К концу обучения дети должны знать

1. Названия гласных и согласных звуков и букв.

2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосо­четание, предложение, текст, предлог, приставка, удар­ная гласная, ударный слог, безударная гласная, безудар­ный слог.

3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и
согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предло­жения и текст.

4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ
предложения, предлогов и приставок.

5. Правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь.

1. Различать гласные и согласные звуки.

2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания
и предложения, набор отдельных предложений и текст.

3.Определять ударные и безударные гласные, слоги.

4. Определять в словах место и последовательность звука:
гласных и согласных звуков.

5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах,
слов в предложениях, предложений в тексте.

6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и
синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложе­ний.

7. Графически обозначать звуки, слоги и слова.

Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы уча­щиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза. Использо­вание в работе материалов данного комплекта пособий поз­волит учителю-логопеду в течение года пронести эффектив­ную коррекционную работу и поможет отслеживать дина­мику состояния письменной речи ребенка.

Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каж­дому периоду обучения при коррекции дисграфии, обуслов­ленной нарушениями языкового анализа и синтеза и кон­спекты коррекционных логопедических занятий по устра­нению ошибок при данном виде дисграфии.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Тема логопедического занятия Развитие фонематического анализа и синтеза Развитие слогового анализа и синтеза
Этап 1 (занятия 1-21)
Звук. Буква. Гласные — согласные Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (оп­ределение наличия или отсутствия звука в сло­ве), вычленение звука из начала и конца слова Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по разви­тию координации
Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществляет логопед) Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (опреде­ление наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количе­ства звуков в слове Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по разви­тию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ро­лью гласных. Знакомство с обозна­чением гласных на письме
Согласные звуки и буквы Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (опре­деление наличия или отсутствия звука в сло­ве), вычленение звука из начала и конца сло­ва, определение последовательности и коли­чества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по разви­тию координации


  Тема логопедическо­го занятия   Развитие фонематического анализа и синтеза   Развитие слогового анализа и синтеза
Этап 2 (занятия 22-26)  
  Слог. Слоговой анализ и синтез   Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Диф­ференциация открытых и закрытых слогов   Знакомство с открытыми из закрытыми слога­ми. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем
Этап 3 (занятия 27—31)  
Слово. Словосочета­ние. Предложение. Текст Формирование простых форм фо­нематического анализа и синтеза: выделение первого ударного глас­ного в слове; выделение первого со­гласного в слове; выделение пос­леднего согласного в слове; выде­ление гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Форми­рование сложных форм фонемати­ческого анализа и синтеза: опреде­ление последовательности звуков, определение количества звуков, по­ложение звука в слове относитель­но других звуков Слоговой анализ слов: —двусложные с открытыми слогами; —трехсложные с открытыми слогами; —односложные с закрытым слогом; —двусложные с закрытым слогом на конце слова; — двусложные со стечением согласных в се- редине слова; — двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; —трёхсложные с закрытым слогом на конце; —трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; —трехсложные с двумя стечениями согласных; —односложные со стечением согласных; —двусложные с двумя стечениями согласных; —четырехсложные слова
       

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

Цели и задачи: учить детей четкому произношению звука; со­отнесению звука с буквой и символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А среди сочетаний гла­сных, слогов и слов; развивать простые формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, па­мять, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах.

Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); элементы ру­кописной и строчной букв А; карточки с записью имен для индивидуальной работы; предметные картинки для составления рассказа; демонстрационные картинки, изо­бражающие мальчика и девочку; альбомы.

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Развитие зрительного внимания (задание I.e. 3).
Дефектолог
: Рассмотрите предложенные картинки и найдите спрятавшуюся букву!

Картинки: аист, стоящий на крыше дома; лесенка с од­ной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги (все изображения напоминают букву А).

2. Сформулировать и записать на доске тему занятия.

II. Основная часть

1. Произнесение звукаА. Соотнесение звука с буквой. Знакомство с символом и артикуляционной моделью. Знаком­ство с характеристикой звука А и нормой произношения.

2. Выделение звука А на слух:

а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;

б) из сочетания гласных - ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы;

в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт;

г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум,дыра.

