К концу обучения дети должны знать
1. Названия гласных и согласных звуков и букв.
2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог.
3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и
согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст.
4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ
предложения, предлогов и приставок.
5. Правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь.
1. Различать гласные и согласные звуки.
2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания
и предложения, набор отдельных предложений и текст.
3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.
4. Определять в словах место и последовательность звука:
гласных и согласных звуков.
5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах,
слов в предложениях, предложений в тексте.
6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и
синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза. Использование в работе материалов данного комплекта пособий позволит учителю-логопеду в течение года пронести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.
Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения при коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и конспекты коррекционных логопедических занятий по устранению ошибок при данном виде дисграфии.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Тема логопедического занятия | Развитие фонематического анализа и синтеза | Развитие слогового анализа и синтеза |
Этап 1 (занятия 1-21) | ||
Звук. Буква. Гласные — согласные | Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед) | Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме |
Согласные звуки и буквы | Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков | Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Тема логопедического занятия | Развитие фонематического анализа и синтеза | Развитие слогового анализа и синтеза | |
Этап 2 (занятия 22-26) | |||
Слог. Слоговой анализ и синтез | Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов | Знакомство с открытыми из закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем | |
Этап 3 (занятия 27—31) | |||
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст | Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков | Слоговой анализ слов: —двусложные с открытыми слогами; —трехсложные с открытыми слогами; —односложные с закрытым слогом; —двусложные с закрытым слогом на конце слова; — двусложные со стечением согласных в се- редине слова; — двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; —трёхсложные с закрытым слогом на конце; —трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; —трехсложные с двумя стечениями согласных; —односложные со стечением согласных; —двусложные с двумя стечениями согласных; —четырехсложные слова | |
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.
Цели и задачи: учить детей четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой и символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А среди сочетаний гласных, слогов и слов; развивать простые формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах.
Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); элементы рукописной и строчной букв А; карточки с записью имен для индивидуальной работы; предметные картинки для составления рассказа; демонстрационные картинки, изображающие мальчика и девочку; альбомы.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Развитие зрительного внимания (задание I.e. 3).
Дефектолог: Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву!
Картинки: аист, стоящий на крыше дома; лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги (все изображения напоминают букву А).
2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.
II. Основная часть
1. Произнесение звукаА. Соотнесение звука с буквой. Знакомство с символом и артикуляционной моделью. Знакомство с характеристикой звука А и нормой произношения.
2. Выделение звука А на слух:
а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;
б) из сочетания гласных - ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы;
в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт;
г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум,дыра.
При работе можно использовать звуковые линейки или звуковые схемы.
3. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.
Дефектолог: К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву, (элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.
Элементы букв: а, А, а.
4. Припоминание и дифференциация мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.
Дефектолог: Вставьте пропущенную букву А и прочитайте имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские. (Дефектолог выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)
Запись на карточках:
_нтон _ртур |
-ртём _лл_ _гриппин_
_лён_ _лексей _ня
5.Соотнесение слов со звуковой схемой. Развитие логического мышления (задание 2. с. 3). Девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте загадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам. Схемы: ~ |
__н_ст_сия _лекс_ндр ндрей
Рыжий хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко Ну, конечно, это ... (белка). |
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост,- ее краса. Это кумушка-... (лиса). |
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. На носу повисла капля. Ну конечно, это ... (цапля). |
* |
* |
* |
Полосатая лошадка –
Вся как детская тетрадка.
Нет ни кляксы, ни пятна.
В Африке живет она. (Зебра)
Лежит пузан на сельской грядке,
Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).
6. Физминитка.
Пальчиковая гимнастика - «Замок», «Зайка и барабан», «Зайка и зеркало».
7. Развитие звукового анализа на уровне предложения.
Дефектолог: Девочка и мальчик записывали предложения.
Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения.
Запись на доске:
М__ м__ купил__ в м__ г__ зине в__ ту.
Около дом__ стоит ___ втомобиль.
Соб__ к__ сидит около будки.
В з__ боре был__ огромн__ я дыр_ у
8. Развитие связной речи.
Дефектолог: Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки).
(Учащиеся первого класса составляют сказку устно и называют слова со звуком А, определяют положение звука и буквы в слове. Учащиеся второго и третьего класса записывают слова или предложения по заданию логопеда.)
Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, картофель, кабачки.
Игрушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан.
Приблизительный текст сказки.
На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и машину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими овощами.
III. Итог занятия (задание 3, с. 3)
Дефектолог: Назовите и запишите сначала названия овощей и фруктов с буквой А в середине слова, затем - с буквой А в начале слова и в конце слова. Дайте характеристику звуку А.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.
Цели и задачи: познакомить детей с буквой У, учить соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четкое произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понимании смысла пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь.
Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописном шрифтах, пособие «Уля в лесу», карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста» (в обработке О. Капицы), карточки разных цветов; альбомы.
Ход занятия
/. Орг момент
1. Развитие зрительного восприятия.
Дефектолог: Рассмотрите карточки разных цветов и составьте из них пары. Назовите цвета карточек. Объясните свое решение.
Карточки: синий - голубой черный - серый
фиолетовый - сиреневый желтый - лимонный
бежевый - коричневый розовый - малиновый
красный - бордовый зеленый - болотный
Дефектолог: Рассмотрите предметные картинки (задание 1, с. 4). Подберите к ним цвет и запишите получившиеся словосочетания. Укажите место буквы У в словах. Картинки: уж, туча, парусник, сумка, жук, лук.
2. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
Дефектолог: Послушайте получившиеся словосочетания и определите гласный звук, который повторяется во всех словосочетаниях. (Звук У.)
II. Основная часть
1. Произношение звука У хором, индивидуально перед зеркалом. Знакомство с нормой артикуляции и характеристикой звука.
Звук У — гласный, тянется, поется, не встречает при образовании преграды для выдыхаемого воздуха.
2.Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами).
Дети поднимают руку или символ для его обозначения на услышанный звук У:
а) из ряда гласных - у, а, о, у, э, ы, а, и, у, о, у;
б) из ряда слогов - ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до;
в) из ряда слов - гусь, утро, он, так, руль, стук, руки, рак.
3. Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 4).
Дефектолог: Рассмотрите картинку и назовите спрятавшиеся предметы.
Контурные изображения предметов: лук, утка, петух, губы, утюг, груша.
4. Развитие навыков сравнения и обобщения.
Дефектолог: Объедините картинки в пары по какому-либо признаку:
утка - петух (птицы);
утка — утюг (звук У в начале слова);
утюг - губы (слова состоят из 2 слогов и 4 звуков);
груша - петух (слова, состоящие из 5 букв и 5 звуков).
5. Знакомство с героиней занятия.
Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла девочка Уля. (Дефектолог выставляет пособие: «Уля в лесу».) Она собралась в лес за грибами и ягодами. Пойдемте вместе с ней...
Уля будет собирать грибы со звуком У, а мы - ягоды с этим звуком. (Дефектолог называет грибы и записывает названия вместе с детьми в левый столбик, затем дети поочередно называют ягоды и записывают их названия в правый столбик и т.д. Параллельно с записью слов дефектолог выставляет карточки с изображением ягод и грибов к левой или правой корзинке.)
Картинки; голубика, черника, брусника, клубника, грузди, мухомор, волнушки.
Дефектолог: Какой гриб мы не будем срывать? Почему? (Мухомор. Это ядовитый гриб.)
6. Подбор слов к звуковым схемам.
Дефектолог: Назовите собранные грибы и ягоды и назовите слова, которые смогут подойти к представленным схемам. Дефектолог выставляет на доску звуковые схемы слов.
8. Физминутка.
Дефектолог Ульяна предлагает нам физминутку.
Я по лесу пойду. | Шаги на месте. |
В лесу ягоды найду. | Наклоны вперед. |
Если нет лукошка, | Пожать плечами. |
Соберу в ладошку. | Загибать пальцы. |
Прыгну через лужицу… | Прыжки на месте. |
Голова не кружится? | Покачать головой. |
9. Развитие зрительной памяти и внимания.
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Картинки: пуговица, стул, треугольник, рукав, клумба, кузнечик, улитка.
10. Развитие связной речи.
Дефектолог: Послушайте сказку в обработке О. Капицы «Заяц-Хваста». - Чтение сказки.
- Беседа по содержанию.
