Семантические категории
Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: 1) предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные; 2) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дескриптивные и логические термины9.
Суждения выражаются в форме повествовательных предложений (например, «Киев — город», «Корова — млекопитающее»). В этих суждениях субъектами соответственно являются «Киев», «корова», а предикатами — «город», «млекопитающее».
К дескриптивным (описательным) терминам относятся:
1. Имена предметов — слова или словосочетания, обозначающие единичные (материальные или идеальные) предметы («Аристотель», «первый космонавт», «7») или классы однородных предметов (например, «пароход», «книга», «стихотворение», «засуха», «гвардейский полк» и др.).
В суждении «Енисей — река Сибири» встречаются три имени предмета: «Енисей», «река», «Сибирь». Имя предмета «Енисей» выполняет роль субъекта, а имена «река» и «Сибирь» входят в предикат («река Сибири») как его две составные части.
2 Предикаторы— слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами (например, «порядочный», «синий», «электропроводный», «есть город», «меньше», «есть число», «есть планета» и др.). Предикаторы бывают одноместные и многоместные. Одноместные предикаторы обозначают свойства (например, «талантливый», «горький», «большой»). Многоместные предикаторы обозначают (выражают) отношения. Двухместными предикаторами являются: «равен», «больше», «мать», «помнит» и др. Например, «Площадь земельного участка А равна площади земельного участка В», «Мария Васильевна — мать Сережи». Пример трехместного предикатора: «между» (например, «Город Москва расположен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»).
3. Функциональные знаки — выражения, обозначающие предметные функции, операции («ctg α», «+», «V-» и др.).
Кроме того, в языке встречаются так называемые логические термины (логические постоянные, или логические константы).
В естественном языке имеются слова и словосочетания: «и», «или», «если... то», «эквивалентно», «равносильно», «не», «неверно, что», «всякий» («каждый», «все»), «некоторые», «кроме», «только», «тот... который», «ни... ни», «хотя... но», «если и только
если» и многие другие, выражающие логические константы (постоянные).
В символической (или математической) логике в качестве таких констант обычно используются конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция, кванторы общности и существования и некоторые другие.
В символической логике логические термины (логические постоянные) выражаются следующим образом:
Конъюнкция соответствует союзу «и». Конъюнктивное высказывание обозначается , или , или (например, «Закончились лекции (а), и студенты пошли домой (b)») .
Дизъюнкция соответствует союзу «или». Дизъюнктивное суждение обозначается: (нестрогая дизъюнкция) и (строгая дизъюнкция); отличие их в том, что при строгой дизъюнкции сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба, а при нестрогой дизъюнкции истинными могут быть одновременно оба суждения. «Он шахматист или футболист» обозначается как «Сейчас
Петров находится дома или в институте» обозначается как
Импликация соответствует союзу «если... то». Условное суждение обозначается: или (например, «Если будет хорошая погода, то мы пойдем в лес»).
Эквиваленция соответствует словам «если и только если»,
«тогда и только тогда, когда», «эквивалентно». Эквивалентное высказывание обозначается , или , или
Отрицание соответствует словам «не», «неверно, что». Отрицание высказывания обозначается (например, «падает снег» (а); «неверно, что падает снег» .
Квантор общности обозначается и соответствует квантовым словам «все» («всякий», «каждый», «ни один»). •— запись в математической логике (например, в суждении «Все красные мухоморы ядовиты» кванторное слово «все»).
Квантор существования обозначается 3 и соответствует словам «некоторые», «существует». —запись в математической логике (например, в суждениях «Некоторые люди имеют высшее образование» или «.Существуют люди, которые имеют высшее образование» кванторные слова выделены курсивом).
Выразим в форме схемы разновидности семантических категорий (рис. 2).
Примеры
1. Определить дескриптивные и логические термины в суждении: «Все организмы являются одноклеточными или многоклеточными». В этом суждении дескриптивными терминами являются: «организм», «многоклеточный организм», «одноклеточный организм», а логическими терминами: «все», «или».
2. Определить, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения: а) листья, упавшие на землю (дескриптивный термин, имя предмета); б) листья упали на землю (суждение, выраженное в форме повествовательного предложения); в) на всякое погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила (суждение, выраженное в форме повествовательного предложения); г) вы пойдете сегодня в библиотеку? (вопросительное предложение, не содержащее суждения); д) брат Ивана (дескриптивный термин, имя предмета).
Покажем, каким образом, используя семантические категории, можно выявлять логическую структуру мыслей. Ниже приводятся четыре сложных суждения, структуру которых надо выразить в виде формул, используя введенные логические термины.
1. Если у меня будет свободное время (а) и я сдам экзамены по педагогике (b) и психологии (с), то я поеду отдыхать в Крым (d) или на Кавказ (е).
Формула:
Здесь буква а обозначает суждение: «У меня будет свободное время»; буква b — суждение: «Я сдам экзамен по педагогике»; буква с — суждение: «Я сдам экзамен по психологии»; буква d— «Я поеду отдыхать в Крым»; буква е — «Я поеду отдыхать на Кавказ».
2. «Если человек с детства и юности своей не давал нервамвластвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны» (К. Д. Ушинский).
Формула:
Здесь буква а обозначает суждение: «Человек с детства давал нервам властвовать над собой». А так как у нас имеется отрицание («не давал»), то запишем
3. «И добродетель стать пороком может, когда ее неправильно приложат» (В. Шекспир).
Чтобы выявить структуру этого суждения, надо сначала четко выявить основание и следствие, а для этого данное суждение следует привести к четкой логической форме: «Если добродетель неправильно приложат (а), то она может стать пороком (b)».
Формула:
4. «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В. А. Сухомлинский).
Формула:
Задачи к теме «Предмет и значение логики»
I. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: космонавт, металл, автор комедии в стихах «Горе от ума», орденоносец, писатель, участник Великой Отечественной войны.
II. Укажите, какие из приведенных выражений являются именными функциями и какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, или двухместная, или трехместная) и получите из них имена или предложения, выражающие высказывания (суждения), — истинные или ложные.
1. Человек х рыжеволос.
2. Разность чисел 15 и z.
3. Сумма х3 +у3.
4. х — современное государство.
5. Ученый у современник ученого z.
6. Натуральное число z больше 100.
7. Река х впадает в море у.
8. х, деленное на 4 без остатка.
9. х2-у2<7.
10. х и у — братья.
11. Город х расположен между городами у и г.
12. Крупные художники х и z, жившие в XVIII в.
III. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:
а) собака лает;
б) громко лающая собака;
в) самая высокая горная вершина мира;
г) песня, раздающаяся в ночной тишине;
д) песня раздалась в ночной тишине;
е) исполнительница народных песен;
ж) некоторые фигуры плоские;
з) автоматизированная система управления.
IV. Придумайте или найдите в литературе 2—3 сложных суждения, содержащих 5—6 простых суждений, и запишите их структуру при помощи символов.
V. Выразите в символической форме следующие сложные суждения:
1. Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц.
2. Если данный четырехугольник — ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.
3. «Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо).
4. Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.
5. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В. М. Бехтерев).
6. Добро не умрет, а зло пропадет.
7. Овца руно растит, а скупой деньгу копит — не про себя.
8. Не будет и скуки, как заняты руки.
9. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров.
10. «Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини коня, вини дорогу,
И коня не торопись менять».
(Р. Гамзатов).
Глава II ПОНЯТИЕ