При работе можно использовать звуковые линейки или звуковые схемы.

3. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений.

Дефектолог: К нам на занятие спешила буква А. Но по доро­ге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву, (элементы даются в двух шрифтах) в следующем поряд­ке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная.

Элементы букв: а, А, а.

4. Припоминание и дифференциация мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии.

Дефектолог: Вставьте пропущенную букву А и прочитайте имена, записанные на карточках. Помогите девочке и маль­чику разделить их на две группы: мужские и женские. (Дефектолог выставляет на доску изображение мальчика и девочки.)

Запись на карточках:

_нтон _ртур

-ртём _лл_ _гриппин_

_лён_ _лексей _ня

  5.Соотнесение слов со звуковой схемой. Развитие логического мышления (задание 2. с. 3). Девочка и мальчик принесли картинки с предметами, а также загадки про эти предметы. Отгадайте за­гадки. Определите наличие и место звука А в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам. Схемы: ~

__н_ст_сия _лекс_ндр ндрей

Рыжий хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко Ну, конечно, это ... (белка).

Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост,- ее краса. Это кумушка-... (лиса).

На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. На носу повисла капля. Ну конечно, это ... (цапля).
  *  
*    
    *

Полосатая лошадка –

Вся как детская тетрадка.

Нет ни кляксы, ни пятна.

В Африке живет она. (Зебра)

Лежит пузан на сельской грядке,

Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина).

6. Физминитка.

Пальчиковая гимнастика - «Замок», «Зайка и барабан», «Зайка и зеркало».

7. Развитие звукового анализа на уровне предложения.
Дефектолог: Девочка и мальчик записывали предложения.

Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочи­тайте предложения.

Запись на доске:

М__ м__ купил__ в м__ г__ зине в__ ту.

Около дом__ стоит ___ втомобиль.

Соб__ к__ сидит около будки.

В з__ боре был__ огромн__ я дыр_ у

8. Развитие связной речи.

Дефектолог: Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки).

(Учащиеся первого класса составляют сказку устно и называют слова со звуком А, определяют положение звука и буквы в слове. Учащиеся второго и третьего класса запи­сывают слова или предложения по заданию логопеда.)

Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, карто­фель, кабачки.

Игрушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан.

Приблизительный текст сказки.

На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и ма­шину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими овощами.

III. Итог занятия (задание 3, с. 3)

Дефектолог: Назовите и запишите сначала названия овощей и фруктов с буквой А в середине слова, затем - с буквой А в на­чале слова и в конце слова. Дайте характеристику звуку А.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

Цели и задачи: познакомить детей с буквой У, учить соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четкое произношение звука У; учить детей выделять звук У в ря­ду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в по­нимании смысла пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь.

Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозна­чения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописном шрифтах, пособие «Уля в лесу», карточки с изображе­нием ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста» (в обработке О. Капицы), карточки разных цветов; альбомы.

Ход занятия

/. Орг момент

1. Развитие зрительного восприятия.

Дефектолог: Рассмотрите карточки разных цветов и составь­те из них пары. Назовите цвета карточек. Объясните свое решение.

Карточки: синий - голубой черный - серый

фиолетовый - сиреневый желтый - лимонный

бежевый - коричневый розовый - малиновый

красный - бордовый зеленый - болотный

Дефектолог: Рассмотрите предметные картинки (задание 1, с. 4). Подберите к ним цвет и запишите получившиеся сло­восочетания. Укажите место буквы У в словах. Картинки: уж, туча, парусник, сумка, жук, лук.

2. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

Дефектолог: Послушайте получившиеся словосочетания и определите гласный звук, который повторяется во всех сло­восочетаниях. (Звук У.)

II. Основная часть

1. Произношение звука У хором, индивидуально перед зеркалом. Знакомство с нормой артикуляции и характеристикой звука.

Звук У — гласный, тянется, поется, не встречает при об­разовании преграды для выдыхаемого воздуха.

2.Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами).