- Объяснение смысла пословицы: «Назвался груздем - полезай в кузов».
- Пересказ сказки по цепочке.
- Припоминание слов из сказки со звуком У.
- Запись слов с буквой У и ее обозначение при помощи символа.
///. Итог занятия
Дефектолог: Припомните характеристику звука У. Почему его называют гласным? Подберите слова со звуком У в начале слова.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.
Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление.
Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие «Колодец»; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Закрепление знаний об изученных гласных.
Игра «Опусти ведро в колодец».
Дефектолог раздает каждому ребенку по карточке с изображением двух колодцев. На бревнах колодца записаны слова с пропущенными гласными. На обратной стороне пособий в кармашках лежат изображения ведер с написанными на них гласными А, У.
Дефектолог: «Опустите» ведро в колодец и прочитайте получившиеся слова.
Р-К Л-К
М-К С-К
л-к д-х
Б-К П-Х
М-Х Б-К
2. Знакомство с темой занятия.
Развитие зрительного восприятия (задание 1. с. 5).
Дефектолог: Посмотрите на картинки и назовите сказочных персонажей. Припомните, из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок?
Картинки с изображением сказочных персонажей: Муха-Цокатуха катит копейку, Федора бежит за тарелкой, свинья говорит по телефону.
Дефектолог: Найдите на картинках предметы, похожие на гласную букву и одновременно на цифру, которая ничего не обозначает. (Копейка, тарелка - похожи на цифру 0 и букву О.)
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство со звуком О. с нормой произношения и характеристикой.
2. Знакомство с буквой О.
Дефектолог: Послушайте стихотворения о букве О. (Дефектолог читает стихотворение и выставляет на доску стилизованное изображение буквы О.)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
3. Соотнесение буквы, звука и символа. Произнесение звука О хором и индивидуально. Выделение звука из:
а) ряда гласных - а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;
б) ряда слогов - ку, со, ра, ма, от, ут, эл, ол, во;
в) ряда слов - жаба, зонт, облако, Оля, бублик, жук, бок.
4. Знакомство с героем занятия.
Дефектолог:Сегодня к нам на занятие заглянул еще один герой сказки. Эту сказку придумал и написал Э. Хагард. Составьте картинку из частей, и я познакомлю вас с ним. (Дети собирают картинку с изображением ослика Жоры.)
5. Развитие звукового анализа и синтеза (задание 2. с. 5).
Дефектолог: Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О. (Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)
6. Физминитка.
Дефектолог: Ослик благодарен вам за помощь. Он приглашает вас разучить гимнастику для пальчиков.
Упражнения «Лодка», «Козлик», «Флажок», «Стол».
Дефектолог: Скажите, почему именно эти упражнения выбрал ослик Жора? (В их названии есть звук О.)
7. Развитие слогового анализа и синтеза.
Дефектолог:Запишите названия упражнений пальчиковой гимнастики (запись на доске), поделив слова на слоги. Укажите наличие звука О. Какое слово нельзя поделить на слоги? Почему?
8. Формирование знаний о предложении. Закрепление умений составления предложений по картинке (задание 3. с. 5).
Дефектолог:Ослик принес свои любимые фотографии. Составьте предложения по картинкам и запишите их.
Картинки: Ослик стоит. Ослик бежит по дорожке. Ослик сидит на стуле. Ослик ловит бабочку.
9. Подбор предложений к схемам (задание 3. с. 5). Логопед: Вы составляли предложения, а я составила к этим предложениям схемы. Рассмотрите эти схемы внимательно и
угадайте, какая схема к какому предложению подходит.
Схемы:
_________ _________ .
_________ _________ _________ .
_________ _________ _________ __________ .
_________ _________ _________ __________ __________ .
10. Развитие связной речи.
Дефектолог: Послушайте отрывок из сказки «Федорино горе» и ответьте на вопросы. Дефектолог читает отрывок из стихотворения и задает вопросы по тексту. По выбору ответы могут быть записаны в тетрадь, а также можно предложить детям выполнить задание по развитию звукового анализа и синтеза.
III. Итог занятия:
Дефектолог: Припомните слова для ослика Жоры, назовите, место звука О в них.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Звуко-буквённый анализ слов. Звук и буква Э.
Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой Э; учить соотнесению звука с буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э; формировать знания норм орфографии; тренировать в составлении предложений с использованием глаголов совершенного вида.
Оборудование: буква Э (запись на доске); карточки для орг-момента; картинки на изучаемый звук; предметные картинки с изображением героев занятия; альбомы.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Закрепление знаний о звуковом составе слова.
Дефектолог: Подберите слово к предложенным схемам.
1ист Злитк1 2бл1к2
крЗги 1рк1 плЗг
к1р1нд1ш кЗкЗрЗз1 к2мн1т1
Ключ к схемам: А -1. У - 3. О - 2.
2. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (задание 1.с.6).
Дефектолог: Отгадайте имя девочки по первым звукам представленных картинок: эльф, морковь, молоток, арбуз. (Эмма.)
Дефектолог вместе с детьми припоминает правило, необходимое для написания данного слова.
Дефектолог Назовите первый звук в слове Эмма. (Э.) Тема занятия - звук и буква Э.
3. Сформулировать и записать на доске теми занятия.
II. Основная часть
1. Произнесение звука Э (работа с зеркалами). Знакомство с нормой артикуляиии.
2. Соотнесение звука Э с буквой и символом, необходимым для обозначения на письме.
Дефектолог: Послушайте сказку о букве Э.
Буква Э недовольна
- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита... Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед! Но буквы сказали:
- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.
3. Рассматривание стилизованной буквы Э. Прослушивание стихотворений о букве.
Буква Э с открытым ртом Эгей -гей! - крикун кричит.
И огромным языком! Изо рта язык торчит!
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите красный квадрат, если услышите звук Э. Звуки: а, о, и, э, а, у, э, а, о, э. Слоги: эн, ин, ат, то, ув, эв, ым, ык, эк. Слова: Эмма, Алла, Эдик, Оля, Ира, Эльвира.
5.Развитие звукового анализа на уровне слова.
Дефектолог: Эмма принесла картинки. Рассмотрите их и на зовите. Попробуйте объяснить значение каждого слова. Найдите среди картинок те, что обозначают родственные
понятия.
Картинки: эскимо, экран, экскаватор, аэропорт, аэродром, эскалатор, эмблема, экскаваторщик, элеватор, электропоезд, электромонтер.
6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту (импровизация).
Это - солнце, это - небо,
Это - парта, это - я!
7. Развитие норм орфографии.
Дефектолог: Проговорите для Эммы названия картинок по слогам и запишите их (запись на доске). Укажите наличие и место звука Э.
8. Обогащение словаря (задание 2. с. 6).
Игра «Я знаю это слово».
Дефектолог: Рассмотрите и назовите картинки. Запишите их названия, выделите звук Э.
(Если дети затрудняются в назывании слов, дефектолог предлагает им несколько вариантов на выбор. Если помощь используется неверно, то дефектолог сам объясняет значение данного слова.)
Картинки: эскимос, этажерка, экскурсовод, экипаж, экран, эквилибрист, электровоз, эскимо.
9. Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида (задание 3. с. 6). Дефектолог: Составьте предложения из наборов слов.
- двор, стоит, во, экскаватор.
- дети, экскурсию, поехали, на.
- Эмма, эскимо, вкусное, купила.
III. Итог занятия
Произнесение, характеристика звука Э. Припоминание слов на звук Э.
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ы.
Цели из дачи: познакомить детей со звуком Ы; закрепить знания о гласных звуках; научить давать характеристику звука, познакомить с артикуляцией звука Ы; учить соотноси ь звук с буквой и символом; закреплять навыки подбор-I и правописания качественных прилагательных, образования и дифференциации существительных множественного числа; развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие.
Оборудование: буква Ы (запись на доске), символ звука Ы, стилизованное изображение буквы, карточки с клетками 4x4 (на каждого ребенка), пособие «Цветик-Семицветик», карточки для самостоятельной работы; альбомы.
Ход занятия
Оргмомент
- Закреплённые знания гласных
Дефектолог: Определите гласный звук по беззвучной артикуляции
Дефектолог беззвучно произносит гласные, дети отгадывают, называют гласные и дают им характеристику. Припоминают норму артикуляции.
2. Закрепление навыков образования существительных множественного числа (задание 1,с. 7).
Игра «Один и много».
