Анализа деятельности педагогов и детей по педагогическому процессу
1.Умение кратко и четко записать результаты, полученные в ходе наблюдений.
2. При наличии отрицательных результатов (независимо от того, связаны они с целью проверки или нет), которые дополнительно возникли в процессе наблюдения, обязательно обратить на них внимание и в анализе отразить.
3. Перед наблюдением необходимо за 2—3 дня сообщить педагогу, с какой целью проводится проверка, и ознакомить со схемой.
4. Не откладывая на долгое время, проанализировать просмотренное занятие (или какой-то отрезок дня) вместе с педагогом и записать в индивидуальную карту наблюдения.
5. Дать конкретные рекомендации и через определенный срок провести анализ их применения.
Для удобства использования схем наблюдений предлагается данный каталог. Ниже приводятся схемы в соответствии с заданным каталогом.
Ин- | Наименование схемы контроля | Примечания |
декс | ||
схе- | ||
мы | ||
1. Охрана жизни и здоровья детей | ||
1.1 | Создание условий в группе для охра- | |
ны жизни и здоровья детей | ||
1.2 | Состояние условий на участке | |
1.3 | Организация деятельности детей в течение дня | |
1.4 | Содержание работы по укреплению здоровья детей | |
1.5 | Содержание прогулки | |
1.6 | Закаливание детей | |
1.7 | Организация питания | |
1.8 | Организация физкультминуток | |
2. Образовательный процесс | ||
2.1 | Анализ планирования воспитательно-образовательной работы | |
2.2 | Оценка среды развития | |
2.3 | Оценка эффективности занятия | |
2.4 | Хронометраж занятия | |
2.5 | Технологическая карта | |
2.6 | Анализ занятия и других воспитательных мероприятий | Письменно |
2.7. | Воспитание культурно-гигиенических навыков | |
2.8 | Организация и проведение занятия | |
2.9 | Аспектный анализ поведения ребенка на занятии | |
2.10 | Аспектный анализ деятельности ребенка | |
2.11 | Качество знаний и способов действий | |
2.12 | Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать | |
2.13 | Умение применять знания и умения на практике | |
2.14 | Психологический анализ занятия | |
2.15 | Организация разнообразной деятельности на прогулке | |
3. Физическое воспитание | ||
3.1 | Физическое воспитание | |
3.2 | Использование физкультурного уголка детьми в течение дня | |
3.3 | Анализ физкультурного занятия | |
3.4 | Умение ребенка самостоятельно использовать подвижную игру в своей деятельности | Старший возраст |
3.5. | Оценка двигательной среды развития | |
3.6 | Оценка эффективности физзанятия | |
3.7 | Оценка эффективности физдосуга | |
3.8 | Оценка эффективности секционного занятия | |
4. Игровая деятельность | ||
4.1 | Анализ условий для проведения игр | |
4.2 | Анализ руководства играми воспитателя | |
4.3 | Поведение и знания ребенка в игре | |
4.4 | Анализ руководства педагога играми детей | |
4.5. | Развитие нравственных качеств через игру | |
4.6 | Игровая деятельность | |
4.7 | Оценка руководства игровой деятельностью | |
5. Интелектуально-познавательная деятельность | ||
5.1 | Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка) | |
5.2 | Анализ занятия по математике (уровень усвоения программы) | |
5.3 | Анализ занятия познавательного характера | |
5.4 | Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности детей) | |
5.5 | Сенсорное развитие детей | Младший возраст |
5.6 | Организация и проведение наблюдения | |
5.7 | Ознакомление с флорой и фауной | |
5.8. | Организация наблюдений в природе | |
5.9. | Развитие любознательности и познавательного интереса | |
6. Художественно-речевая деятельность | ||
6.1 | Развитие речи | |
6.2 | Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов | |
6.3 | Пересказ | |
6.4 | Рассказывание по картинке | |
7. Музыкальная деятельность | ||
7.1 | Анализ музыкального занятия | |
7.2 | Оценка эффективности музыкального занятия | |
7.3 | Оценка эффективности развлечения (праздника) | |
7.4 | Оценка музыкальной среды развития | |
7.5 | Оценка руководства театрально-художественной деятельностью | |
8. Изобразительная деятельность | ||
8.1 | Оценка художественно-продуктивной среды развития | |
8.2 | Лепка | |
8.3 | Аппликация | |
8.4 | Анализ занятия по рисованию | |
8.5 | Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие детей | |
9. Трудовая деятельность | ||
9.1 | Ручной труд | |
9.2 | Организация коллективного труда | Старший возраст |
10. Нравственное воспитание | ||
10.1 | Нравственное воспитание | |
