Лабораторно-практические занятия

Тема занятия Объём в часах
1. ТБ.Качественный анализ. Качественные реакции катионов 1-2 аналитических групп.
2. Качественный анализ. Качественные реакции катионов 3-4 аналитических групп
3. Качественный анализ. Качественные реакции катионов 5-6 аналитических групп.
4. Качественный анализ. Качественные реакции анионов 1-3 аналитических групп
5. Количественный анализ. Работа с мерной посудой и аналитическими весами. Упражнения в расчётах
6. Количественный анализ. Кислотно-основное титрование Определение точной концентрации растворов хлороводородной кислоты, натрия гидроксида. Определение массовой доли гидрокарбоната натрия в растворе.
7. Количественный анализ. Редоксметрия. Перманганатометрия: упражнения в расчётах,определение массовой доли пероксида водорода в растворе Иодометрия. Определение точной концентрации раствора тиосульфата. Определение массовой доли иода в растворе      
8. Количественный анализ. Комплексонометрия. Определение точной концентрации трилона Б.Определение массовой доли кальция хлорида в растворе. Количественный анализ. Рефрактометрия. Анализ однокомпонентных растворов  
9. Количественный анализ. Редоксметрия.. Нитритометрия. Определение массовой доли сульфацила натрия в растворе Итоговое занятие. Анализ растворов лекарственных веществ.  

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Аналитическая химия в фармацевтическом колледже является предметом, определяющим успешное освоение химических и медико – биологических дисциплин.

Цель и задачи курса: формирование системных знаний по теории качественного и количественного химического анализа, приобретение умений и навыков, необходимых для осуществления анализа и контроля качества объектов различной природы.

Контрольные задания составлены в соответствии с программой по аналитической химии, определяющей объем знаний по данной дисциплине и служащей руководством при изучении курса.

В конце методических рекомендаций приведены списки обязательной и дополнительной литературы, таблицы, необходимые для выполнения контрольных заданий.

Учебный план включает:

1 Лекционный курс (28часов)

2.Лабораторный практикум (36часа) с контролем усвоения знаний.

3.Семинарские занятия (8 часов)

4.Самостоятельное изучение теоретического курса аналитической химии

5. Выполнение одной контрольной работы.

1 . Самостоятельное изучение материала рекомендуется проводить в следующем порядке:

- ознакомиться с содержанием программы и методическими указаниями по изучению конкретного раздела

- внимательно прочитать изучаемый раздел для получения общего представления о материале

- тщательно изучить материал, уделяя внимание основным вопросам, написанию уравнений химических реакций

- составить ответы на вопросы контрольной работы. Ответы должны быть краткими, конкретными, обоснованными, иллюстрированы примерами, уравнениями химических реакций. Следует избегать механического переписывания текста учебника .

- расчётные задания оформлять с графами «Дано», «Решение», «Ответ».Записывать формулы в общем виде, затем, подставив числа, подробно сделать все промежуточные расчёты.

2 . Контрольная работа выполняется в стандартной тонкой ученической тетради с соблюдением полей(3 см) с левой или правой стороны для замечаний рецензента.

- Текст задания под соответствующим номером обязательно записывается в тетрадь и отделяется от текста ответа интервалом около 2 см.

- В конце контрольной работы студент приводит список использованной литературы с указанием фамилий и инициалов авторов, названия, тома, года выпуска. Ставится дата и подпись студента – исполнителя .

- В случае неясностей и затруднений при изучении курса студент может устно или письменно проконсультироваться у рецензента(e-mail: [email protected] Гиматова Е.С.)

- Неудовлетворительно выполненная контрольная работа возвращается студенту для полной или частичной доработки, после чего представляется на повторное рецензирование с приложением ранее не зачтенной работы.

- Контрольные работы необходимо выполнять и присылать в соответствии с графиком.