Дефектолог: Рассмотрите и назовите картинки. Соедините их в пары. Запишите пары слов - названий картинок.
Картинки: абрикос - абрикосы, шар - шары, цветок -цветы, конфета - конфеты.
3. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство с нормой артикуляции и характеристикой звука Ы. Произношение звука хором и индивидуально (перед зеркалом).
2. Знакомство с буквой Ы.
Рассматривание букв различного шрифта, записанных на доске, и стилизованных изображений буквы Ы. Прослушивание стихов, отыскивание буквы Ы среди других букв различного стиля и шрифта.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать ее должны.
3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Игра «Звуковая мозаика».
Дефектолог: Выложите из квадратов на карточке мозаику двух цветов: если услышите звук Ы - положите красный жетон, если нет - белый жетон.
Дефектолог дает каждому ребенку карточку, состоящую из 16 квадратов (4x4), каждая клетка квадрата 1x1 см и набор жетонов двух цветов. Необходимо, чтобы количество жетонов превышало количество клеток карточки.
Слова: стол, мышь, блин, гром, рыжий, сахар, рыба, дыра, конь, зебра, паук, ноты, реки, моря, кран, крыса.
4. Развитие внимания и накопление словаря на звук Ы (задание 2. с. 7).
Дефектолог: Найдите на картинке как можно больше слов со звуком Ы:
- звук Ы стоит в середине слова;
- звук Ы в конце слова;
- звук Ы в середине и в конце слова.
Составьте и запишите короткий рассказ с этими словами.
Картинка: «Звери на катке» (на картине изображены мыши, коты, лисы, которые катаются на катке, вокруг высокие сугробы, ели и сосны, падают крупные снежинки).
Слова: мыши, высокие, носы, сугробы, лисы, коты, сосны, шарфы, кофты, лапы, пуговицы, зубы, усы.
5. Физминитка.
Игра «Носы, хвосты и ушки».
Дефектолог называет части тела животных, дети показывают их. Можно выполнять с целью закрепления пространственной ориентации или на развитие слухового и зрительного внимания.
6. Закрепление знания основных и оттеночных иветов. Тренировка в правописании качественных прилагательных.
Дефектолог: Из сказки вам прислали необычный цветок. У него семь лепестков. Скажите, из какой сказки этот цветок? («Цветик-Семицветик».) Случилось так, что лепестки этого прекрасного волшебного цветка выгорели на солнце. Теперь он потерял свою волшебную силу.
Подумайте и скажите, в какие цвета можно раскрасить лепестки волшебного цветка? Название цвета должно обязательно содержать звук Ы.
Приблизительный перечень слов: красный, оранжевый, желтый, белый, сиреневый, фиолетовый, розовый.
7. Закрепление знания норм орфографии.
Дефектолог: Запишите названия цветов (запись на доске) и укажите наличие и место буквы Ы в каждом слове.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.
Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой И;
учить соотнесению звука с буквой и символом; познакомить с артикуляцией и характеристикой звука И; обогащать словарь детей словами со звуком И; развивать навыки звукового анализа и синтеза; отрабатывать навык употребления существительных в косвенных падежах; развивать логическое мышление, слуховое внимание и зрительное восприятие.
Оборудование: стилизованное изображение буквы И, символы для обозначения звука И (на каждого ребенка), карточки для рисования лабиринта, части сюжетной картинки «Зима», карточки в виде корзинок с записанными на них названиями ягод (на каждого ребенка); альбомы.
Ход Занятия
Оргмомент
Дефектолог: Нарисуйте лабиринт по инструкции. От заданной точки и опуститесь вниз на 4 шага, отступите вправо от заданной точки 5 клеток, начертите аналогичную линию сверху вниз, соедините прямой линией нижнюю очку первой линии и верхнюю точку второй линии. Что у вас получилось? (Буква И).
II. Основная часть
1. Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука И.
Соотнесение звука с символом.
2. Знакомство с буквой И (задание 1.С.8).
Дефектолог: Прочитайте стихотворение о букве И. Рассмотрите стилизованное изображение буквы И. На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок.
3. Знакомство с героем занятия (задание 2. с. 8).
