Возможности занятий по развитию математических представлений и самостоятельной математической деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М. Леушина, Н.И. Непомнящая, А.А. Столяр и др.) убеждает в том, что «рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей». Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.
Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник; ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т.п.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Развитие математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях, в самостоятельной математической деятельности.
Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями повышенной трудности, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе
Занятия по развитию математических представлений или занятия по математике в детском саду, строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода, воспитывающего и развивающего характера обучения.
На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т.е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Один из авторов программы «Детство» З.А. Михайлова считает, что «освоение детьми заданного математического содержания должно осуществляться не изолированно, а во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности, таких как природоведческая, изобразительная, конструктивная и т.п.»
В практике работы по развитию математических представлений сложились следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических игр и упражнений;
Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:
1) занятия по сообщению детям новых знаний и их закреплению;
2) занятия по закреплению и применению полученных представлений в
решении практических и познавательных задач;
3) проверочные занятия;
4) комбинированные занятия.
В последнее время широко распространены комплексные и интегрированные занятия.
Е.Н. Щербакова пишет: «В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Особенно это характерно для обучения дошкольников математике».
Самостоятельная познавательная математическая деятельность детей имеет непосредственную связь с обучением на занятиях. В ней совершенствуются, углубляются и расширяются представления детей о числах, соотношениях размеров, разнообразии геометрических форм, различной длительности временных отрезков, пространственных отношениях.
Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельно и в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, игры-головоломки и др.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя их развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
Организуя уголок математики, надо исходить из принципа доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игры. Большие возможности для творчества имеются в играх «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», в развивающих играх Никитиных. Дети могут придумывать новые более сложные силуэты не только из одного, но из 2-3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени. Но в то же самое время все эти жанры народной педагогики тесно связаны с природой, природными явлениями.
Например, поговорка: Одна ласточка весны не делает.
В ней есть числительное: одна, и в то же время поговорка сообщает детям о примете весны, о взаимосвязи сезонных изменений с перелетными птицами.
Загадки – замечательные образы устного народного творчества. Загадки эколого-математического характера содержания оказывает неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развитии наблюдательности, закреплении знаний о природных объектах, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.
Эколого-математические загадки можно разделить на следующие группы:
1) Загадки, в которых встречаются различные числа;
2) Загадки, раскрывающие свойство природного объекта (длину,ширину,
высоту, толщину, объем);
3) Загадки, в которых указывается форма предмета;
4) Загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно
временной точки зрения.
Пример 1: У него четыре лапки.
Лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей,
Он гроза для мышей (кот)
Вопросы: О ком эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Сколько лапок у кота? А ушек?
Отгадка: Это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушек.
Таким образом, загадка решает задачи математического развития и экологического воспитания.
Пример 2: Горячо, как огонь,
Кругло, как шар (солнце)
Дети высказывают различные предположения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: показывают картинку с мячом. Некоторые дети сразу же соглашаются со взрослым, другие говорят: «Мяч круглый, но не горячий как огонь. Это солнышко».
Включение загадок с эколого-математическим содержанием в занятия по развитию математических представлений способствует развитию мышления детей, умению доказывать правильность суждений, формированию экологических знаний.
Дидактические игры прочно заняли свое место в системе воспитания детей. Н.К. Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. «Игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.
Рассмотрим дидактическую игру как средство освоения детьми представлений о времени.
Дети старшей группы знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
Основным источником информации детей о времени года и формирования их представлений является, прежде всего, окружающая жизнь, явления природы.
Дидактические игры помогают ненавязчиво, в игровой форме дать детям представления о времени. Огромную роль в ознакомлении детей со временем играет картинка.
На картинках отражаются события во времени. Художник как бы задерживает внимание, «как бы останавливает время». Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно. Например, нельзя в жизни вернуться к тому времени, которое прошло, а картинки с изображением времен года можно выстроить в последовательности их смены.
Большое воспитательно-развивающее влияние на детей имеют дидактические игры, основу которых составляют поэтические произведения, Многие поэты посвятили свои стихотворения временам года, воспели картины природы.
В формировании представлений детей о времени средствами дидактической игры необходима определенная система. В основе систематизации должно быть отражение взаимосвязи природных и социальных явлений в каждом временном отрезке. Основными в системе формирования представлений детей о времени года можно считать: изменения в природе в зависимости от длительности солнечного освещения, влаги и тепла; изменения в росте и развитии растений; изменения в образе жизни животных.
Так прослеживается связь математического развития и экологического воспитания.
Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты по образцу или замыслу. Современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста.
Развивающее воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность смекалку, находчивость. Это игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», Вьетнамская игра» и др.
В настоящее время они активно используются в математическом развитии детей, но мы считаем, что геометрические конструкторы – это средство получения экологических знаний, в частности знаний об особенностях внешнего вида насекомых, зверей, птиц, рыб, растений и др.
Решению эколого-математических задач служат:
1) Занимательные вопросы:
- На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
2) Задачи в стихотворной форме:
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел,
Два – под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (3)
Семь гусей пустились в путь,
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте дети сами? (5)
3) Считалки:
Раз, два, три, четыре –
Жили мушки на квартире.
И повадился к ним друг –
Крестовик, большой паук.
5, 6, 7, 8 –
Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Мишенька, води!
Во многих сказках о природе присутствуют числа: «Два жадных
медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Про козленка, который умел считать до 10», «Семь Симеонов» и др. существует большое количество загадок, задач-шуток, стишков, заданий, рассказов, которые могут быть использованы на занятиях по математике; в них наряду с математическими понятиями: число, цифра, даются разнообразные знания о неживой и живой природе.
Таким образом, на занятиях по математике в самостоятельной математической деятельности осуществляется не только математическое развитие детей, но и решаются задачи экологического воспитания.
Иванова Ирина Евгеньевна.
Заведующая МДОУ «Детский сад № 10»
г. Губаха Пермского края
Используемая литература:
1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. «Обучение математике в детском саду» М.: Академия, 1998.
2. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду» М.: Просвещение, 1982.
3. Смолянцева А.А., Михайлова З.А. «Математика до школы» СПб.: Детство-пресс, 2002.
4. Целищева И., Большакова М. «Математика - не отвлеченная наука» // Дошкольное воспитание. 2000. № 9.
5. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду» М.: Академия, 1998.