от смещения:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Видим, что ускорение прямо пропорционально частоте колебаний заряда Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Электрическая составляющая волны в точке, расположенной на расстоянии r от заряда:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Понятно, что совершающий гармонические колебания заряд, излучает монохроматичную волну, частота которой совпадает с частотой колебания заряда. Амплитуда электрической составляющей этой волны равна

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Интенсивность волны I – это средняя за период плотность потока энергии. Поскольку среднее за период значение квадрата косинуса равно Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , то для интенсивности электромагнитной волны можно записать:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Как и для упругой волны, интенсивность электромагнитной волны прямо пропорциональна квадрату амплитуды волны. Поскольку амплитуда ЭМВ прямо пропорциональна квадрату частоты, то интенсивность ЭМВ будет прямо пропорциональна четвертой степени частоты.

§ 4 Импульс электромагнитной волны

Попадая на поверхность тела, электромагнитная волна производит давление. Объясним механизм этого явления.

Для простоты рассмотрим нормальное падение волна на поверхность тела. Под действием электрической составляющей волны свободные заряды в проводнике придут в движение, возникнут токи. В диэлектрике будут смещаться заряды, входящие в состав молекул. На движущиеся заряды со стороны магнитной составляющей волны будет действовать сила Лоренца. Из рисунка нетрудно видеть, что эта сила Лоренца направлена вглубь тела. Результирующая сил Лоренца создает давление на поверхность тела.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Согласно второму закону Ньютона сила, в нашем случае сила давления, равна изменению импульса тела в единицу времени Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Под действием электромагнитной волны тело приобретает импульс! Откуда у тела появляется импульс? Объяснение может быть одно – электромагнитная волна переносит не только энергию, но и импульс. При взаимодействии с поверхностью тела ЭМВ передает ему свой импульс.

Плотность импульса электромагнитной волны – это импульс единицы объема:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Рассчитать плотность импульса несложно, используя эйнштейновскую формулу связи массы и энергии Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru . Численно значение плотности импульса равно

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Это выражение можно трактовать следующим образом – «масса единицы объема» Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru умножается на скорость ее «перемещения» с.

Рассчитаем давление ЭМВ на абсолютно черную поверхность – такая поверхность поглощает волну, отраженной волны нет. За время dt волна передает поверхности импульс

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

где Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru - средняя плотность импульса в объеме Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , из которого волна дойдет до поверхности; S – площадь поверхности; Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru - расстояние, пройденное волной за время dt.

Силу давления находим по второму закону Ньютона

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Давление электромагнитной волна на абсолютно черную поверхность равно средней плотности энергии:

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

Очевидно, давление электромагнитной волны на идеальную зеркальную поверхность будет вдвое больше, чем на черную.

Давление ЭМВ было теоретически предсказано Максвеллом. Световое давление было экспериментально обнаружено и измерено П.Н. Лебедевым только в 1900 году, почти через 50 лет после предсказания Максвелла.

§5 Опыты Герца

В 1888 году Герц экспериментально обнаружил электромагнитные волны и исследовал их свойства.

По существу Герцу необходимо было решить две экспериментальные проблемы.

1 Как получить электромагнитную волну?

2 Как обнаружить электромагнитную волну?

Чтобы получить ЭМВ, необходимо в какой-либо области пространства создать изменяющееся электрическое или магнитное поле. Меняющиеся поля существуют в колебательном контуре. Проблема заключается в том, что эти поля локализованы в очень малой, ограниченной области пространства: электрическое поле между обкладками конденсатора, магнитное – внутри катушки.

Можно увеличить область, занимаемую полями, раздвигая обкладки конденсатора и уменьшая число витков катушки.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

В пределе контур, состоящий из конденсатора и катушки, преобразуется в отрезок провода, который называется открытым колебательным контуром или вибратором Герца. Магнитные линии охватывают вибратор, силовые линии электрического поля начинаются и заканчиваются на самом вибраторе.

При увеличении расстояния между обкладками конденсатора его электроемкость C уменьшается. Уменьшение числа витков катушки приводит к уменьшению ее индуктивности L. Изменение параметров контура в соответствии с формулой Томсона Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru приводит к уменьшению периода и увеличению частоты колебаний в контуре. Период колебаний в контуре уменьшается настолько, что становится сопоставимым со временем распространения электромагнитного поля вдоль провода. Это означает, что процесс протекания тока в открытом колебательном контуре перестает быть квазистационарным: сила тока в разных участках вибратора уже не будет одинаковой.