Дети поднимают руку или символ для его обозначения на услышанный звук У:

а) из ряда гласных - у, а, о, у, э, ы, а, и, у, о, у;

б) из ряда слогов - ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до;

в) из ряда слов - гусь, утро, он, так, руль, стук, руки, рак.

3. Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 4).

Дефектолог: Рассмотрите картинку и назовите спрятавшие­ся предметы.

Контурные изображения предметов: лук, утка, петух, гу­бы, утюг, груша.

4. Развитие навыков сравнения и обобщения.

Дефектолог: Объедините картинки в пары по какому-либо признаку:

утка - петух (птицы);

утка — утюг (звук У в начале слова);

утюг - губы (слова состоят из 2 слогов и 4 звуков);

груша - петух (слова, состоящие из 5 букв и 5 звуков).

5. Знакомство с героиней занятия.

Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла девочка Уля. (Дефектолог выставляет пособие: «Уля в лесу».) Она собра­лась в лес за грибами и ягодами. Пойдемте вместе с ней...

Уля будет собирать грибы со звуком У, а мы - ягоды с этим звуком. (Дефектолог называет грибы и записывает названия вместе с детьми в левый столбик, затем дети поочередно называют ягоды и записывают их названия в правый столбик и т.д. Параллельно с записью слов дефектолог выставляет карточки с изображением ягод и грибов к ле­вой или правой корзинке.)

Картинки; голубика, черника, брусника, клубника, гру­зди, мухомор, волнушки.

Дефектолог: Какой гриб мы не будем срывать? Почему? (Му­хомор. Это ядовитый гриб.)

6. Подбор слов к звуковым схемам.

Дефектолог: Назовите собранные грибы и ягоды и назовите слова, которые смогут подойти к представленным схемам. Дефектолог выставляет на доску звуковые схемы слов.

8. Физминутка.

Дефектолог Ульяна предлагает нам физминутку.

Я по лесу пойду. Шаги на месте.
В лесу ягоды найду. Наклоны вперед.
Если нет лукошка, Пожать плечами.
Соберу в ладошку. Загибать пальцы.
Прыгну через лужицу… Прыжки на месте.
Голова не кружится? Покачать головой.

9. Развитие зрительной памяти и внимания.

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Картинки: пуговица, стул, треугольник, рукав, клумба, кузнечик, улитка.

10. Развитие связной речи.

Дефектолог: Послушайте сказку в обработке О. Капицы «Заяц-Хваста». - Чтение сказки.

- Беседа по содержанию.

- Объяснение смысла пословицы: «Назвался груздем - полезай в кузов».

- Пересказ сказки по цепочке.

- Припоминание слов из сказки со звуком У.

- Запись слов с буквой У и ее обозначение при помощи символа.

///. Итог занятия

Дефектолог: Припомните характеристику звука У. Почему его называют гласным? Подберите слова со звуком У в нача­ле слова.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синте­за; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чу­ковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление.

Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изоб­ражение буквы О; символ звука О; пособие «Колодец»; раз­резная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Закрепление знаний об изученных гласных.

Игра «Опусти ведро в колодец».

Дефектолог раздает каждому ребенку по карточке с изобра­жением двух колодцев. На бревнах колодца записаны слова с пропущенными гласными. На обратной стороне пособий в кармашках лежат изображения ведер с написанными на них гласными А, У.

Дефектолог: «Опустите» ведро в колодец и прочитайте полу­чившиеся слова.

Р-К Л-К

М-К С-К

л-к д-х

Б-К П-Х

М-Х Б-К

2. Знакомство с темой занятия.

Развитие зрительного восприятия (задание 1. с. 5).

Дефектолог: Посмотрите на картинки и назовите сказочных персонажей. Припомните, из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок?

Картинки с изображением сказочных персонажей: Муха-Цокатуха катит копейку, Федора бежит за тарелкой, свинья говорит по телефону.

Дефектолог: Найдите на картинках предметы, похожие на гласную букву и одновременно на цифру, которая ничего не обозначает. (Копейка, тарелка - похожи на цифру 0 и бук­ву О.)

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство со звуком О. с нормой произношения и характеристикой.