Дефектолог: Одного героя занятия обведите по точкам, а другого раскрасьте. Назовите героев занятия. (Индюк и индеец.) С какого звука начинаются слова «индеец» и «индюк»? (Со звука И.) Запишите слова-названия картинок. Выделите букву И.
4. Развитие фонематического восприятия.
Дефектолог: Послушайте звуки, слоги и слова, которые произнесет индюшонок, и поднимите красный квадрат, если услышите звук И:
а) звуки - а, о, и, э, у, о, э, и, ы, и, у, и;
б) слоги - ти, ип, ап, вы, уп, ыр; ык, ив, уг, зы, зи;
в) слова - Ира, ива, ура, капля, кипарис, игра, ноль, НинаДефектологобращает внимание детей на то, что звук И дружит, с мягкими согласными.
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Дефектолог: Индюшонок принес полную корзину ягод. Он собирал только те ягоды, в названиях которых есть звук И
Назовите ягоды, которые собрал индюшонок.
Названия ягод: рябина, черника, клубника, клюква, малина, ежевика, крыжовник, калина, голубика, вишня.
Дефектолог: Какая ягода случайно попала в корзину? Почему? (Клюква. В названии нет звука И.)
5. Формирования знаний норм орфографии.
С безударной гласной в корне | Произношение совпадает с написанным | Запомнить написание |
РЯБИНА | ВИШНЯ | МАЛИНА |
6. Развитие звукового анализа на уровне слова
Дефектолог:Индюшонок и индеец принесли вам картинки. Подпишите только те из них, в названии которых есть звук И. Укажите место буквы И в слове. Картинки: улитка, утюг, игла, кошка, книга, кит. 8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Корни деревьев», «Зайчик», «Стульчик», «Кулачки». |
в косвенных падежах (задания 4. 5. с. 9). Логопед: Прочитайте предложения на карточках и вставьте недостающее слово со звуком И. (Задание можно выполнять индивидуально и всем вместе, используя запись на доске). - Мама купила новый ... (утюг). - В океане плавает огромный ... (кит). - Нитку нужно вдеть в ... (иголку). |
Лида взяла в библиотеке интересную ... (книгу). Логопед: Припомните предложения и запишите их по памяти. Укажите в словах наличие и место буквы И.
9. Упражнение в употреблении |
Дефектолог: Придумайте и нарисуйте предметы, похожие на буквы А, О, Ы, Э, У, И.
III. Итог занятия (задание 7, с. 9)
Дефектолог: Припомните пять имен мальчиков и пять имен девочек с буквой И. Запишите их в два столбика.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закрепить знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда; развивать навыки звуко-бук-венного анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм орфогра-(Ъии: тоениоовать в согласовании слов в предложении;
фии; тренировать в согласовании слов в предложении; развивать слуховое внимание, восприятие и память, логическое мышление; закреплять графический навык письма.
Оборудование: буква Я (запись на доске), символ для обозначения буквы Я, предметная картинка с изображением моряка Яши, карточки с изображением лабиринта, неизменяемые слова, записанные на карточках в форме осликов; альбомы.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие слухового внимания и восприятия.
Дефектолог: Послушайте стихотворение и назовите в словах букву, которая часто повторяется. (Читая стихотворение, логопед выделяет голосом слова с буквой Я.)
Яше снятся якоря,
Снятся яхты и моря.
Яша маленький пока
Подрастет –
Служить на флот
Обязательно пойдет.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Знакомство с буквой Я. Характеристика.
Знакомство с гласной Я (Й+А). Знакомство с правилом:
гласная Я обозначает два звука, если стоит в начале слова,
после Ь и после гласной.
2. Соотнесение буквы Я с символом (задание I.e. 10).
Дефектолог: предлагает детям рассмотреть схему образования буквы Я, обсуждает ее вместе с детьми.
3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога.
Дефектолог: Вставьте букву Я в слоги и запишите их (запись на доске).
__ м н__ р_________ к в
б__________ ел_________ в_________ д__ м__
4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.
Дефектолог: Моряк Яша привез из последнего морского путешествия много интересных игр и головоломок.
Вот первая игра. Послушайте акростих и назовите первые буквы каждой строки, тогда вы узнаете, какое первое задание приготовил для вас Яша. Я ельником шел,
Гостинец нашел
Отличный, отличный, отличный.
До самых краев,
Корзинка полна
И свеж ар