Процессы, происходящие в открытом колебательном контуре эквивалентны колебаниям закрепленной струны, в которой, как известно, устанавливается стоячая волна. Аналогичные стоячие волны устанавливаются для заряда и тока в открытом колебательном контуре.

Понятно, что на торцах вибратора ток всегда равен нулю. Вдоль контура ток изменяется, его амплитуда максимальна посередине (там, где раньше была катушка).

Когда ток в контуре максимален, плотность заряда вдоль вибратора равна нулю. На рисунке показано распределение тока и заряда вдоль вибратора. Электрическое поле вокруг вибратора в этот момент отсутствует, магнитное поле максимально.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru Через четверть периода ток становится равным нулю, магнитное поле вокруг вибратора тоже «исчезает». Максимальная плотность заряда наблюдается вблизи концов вибратора, распределение заряда показано на рисунке. Электрическое поле вблизи вибратора в этот момент максимально.

Изменяющееся магнитное поле вокруг вибратора порождает вихревое электрическое поле, а изменяющееся магнитное поле порождает магнитное поле. Вибратор становится источником электромагнитной волны. Волна бежит в направлении, перпендикулярном вибратору, колебания вектора напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне происходят параллельно вибратору. Вектор индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru колеблется в плоскости, перпендикулярной вибратору.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru Вибратор, который Герц использовал в опытах, представлял собой прямой проводник, разрезанный пополам. Половинки вибратора разделял небольшой воздушный зазор. Через дроссельные катушки половинки вибратора подключались к источнику высокого напряжения. Дроссельные катушки обеспечивали медленный процесс зарядки половинок вибратора. По мере накопления заряда росло электрическое поле в зазоре. Как только величина этого поля достигала пробойного значения, между половинками вибратора проскакивала искра. Пока искра замыкала воздушный зазор, в вибраторе происходили высокочастотные колебания, он излучал электромагнитную волну.

Длина волны, излучаемая вибратором, зависит от его размеров. Воспользуемся тем фактом, что в вибраторе устанавливается стоячая волна тока. Узлы этой стоячей волны располагаются на концах вибратора (здесь ток отсутствует), пучность стоячей волны посередине – здесь ток максимален. Расстояние между узлами стоячей волны равно половине длины волны, следовательно,

где L – длина вибратора.

Для обнаружения электромагнитной волны можно воспользоваться тем фактом, что электрическое поле действует на заряды. Под действием электрической составляющей ЭМВ свободные заряды в проводнике должны прийти в направленное движение, т.е. должен появиться ток.

В своих опытах Герц использовал приемный вибратор такого же размера, как и передающий. Тем самым обеспечивалось равенство собственных частот колебаний вибраторов, необходимое для получения резонанса в приемном вибраторе. Для успешного приема волны приемный вибратор следовало расположить параллельно вектору напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , чтобы под действием электрической силы электроны в проводнике могли прийти в направленное движение. Высокочастотный ток в принимающем проводнике обнаруживался по свечению маленькой газоразрядной трубки, включенной между половинками приемного вибратора.

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

Можно «поймать» волну приемным контуром, располагая его в одной плоскости в излучающим вибратором. При таком расположении контура вектор магнитной индукции Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru будет перпендикулярен контуру, а пронизывающий контур магнитный поток максимален. При изменении магнитного потока в контуре возникнет индукционный ток, индикатором которого опять-таки служит маленькая газоразрядная трубка.

Герц не только обнаружил электромагнитную волну, но и пронаблюдал ее свойства: отражение, преломление, интерференцию, дифракцию.

§ 6 Задания для самостоятельного решения

Тест «Электромагнитные волны»

1 Что такое электромагнитная волна?

А) процесс распространения электрических колебаний в упругой среде;

Б) процесс распространения меняющегося электрического поля;

В) процесс распространения меняющихся электрического и магнитного полей в пространстве;

Г) процесс распространения электрических колебаний в вакууме.

2 Что колеблется в электромагнитной волне?

А) Электроны; Б) Любые заряженные частицы;

В) электрическое поле; Г) электрическое и магнитное поля.

3 К какому виду волн относится электромагнитная волна?