2. Знакомство с буквой О.

Дефектолог: Послушайте стихотворения о букве О. (Дефектолог читает стихотворение и выставляет на доску стилизо­ванное изображение буквы О.)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

3. Соотнесение буквы, звука и символа. Произнесение зву­ка О хором и индивидуально. Выделение звука из:

а) ряда гласных - а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;

б) ряда слогов - ку, со, ра, ма, от, ут, эл, ол, во;

в) ряда слов - жаба, зонт, облако, Оля, бублик, жук, бок.

4. Знакомство с героем занятия.

Дефектолог:Сегодня к нам на занятие заглянул еще один ге­рой сказки. Эту сказку придумал и написал Э. Хагард. Со­ставьте картинку из частей, и я познакомлю вас с ним. (Де­ти собирают картинку с изображением ослика Жоры.)

5. Развитие звукового анализа и синтеза (задание 2. с. 5).
Дефектолог: Ослик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О. (Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)

       
       
     
       
         

К концу обучения дети должны знать - student2.ru

6. Физминитка.

Дефектолог: Ослик благодарен вам за помощь. Он приглаша­ет вас разучить гимнастику для пальчиков.

Упражнения «Лодка», «Козлик», «Флажок», «Стол».

Дефектолог: Скажите, почему именно эти упражнения вы­брал ослик Жора? (В их названии есть звук О.)

7. Развитие слогового анализа и синтеза.

Дефектолог:Запишите названия упражнений пальчиковой гимнастики (запись на доске), поделив слова на слоги. Ука­жите наличие звука О. Какое слово нельзя поделить на сло­ги? Почему?

8. Формирование знаний о предложении. Закрепление уме­ний составления предложений по картинке (задание 3. с. 5).

Дефектолог:Ослик принес свои любимые фотографии. Со­ставьте предложения по картинкам и запишите их.

Картинки: Ослик стоит. Ослик бежит по дорожке. Ослик сидит на стуле. Ослик ловит бабочку.

9. Подбор предложений к схемам (задание 3. с. 5). Логопед: Вы составляли предложения, а я составила к этим предложениям схемы. Рассмотрите эти схемы внимательно и
угадайте, какая схема к какому предложению подходит.
Схемы:

_________ _________ .

_________ _________ _________ .

_________ _________ _________ __________ .

_________ _________ _________ __________ __________ .

10. Развитие связной речи.

Дефектолог: Послушайте отрывок из сказки «Федорино горе» и ответьте на вопросы. Дефектолог читает отрывок из стихотворения и задает вопросы по тексту. По выбору ответы могут быть записаны в тетрадь, а также можно предложить детям выполнить задание по развитию звукового анализа и синтеза.

III. Итог занятия:

Дефектолог: Припомните слова для ослика Жоры, назовите, место звука О в них.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Звуко-буквённый анализ слов. Звук и буква Э.

Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой Э; учить соотнесению звука с буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э; развивать навыки фонема­тического восприятия, звукового анализа и синтеза; обога­щать словарь детей словами со звуком Э; формировать зна­ния норм орфографии; тренировать в составлении предло­жений с использованием глаголов совершенного вида.

Оборудование: буква Э (запись на доске); карточки для орг-момента; картинки на изучаемый звук; предметные кар­тинки с изображением героев занятия; альбомы.

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Закрепление знаний о звуковом составе слова.
Дефектолог: Подберите слово к предложенным схемам.
1ист Злитк1 2бл1к2
крЗги 1рк1 плЗг
к1р1нд1ш кЗкЗрЗз1 к2мн1т1
Ключ к схемам: А -1. У - 3. О - 2.

2. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (задание 1.с.6).

Дефектолог: Отгадайте имя девочки по первым звукам пред­ставленных картинок: эльф, морковь, молоток, арбуз. (Эм­ма.)

Дефектолог вместе с детьми припоминает правило, необхо­димое для написания данного слова.

Дефектолог Назовите первый звук в слове Эмма. (Э.) Тема занятия - звук и буква Э.

3. Сформулировать и записать на доске теми занятия.

