Физиологические и психологические механизмы
Восприятия размеров предметов
Ознакомление с величинами — одна из задач сенсорного и умственного развития детей. Восприятие величины (размера) как одного из пространственных признаков предмета направлено на опознание, обследование объекта и его особенностей при участии зрительных и осязательно-двигательных анализаторов, происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.
И. М. Сеченов: «Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора (сетчаткой и мышцами глаза), которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии».
Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. В процессе упражнений между ощущениями, возникающими при осязании предмета рукой и зрительно, возникает связь, которая в дальнейшем позволяет сравнивать предметы по размеру только зрительно, без осязательной проверки. Закреплению этих связей способствует слово, обобщающее восприятие размера предмета.
Познание величины осуществляется на сенсорной основе, опосредуется мышлением и речью. Восприятие размеров зависит от:
• опыта практического оперирования с предметами;
• развития глазомера;
• развития речи;
• развития мыслительных процессов (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.).
Ранний возраст
Начинает складываться чувственный опыт восприятия и оценки величины в результате установления связей между зрительными, осязательными и зрительно-тактильными ощущениями от игрушек и предметов разных размеров, с которыми оперирует малыш.
Сетчатка глаза новорожденного имеет одинаковое строение с сетчаткой взрослого, поэтому предметы дают правильное изображение. Но ребенок еще не научился управлять двигательной частью зрительного анализатора (это развивается с опытом), поэтому часто делает ложные заключения о размерах предметов.
Многократно воспринимая предметы разного размера на разном расстоянии, связывая восприятие с называнием предметов и их размеров, ребенок учится сравнивать, называть, анализировать, уточнять путем осязательных ощущений.
В конце первого года жизни в процессе предметных действий у ребенка начинает формироваться константность восприятия (способность воспринимать размеры предмета на разном расстоянии в разном положении). У детей второго года жизни могут быть выработаны реакции сравнения величин, которые носят абсолютный, а не относительный характер («У меня есть большая собака»). У детей третьего года жизни константность восприятия предметов, многократно встречающихся в опыте, постепенно становится устойчивой, но носит локальный характер (признак размера закрепляется за конкретным предметом). Довольно часто в своих играх дети игнорируют признак величины (например, пытаются большую игрушку уложить в маленькую коробку).
Четвертый год жизни
Дети различают размеры многих знакомых предметов. В пассивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Например, правильно выполняют задание: «Принеси большой мяч».
Величина предметов воспринимается недифференцированно, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутствуют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины: «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми.
Пятый год жизни
Дети более дифференцированно подходят к выбору предметов по разным параметрам величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведение пальчиком вдоль протяженности. Слова: «величина» и «размер» непонятны многим детям, так как они их редко слышат.
Шестой год жизни
Дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов:
• на глаз;
• способами приложения и наложения;
• при помощи мерки, равной одному из сравниваемых предметов;
• измерения.
Седьмой год жизни
Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения. Складываются благоприятные условия для обучения измерению:
• развитие сенсорики;
• развитие мелкой моторики;
• координация движений;
• согласование движений и слов;
• владение понятием величины и необходимыми терминами;
• владение счетом;
• понимание отношения «часть — целое».
Особенности развития представлений о величинах у детей | Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ |
Трудно воспринимают сущность величины | Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и одинаковые по всем другим признакам (цвет, форма,...). Одну величину изучаем на большом разнообразии наглядного материала. Даем упражнения на классификацию предметов по размерам |
Легче воспринимают размеры предмета, находящегося близко, чем на расстоянии | Сначала сравниваем предметы, находящиеся непосредственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению |
Легче воспринимают сравнение контрастных величин | Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала — неравные, затем — равные по величине |
Дети младшего возраста испытывают интерес к крупным предметам, а старшего — к мелким | С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем постепенно уменьшаем размеры раздаточного материала |
Детям свойственно закрепление признака величины за конкретным предметом: «маленький мяч», «большой мишка» | Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают большие, средние, маленькие...». Раскрываем относительный характер величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона» |
Дети не соотносят размеры предметов с размерами своего тела, игнорируют этот признак | Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размеров приложением (прикладыванием) и наложением (примериванием) |
«Феномен Пиаже» — восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма) | Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знакомим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера |
Легче дается сравнение размеров плоских предметов, чем объемных | Только когда усвоится плоскостное сравнение, переходим к объемным предметам |
Трудно выделяют в одном предмете разные параметры величины | Сначала рассматриваем предметы с ярко выраженным одним параметром, а затем объясняем, что предмет можно характеризовать по нескольким параметрам: «Ленты одинаковые подлине, но разные по ширине». Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом — по двум, затем — по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий» |
Не соблюдают пропорции в рисунках | Тренируем в изображении предметов разной величины и обговариваем соответствие их размеров |
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности:
1. Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.
2. Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.
3. Измерительная деятельность.