10.2 | Выполнение детьми норм и правил культурного поведения при проведении режимных моментов в детском саду | |
10.3 | Культура поведения за столом | |
10.4 | Сформированность навыков поведения, взаимоотношений и этических представлений у детей | Подготовительная группа |
Блок 1. Охрана жизни и здоровья детей
Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей (схема 1.1)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Закреплена ли мебель, оборудование, ее целостность | ||||
Состояние полов и потолка, окон, фрамуг | ||||
Освещенность помещений, электропроводка | ||||
Состояние пособий для занятий (ножницы, кисти и др.) | ||||
Нет травмоопасных игрушек. Состояние игрового материала | ||||
Подбор растений, стекло на аквариумах, оборудование для труда |
Состояние участка (схема 1.2)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Санитарное состояние участка, его освещенность | ||||
Безопасность проведения прогулки | ||||
Состояние оборудования участка | ||||
Содержание и состояние выносного материала |
Организация деятельности детей в течение дня (схема 1.3)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Как проходит раздача и прием пищи в группах | ||||
Проведение утренней гимнастики, физзанятий, состояние оборудования | ||||
Выход детей на прогулку, приход с прогулки (мокрые дети и т.п.) | ||||
Проведение закаливания, состояние оборудования | ||||
Состояние одежды, обуви детей. Наличие на одежде опасных предметов (значки и т.п.) | ||||
Работа с родителями, заведующей, воспитателями по вопросам охраны жизни и здоровья детей |
Содержание работы по укреплению здоровья детей (схема 1.4)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Выполнение режима дня. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей | ||||
Утренняя гимнастика. Оценка комплекса упражнений гимнастики | ||||
Гигиенические требования (одежда, обувь) | ||||
Оздоравливающий эффект |
Содержание прогулки (схема 1.5)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Порядок одевания и раздевания детей, навыки по возрастной группе | ||||
Наличие выносного материала по сезону. Занятость детей | ||||
Двигательный режим детей на прогулке |
Закаливание детей (схема 1.6)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Анализ причин заболеваемости детей | ||||
Виды специальных мер закаливания в группах, наблюдение и оценка | ||||
Закаливание воздухом, режим, проветривание и т.д. | ||||
Индивидуальный подход к детям, листы здоровья, карты развития |
Организация питания (схема 1.7)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Гигиеническая обстановка: | ||||
санитарное состояние;' | ||||
проветривание; | ||||
размещение столовой ме- | ||||
бели; | ||||
выполнение режима пита- | ||||
ния | ||||
Сервировка стола: | ||||
учет требований сервиров- | ||||
ки стола и возраста детей; | ||||
эстетика сервировки; | ||||
оценка деятельности де- | ||||
журных | ||||
Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания: подготовка детей к приему пищи; организация гигиенических процедур; внешний вид детей, на- строение и общение; обстановка в группе во вре- мя приема пищи; навыки пользования столо- выми приборами (ложка, вилка, нож); культура поведения за сто- | ■ | |||
лом (есть ли у детей плохие | ||||
привычки, их причины); | ||||
врачебные назначения по | ||||
индивидуальному питанию | ||||
и их выполнение; | ||||
вносятся ли изменения в | ||||
рацион питания с учетом | ||||
потребностей, функцио- | ||||
нальных изменений орга- | ||||
низма, аппетита детей и со- | ||||
стояния их здоровья | ||||
Общение воспитателя с | ||||
детьми во время приема пи- | ||||
щи: | ||||
умение преподнести блюдо | ||||
(нелюбимое, новое); | ||||
обращение внимания на | ||||
вкусно приготовленную | ||||
пищу, ее внешний вид; | ||||
обучение правилам поведе- | ||||
ния за столом |
Целесообразность использования физкультминуток (схема 1.8)
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
С какой целью проводится | |||||
физкультминутка: | |||||
предупреждение, снятие | |||||
усталости; | |||||
активизация умственной | |||||
деятельности | |||||
2 | Хорошо ли знакомы дети с упражнениями физкультминутки? | ||||
Достаточна ли по времени для ребенка проводимая физкультминутка? | |||||
Эмоционален ли ребенок во время проведения физкультминутки? | |||||
Снижает ли физкультминутка: усталость; мышечное напряжение | |||||
Блок 2. Образовательный процесс
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы (схема 2.1)