II. Основная часть

1. Произнесение звука Э (работа с зеркалами). Знакомст­во с нормой артикуляиии.

2. Соотнесение звука Э с буквой и символом, необходимым для обозначения на письме.

Дефектолог: Послушайте сказку о букве Э.

Буква Э недовольна

- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита... Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропусти­те-ка меня вперед! Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Ва­жно быть полезной.

3. Рассматривание стилизованной буквы Э. Прослушивание стихотворений о букве.

Буква Э с открытым ртом Эгей -гей! - крикун кричит.

И огромным языком! Изо рта язык торчит!

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите красный квадрат, если услышите звук Э. Звуки: а, о, и, э, а, у, э, а, о, э. Слоги: эн, ин, ат, то, ув, эв, ым, ык, эк. Слова: Эмма, Алла, Эдик, Оля, Ира, Эльвира.

5.Развитие звукового анализа на уровне слова.

Дефектолог: Эмма принесла картинки. Рассмотрите их и на­ зовите. Попробуйте объяснить значение каждого слова. Найдите среди картинок те, что обозначают родственные
понятия.

Картинки: эскимо, экран, экскаватор, аэропорт, аэро­дром, эскалатор, эмблема, экскаваторщик, элеватор, элект­ропоезд, электромонтер.

6. Физминутка.

Выполнение движений по тексту (импровизация).

Это - солнце, это - небо,

Это - парта, это - я!

7. Развитие норм орфографии.

Дефектолог: Проговорите для Эммы названия картинок по слогам и запишите их (запись на доске). Укажите наличие и место звука Э.

8. Обогащение словаря (задание 2. с. 6).

Игра «Я знаю это слово».

Дефектолог: Рассмотрите и назовите картинки. Запишите их названия, выделите звук Э.

(Если дети затрудняются в назывании слов, дефектолог предлагает им несколько вариантов на выбор. Если помощь используется неверно, то дефектолог сам объясняет зна­чение данного слова.)

Картинки: эскимос, этажерка, экскурсовод, экипаж, эк­ран, эквилибрист, электровоз, эскимо.

9. Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида (задание 3. с. 6). Дефектолог: Составьте предложения из наборов слов.

- двор, стоит, во, экскаватор.

- дети, экскурсию, поехали, на.

- Эмма, эскимо, вкусное, купила.

III. Итог занятия

Произнесение, характеристика звука Э. Припоминание слов на звук Э.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

Цели из дачи: познакомить детей со звуком Ы; закрепить знания о гласных звуках; научить давать характеристику звука, познакомить с артикуляцией звука Ы; учить со­относи ь звук с буквой и символом; закреплять навыки подбор-I и правописания качественных прилагательных, образования и дифференциации существительных мно­жественного числа; развивать слуховое и зрительное вни­мание, фонематическое восприятие.

Оборудование: буква Ы (запись на доске), символ звука Ы, стилизованное изображение буквы, карточки с клетками 4x4 (на каждого ребенка), пособие «Цветик-Семицветик», карточки для самостоятельной работы; альбомы.

Ход занятия

Оргмомент

  1. Закреплённые знания гласных

Дефектолог: Определите гласный звук по беззвучной арти­куляции

Дефектолог беззвучно произносит гласные, дети отгадывают, называют гласные и дают им характеристику. При­поминают норму артикуляции.

2. Закрепление навыков образования существительных множественного числа (задание 1,с. 7).

Игра «Один и много».

Дефектолог: Рассмотрите и назовите картинки. Соедините их в пары. Запишите пары слов - названий картинок.

Картинки: абрикос - абрикосы, шар - шары, цветок -цветы, конфета - конфеты.

3. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с нормой артикуляции и характеристикой звука Ы. Произношение звука хором и индивидуально (перед зеркалом).

2. Знакомство с буквой Ы.

Рассматривание букв различного шрифта, записанных на доске, и стилизованных изображений буквы Ы. Прослу­шивание стихов, отыскивание буквы Ы среди других букв различного стиля и шрифта.

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы -

Все мы знать ее должны.