3 . Для выбора заданий, которые должен сделать студент, необходимо следующее:

- Написать в тетради свой номер в списке группы (по журналу) – сопоставить ему № варианта из Таблицы 1

- Переписать номера заданий из Таблицы 1 ( в строке варианта)

Таблица 1

№ вар./ номер в списке группы В о п р о с ы      
I II III IV V VI VII VIII IX X
1/ 1, 11,21,31              
2/2,12,22,32,              
3/3,13,23,и т.д.
4 /4,14,24
5/5,15,25
6/6,16,26
7/7,17,27
8/8,18,28
9/9,19,29
10/10,20,30

На титульном листе контрольной работы приводятся следующие данные:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ульяновский фармацевтический колледж

Министерства здравоохранения РФ

Контрольная работа

По учебной дисциплине «Аналитическая химия»

Вариант №

Выполнил (а) студент (ка)

обучающаяся по сокращенной
программе

группы _________

отделения «Фармация»

ФИО (полностью)__________

Адрес места жительства:

----------------------------------------------

----------------------------------------------

----------------------------------------------

Дата Подпись

4. Студент должен знать:

- Предмет и задачи аналитической химии, ее значение для развития потребностей общества, экологии, фармации. Этапы развития данной науки и роль отечественных ученых .

- Основные разделы, виды, понятия химического анализа, связь аналитических свойств веществ с положением составляющих их элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.

- Основные положения теории растворов, закона действующих масс и закона эквивалентов применительно к задачам аналитической химии, наиболее важным группам аналитических реакций .

- Принципы качественного обнаружения неорганических веществ.

- Теоретические основы методов выделения, разделения и концентрирования веществ (осаждение, экстракция, хроматография)

- Теоретические основы методов количественного определения веществ: гравиметрического, титриметрического, инструментальных методов анализа (оптических, хроматографических, электрохимических) .

- Основы математической статистики

5 .Студент должен уметь:

- Самостоятельно работать с учебной и справочной литературой.

- Выбирать наиболее эффективный метод решения аналитической задачи, составлять схему и описание ее выполнения.

- Выполнять расчеты результатов анализа. Мыть и пользоваться мерной посудой.

- Владеть техникой выполнения всех операций в качественном и количественном анализе веществ.

- Готовить титрованные растворы (по точной и приблизительной навеске), стандартизировать титранты.

- Ставить простейший химико – аналитический эксперимент

- Работать с приборами: аналитическими весами, микроскопом, рефрактометром

6 . Во время лабораторно – экзаменационной сессии студент должен

-выполнить лабораторный практикум

-оформить журнал лабораторных работ по качественному анализу и количественному анализу в соответствии с методическими указаниями к работам, выполнить необходимые расчёты по обработке результатов анализа.

-записать характерные аналитические реакции обнаружения ионов, являющиеся фармакопейными реакциями подлинности ( ГФ XI , вып .2 ,т . 1 ): указать аналитическую группу, написать уравнение реакции в ионно-молекулярном виде, указать условия проведения, аналитический сигнал(эффект)

-составить таблицы отношения ионов соответствующей аналитической группы I – VI групп катионов, I – III групп анионов к действию общих реагентов(если они есть ), а также наиболее распространённых реагентов- осадителей , например:

Катионы Реагенты Al 3+ Cr 3+ Zn 3+
NaOH ( экв ). Al(OH) 3 белый Cr(OH) 3 зеленоват Zn(OH) 2 белый
NaOH ( изб . ) Na[Al(OH) 4] раствор Na3[Cr(OH) 6] раствор Na 2 [Zn(OH) 4]   раствор
NH 4 OH Al(OH) 3 Cr(OH) 3 [Zn(NH 3 ) 6] 2+ белый
Na 2 CO 3 Al(OH) 3 Cr(OH) 3 (ZnOH) 2 CO 3
Na 2 S Cr(OH) 3 Cr(OH) 3 ZnS белый

7. При затруднениях, возникших при выполнении контрольной работы или при изучении курса, студент в письменной (или устной) форме обращается за консультацией к рецензенту.

8. К итоговому занятию по аналитической химии студент допускается при условии выполнения контрольной работы и всех лабораторно-практических работ.

Наши рекомендации