А) К поперечным; Б) К продольным;

В) ЭМВ может быть как поперечной, так и продольной – в зависимости от среды, в которой она распространяется;

Г) ЭМВ может быть как поперечной, так и продольной – в зависимости от способа ее излучения.

4 Как располагаются относительно друг друга вектора напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне?

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

5 Где правильно показано взаимное расположение векторов скорости Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне?

Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru

6 Что можно сказать о фазах колебаний векторов напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне?

А) Вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru колеблются в одной фазе;

Б) Вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru колеблются в противофазе;

В) колебания вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru отстают по фазе от колебаний вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru на Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ;

Г) колебания вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru отстают по фазе от колебаний вектора Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru на Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

7 Укажите связь между мгновенными значениями векторов напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru в волне.

8 Укажите выражение для расчета скорости электромагнитной волны в вакууме.

А) Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ; Б) Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ; В) Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru ; Г) Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru .

9 Отношение скорости распространения электромагнитных волн в среде к скорости электромагнитных волн в вакууме…

А) > 1; Б) < 1; В) = 1; Г) В одних средах > 1, в других средах < 1.

10 Среди радиоволн длинного, короткого и ультракороткого диапазона наибольшую скорость распространения в вакууме имеют волны…

А) Длинного диапазона; Б) Короткого диапазона;

В) Ультракороткого диапазона;

Г) скорости распространения волн всех диапазонов одинаковы.

11 Электромагнитная волна переносит…

А) Вещество; Б) Энергию;

В) Импульс; Г) Энергию и импульс.

12 В каком случае происходит излучение электромагнитной волны?

А) Электрон двигается равномерно и прямолинейно;

Б) По спирали лампы накаливания течет переменный ток;

В) По спирали лампы карманного фонарика течет постоянный ток;

Г) заряженная сфера плавает в масле.

13 Колеблющийся заряд излучает электромагнитную волну. Как изменится амплитуда колебаний вектора напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , если при неизменной частоте амплитуда колебаний заряда увеличится в 2 раза?

А) Увеличится в 2 раза; Б) Увеличится в 4 раза;

Г) Уменьшится в 2 раза; Д) Не изменится.

14 Колеблющийся заряд излучает электромагнитную волну. Как изменится амплитуда колебаний вектора напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , если при неизменной амплитуде частота колебаний заряда увеличится в 2 раза?

А) Не изменится; Б) Увеличится в 2 раза;

В) Увеличится в 4 раза; Г) увеличится в 8 раз.

15 Колеблющийся заряд излучает электромагнитную волну. Как изменится интенсивность излучаемой волны, если при неизменной амплитуде частота колебаний заряда увеличится в 2 раза?

А) Не изменится; Б) Увеличится в 2 раза;

В) Увеличится в 4 раза; Г) Увеличится в 8 раз.

16 В каком направлении интенсивность излучаемой вибратором Герца электромагнитной волны максимальна?

А) Интенсивность волны одинакова по всем направлениям;

Б) Вдоль оси вибратора;

В) В направлениях вдоль серединных перпендикуляров к вибратору;

Г) Ответ зависит от геометрических размеров вибратора.

17 Длина волны, на которой суда передают сигнал бедствия SOS, равна 600 м. На какой частоте передаются такие сигналы?

А) 1, 8∙1011 Гц; Б) 2∙10-6 Гц ; В) 5∙105 Гц; Г) 2∙105 Гц.

18 Если зеркальную поверхность, на которую падает электромагнитная волна, заменить на абсолютно черную, то давление, производимое волной на поверхность, …

А) Увеличится в 2 раза; Б) Уменьшится в 2 раза;

В) Уменьшится в 4 раза; Г) Не изменится.

19 При работе радиолокатора – прибора, служащего для определения расстояния до объекта, - используется явление…

А) Отражения электромагнитных волн;

Б) Преломления электромагнитных волн;

В) Интерференции электромагнитных волн;

Г) Дифракции электромагнитных волн.

20 При работе пеленгатора – прибора, служащего для определения направления на источник электромагнитной волны, - используется…

А) Интерференции электромагнитных волн;

Б) Отражение электромагнитных волн;

В) Преломление электромагнитных волн;

Г) Тот факт, что вектора скорости Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru , напряженности электрического поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru и индукции магнитного поля Глава 10 Электромагнитные волны - student2.ru взаимно перпендикулярны.