3. Развитие слухового внимания и фонематического вос­приятия.

Игра «Звуковая мозаика».

Дефектолог: Выложите из квадратов на карточке мозаику двух цветов: если услышите звук Ы - положите красный жетон, если нет - белый жетон.

Дефектолог дает каждому ребенку карточку, состоящую из 16 квадратов (4x4), каждая клетка квадрата 1x1 см и на­бор жетонов двух цветов. Необходимо, чтобы количество жетонов превышало количество клеток карточки.

Слова: стол, мышь, блин, гром, рыжий, сахар, рыба, ды­ра, конь, зебра, паук, ноты, реки, моря, кран, крыса.

4. Развитие внимания и накопление словаря на звук Ы (задание 2. с. 7).

Дефектолог: Найдите на картинке как можно больше слов со звуком Ы:

- звук Ы стоит в середине слова;

- звук Ы в конце слова;

- звук Ы в середине и в конце слова.

Составьте и запишите короткий рассказ с этими словами.

Картинка: «Звери на катке» (на картине изображены мыши, коты, лисы, которые катаются на катке, вокруг вы­сокие сугробы, ели и сосны, падают крупные снежинки).

Слова: мыши, высокие, носы, сугробы, лисы, коты, со­сны, шарфы, кофты, лапы, пуговицы, зубы, усы.

5. Физминитка.

Игра «Носы, хвосты и ушки».

Дефектолог называет части тела животных, дети показыва­ют их. Можно выполнять с целью закрепления пространст­венной ориентации или на развитие слухового и зрительно­го внимания.

6. Закрепление знания основных и оттеночных иветов. Тренировка в правописании качественных прилага­тельных.

Дефектолог: Из сказки вам прислали необычный цветок. У него семь лепестков. Скажите, из какой сказки этот цветок? («Цветик-Семицветик».) Случилось так, что лепестки это­го прекрасного волшебного цветка выгорели на солнце. Те­перь он потерял свою волшебную силу.

Подумайте и скажите, в какие цвета можно раскрасить лепестки волшебного цветка? Название цвета должно обя­зательно содержать звук Ы.

Приблизительный перечень слов: красный, оранжевый, желтый, белый, сиреневый, фиолетовый, розовый.

7. Закрепление знания норм орфографии.

Дефектолог: Запишите названия цветов (запись на доске) и укажите наличие и место буквы Ы в каждом слове.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой И;
учить соотнесению звука с буквой и символом; познако­мить с артикуляцией и характеристикой звука И; обогащать словарь детей словами со звуком И; развивать навыки звукового анализа и синтеза; отрабатывать навык употребления существительных в косвенных падежах; развивать логическое мышление, слуховое внимание и зрительное восприятие.

Оборудование: стилизованное изображение буквы И, сим­волы для обозначения звука И (на каждого ребенка), кар­точки для рисования лабиринта, части сюжетной картин­ки «Зима», карточки в виде корзинок с записанными на них названиями ягод (на каждого ребенка); альбомы.

Ход Занятия

Оргмомент

Дефектолог: Нарисуйте лабиринт по инструкции. От заданной точки и опуститесь вниз на 4 шага, отступите вправо от заданной точки 5 клеток, начертите аналогичную линию сверху вниз, соедините прямой линией нижнюю очку первой линии и верхнюю точку второй линии. Что у вас получилось? (Буква И).

II. Основная часть

1. Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука И.
Соотнесение звука с символом.

2. Знакомство с буквой И (задание 1.С.8).

Дефектолог: Прочитайте стихотворение о букве И. Рассмот­рите стилизованное изображение буквы И. На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок.

3. Знакомство с героем занятия (задание 2. с. 8).

Дефектолог: Одного героя занятия обведите по точкам, а другого раскрасьте. Назовите героев занятия. (Индюк и ин­деец.) С какого звука начинаются слова «индеец» и «ин­дюк»? (Со звука И.) Запишите слова-названия картинок. Выделите букву И.

4. Развитие фонематического восприятия.

