Физиологические и психологические механизмы

Восприятия размеров предметов

Ознакомление с величинами — одна из задач сенсорного и умственного развития детей. Восприятие величины (размера) как одного из пространственных признаков предмета направле­но на опознание, обследование объекта и его особенностей при участии зрительных и осязательно-двигательных анализаторов, происходит путем установления сложных систем внутри анали­заторных и межанализаторных связей.

И. М. Сеченов: «Зрительное различение размера предмета воз­можно лишь с помощью установления корковой связи между частя­ми зрительного анализатора (сетчаткой и мышцами глаза), кото­рые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии».

Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупыва­ет» предмет. В процессе упражнений между ощущениями, воз­никающими при осязании предмета рукой и зрительно, возни­кает связь, которая в дальнейшем позволяет сравнивать предме­ты по размеру только зрительно, без осязательной проверки. Закреплению этих связей способствует слово, обобщающее вос­приятие размера предмета.

Познание величины осуществляется на сенсорной основе, опосредуется мышлением и речью. Восприятие размеров зави­сит от:

• опыта практического оперирования с предметами;

• развития глазомера;

• развития речи;

• развития мыслительных процессов (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.).

Ранний возраст

Начинает складываться чувственный опыт восприятия и оценки величины в результате установления связей между зрительными, осязательными и зрительно-тактильными ощущениями от игрушек и предметов разных размеров, с которыми опери­рует малыш.

Сетчатка глаза новорожденного имеет одинаковое строение с сетчаткой взрослого, поэтому предметы дают правильное изо­бражение. Но ребенок еще не научился управлять двигательной частью зрительного анализатора (это развивается с опытом), по­этому часто делает ложные заключения о размерах предметов.

Многократно воспринимая предметы разного размера на разном расстоянии, связывая восприятие с называнием предме­тов и их размеров, ребенок учится сравнивать, называть, анали­зировать, уточнять путем осязательных ощущений.

В конце первого года жизни в процессе предметных действий у ребенка начинает формироваться константность восприятия (способность воспринимать размеры предмета на разном рас­стоянии в разном положении). У детей второго года жизни мо­гут быть выработаны реакции сравнения величин, которые но­сят абсолютный, а не относительный характер («У меня есть большая собака»). У детей третьего года жизни константность восприятия предметов, многократно встречающихся в опыте, постепенно становится устойчивой, но носит локальный харак­тер (признак размера закрепляется за конкретным предметом). Довольно часто в своих играх дети игнорируют признак величи­ны (например, пытаются большую игрушку уложить в малень­кую коробку).

Четвертый год жизни

Дети различают размеры многих знакомых предметов. В пас­сивной речи имеются слова, характеризующие размеры. Напри­мер, правильно выполняют задание: «Принеси большой мяч».

Величина предметов воспринимается недифференцирован­но, дети ориентируются лишь на объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. В словарном запасе обычно присутству­ют слова «большой — маленький». Часто отсутствуют термины, характеризующие различные параметры величины: «длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и др. Обычно и слово «размер» не используется детьми.

Пятый год жизни

Дети более дифференцированно подходят к выбору предме­тов по разным параметрам величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. При выделении того или иного измерения большое значение для ребенка имеет движение рукой, проведе­ние пальчиком вдоль протяженности. Слова: «величина» и «раз­мер» непонятны многим детям, так как они их редко слышат.

Шестой год жизни

Дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов:

• на глаз;

• способами приложения и наложения;

• при помощи мерки, равной одному из сравниваемых пред­метов;

• измерения.

Седьмой год жизни

Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются основой для ознакомления до­школьников с простейшими способами измерения. Складыва­ются благоприятные условия для обучения измерению:

• развитие сенсорики;

• развитие мелкой моторики;

• координация движений;

• согласование движений и слов;

• владение понятием величины и необходимыми терминами;

• владение счетом;

• понимание отношения «часть — целое».

Особенности развития представлений о величинах у детей Методические рекомендации по формированию представлений о величинах в ДОУ
Трудно воспринимают сущность ве­личины Сначала рассматриваем предметы резко контрастные по величине (в 3—4 раза) и одинаковые по всем дру­гим признакам (цвет, форма,...). Одну величину изу­чаем на большом разнообразии наглядного материа­ла. Даем упражнения на классификацию предметов по размерам
Легче воспринимают размеры пред­мета, находящегося близко, чем на расстоянии Сначала сравниваем предметы, находящиеся непо­средственно перед ребенком или у него в руках, потом на расстоянии, затем по памяти и воображению
Легче воспринимают сравнение кон­трастных величин Чем младше дети, тем более контрастные по величине предметы даем на сравнение: сначала — неравные, затем — равные по величине
Дети младшего возраста испытывают интерес к крупным предметам, а старшего — к мелким С младшими дошкольниками рассматриваем крупные предметы, затем постепенно уменьшаем размеры раз­даточного материала
Детям свойственно закрепление при­знака величины за конкретным пред­метом: «маленький мяч», «большой мишка» Показываем одинаковые предметы разной величины: «Мишки бывают большие, средние, маленькие...». Рас­крываем относительный характер величины: «Мишка больше зайца, но меньше слона»
Дети не соотносят размеры предме­тов с размерами своего тела, игно­рируют этот признак Обсуждаем проблему, показывая способы сравнения размеров приложением (прикладыванием) и наложе­нием (примериванием)
«Феномен Пиаже» — восприятию величины мешают другие признаки (цвет, форма) Проводим большую работу по сравнению предметов по величине, количеству, форме. Практически знако­мим со способами сравнения размеров (приложением и наложением). Даем специальные упражнения на развитие глазомера
Легче дается сравнение размеров плоских предметов, чем объемных Только когда усвоится плоскостное сравнение, пере­ходим к объемным предметам
Трудно выделяют в одном предмете разные параметры величины Сначала рассматриваем предметы с ярко выражен­ным одним параметром, а затем объясняем, что пред­мет можно характеризовать по нескольким парамет­рам: «Ленты одинаковые подлине, но разные по ши­рине». Сравниваем предметы сначала по одному параметру, потом — по двум, затем — по трем: «Дом большой, так как он длинный, широкий, высокий»
Не соблюдают пропорции в рисунках Тренируем в изображении предметов разной величи­ны и обговариваем соответствие их размеров

Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной по­следовательности:

1. Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением.

2. Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера.

3. Измерительная деятельность.

Наши рекомендации