Дефектолог: Послушайте звуки, слоги и слова, которые про­изнесет индюшонок, и поднимите красный квадрат, если услышите звук И:

а) звуки - а, о, и, э, у, о, э, и, ы, и, у, и;

б) слоги - ти, ип, ап, вы, уп, ыр; ык, ив, уг, зы, зи;

в) слова - Ира, ива, ура, капля, кипарис, игра, ноль, НинаДефектологобращает внимание детей на то, что звук И дружит, с мягкими согласными.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Дефектолог: Индюшонок принес полную корзину ягод. Он собирал только те ягоды, в названиях которых есть звук И

Назовите ягоды, которые собрал индюшонок.

Названия ягод: рябина, черника, клубника, клюква, малина, ежевика, крыжовник, калина, голубика, вишня.

Дефектолог: Какая ягода случайно попала в корзину? Почему? (Клюква. В названии нет звука И.)

5. Формирования знаний норм орфографии.

С безударной гласной в корне Произношение совпадает с написанным Запомнить написание
РЯБИНА ВИШНЯ МАЛИНА

6. Развитие звукового анализа на уровне слова

Дефектолог:Индюшонок и индеец принесли вам картинки. Подпишите только те из них, в названии которых есть звук И. Укажите место буквы И в слове. Картинки: улитка, утюг, игла, кошка, книга, кит. 8. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Корни деревьев», «Зайчик», «Стульчик», «Кулачки».
в косвенных падежах (задания 4. 5. с. 9). Логопед: Прочитайте предложения на карточках и вставьте недостающее слово со звуком И. (Задание можно выполнять индивидуально и всем вместе, используя запись на доске). - Мама купила новый ... (утюг). - В океане плавает огромный ... (кит). - Нитку нужно вдеть в ... (иголку).

Лида взяла в библиотеке интересную ... (книгу). Логопед: Припомните предложения и запишите их по па­мяти. Укажите в словах наличие и место буквы И.

9. Упражнение в употреблении

Дефектолог: Придумайте и нарисуйте предметы, похожие на буквы А, О, Ы, Э, У, И.

III. Итог занятия (задание 7, с. 9)

Дефектолог: Припомните пять имен мальчиков и пять имен девочек с буквой И. Запишите их в два столбика.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закрепить знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда; развивать навыки звуко-бук-венного анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм орфогра-(Ъии: тоениоовать в согласовании слов в предложении;

фии; тренировать в согласовании слов в предложении; развивать слуховое внимание, восприятие и память, ло­гическое мышление; закреплять графический навык письма.

Оборудование: буква Я (запись на доске), символ для обоз­начения буквы Я, предметная картинка с изображением моряка Яши, карточки с изображением лабиринта, не­изменяемые слова, записанные на карточках в форме осликов; альбомы.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Развитие слухового внимания и восприятия.

Дефектолог: Послушайте стихотворение и назовите в словах букву, которая часто повторяется. (Читая стихотворение, логопед выделяет голосом слова с буквой Я.)

Яше снятся якоря,

Снятся яхты и моря.

Яша маленький пока

Подрастет –

Служить на флот

Обязательно пойдет.

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с буквой Я. Характеристика.
Знакомство с гласной Я (Й+А). Знакомство с правилом:

гласная Я обозначает два звука, если стоит в начале слова,
после Ь и после гласной.

2. Соотнесение буквы Я с символом (задание I.e. 10).

Дефектолог: предлагает детям рассмотреть схему образования буквы Я, обсуждает ее вместе с детьми.

К концу обучения дети должны знать - student2.ru

3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога.

Дефектолог: Вставьте букву Я в слоги и запишите их (запись на доске).

__ м н__ р_________ к в

б__________ ел_________ в_________ д__ м__

4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Дефектолог: Моряк Яша привез из последнего морского пу­тешествия много интересных игр и головоломок.

Вот первая игра. Послушайте акростих и назовите пер­вые буквы каждой строки, тогда вы узнаете, какое первое задание приготовил для вас Яша. Я ельником шел,

Гостинец нашел

Отличный, отличный, отличный.

До самых краев,

Корзинка полна

И свеж ар

Наши рекомендации